Факты

  • При рождении Михаил, кроме имени, получил фамилию Файнштейн, которую в середине 70-х годов был вынужден сменить на русскую фамилию жены (Васильева), чтобы устроиться на работу. Напоминанием о прежней фамилии стало известное прозвище «Фан».
  • Михаил рано увлёкся математикой и последние школьные годы провёл в специализированной физико-математической школе.
  • Как и большинство участников группы Аквариум, Михаил Файнштейн не был профессиональным музыкантом, а стал системным программистом.
  • В 1973 году Михаил познакомился с Борисом Гребенщиковым. Они увидели друг друга в метро, когда оба имели при себе виниловые пластинки британских музыкантов The Moody Blues и John Mayall.
  • В Аквариуме Михаил Файнштейн попал на место ушедшего бас-гитариста Эдмунда Шклярского, ныне лидера рок-группы Пикник. Вскоре «Фан» стал директором Аквариума.
  • До Аквариума Михаил Файнштейн играл на соло-гитаре в группе Фракция психоделии.
  • Несмотря на занятость в музыкальном коллективе, Михаил продолжал работать по специальности в Горном институте, читая лекции студентам, а заодно был модным брючным мастером.
  • В 1981 году Михаил Файнштейн вошёл в совет Ленинградского Рок-Клуба, затем стал во главе комиссии по приёму молодых групп в рок-клуб.
  • С приходом в Аквариум Александра Титова Михаил Файнштейн сменил бас-гитару на перкуссию и играл на ней до ухода из группы в 1991 году.
  • В 1984 году Михаил Файнштейн играл на бас-гитаре в группе Михаила Науменко Зоопарк, заменяя арестованного басиста Зоопарка Илью Куликова. Михаил также принял участие в записи альбома Зоопарка Белая полоса.
  • В 1986 году Михаил Файнштейн играл в составе Аквариума не только на перкуссии, но и на клавишных.
  • В 1987 году вошел в состав группы Трилистник, основанной флейтистом Аквариума Андреем «Дюшей» Романовым, в которой в разное время играли и другие участники Аквариума (помимо «Фана» и «Дюши» — Сергей Щураков, Михаил Кордюков, Александр Ляпин, Пётр Трощенков, Иван Воропаев). Коллектив просуществовал до 1999 года.
  • На рубеже 1980-1990-х годов Михаил Файнштейн вместе с Андреем «Дюшей» Романовым принимали участие в качестве актеров, музыкантов и сценаристов в цикле телеспектаклей Ленинградского телевидения «Ирландские сказки». Ряд сюжетов для этого цикла Михаил и Дюша придумали сами, выдав их за ирландский фольклор.
  • В 1990 году музыкант создал собственную фирму «Творческое Товарищество “Сестра”» при Ленинградском комитете литераторов. Фирма занималась концертом деятельностью, выпуском плакатов и книг. В частности, была издана книга текстов песен Бориса Гребенщикова «Дело мастера Бо».
  • В первоначальной версии культового фильма Сергея Дебижева «Два капитана-2», в котором, помимо Бориса Гребенщикова и Сергея Курехина, принял участие весь действующий на тот момент состав Аквариума, персонаж, сыгранный Михаилом Файнштейном, был одним из основных действующих лиц. После значительного сокращения киноленты в угоду прокатчикам роль Михаила свелась к минимуму.
  • 20 апреля 2005 года Михаил Файнштейн последний раз вышел на одну сцену с Борисом Гребенщиковым. Это произошло на концерте, посвященном 50-летию Майка Науменко в ДК им. Горького в Санкт-Петербурге. Вместе с Файнштейном и Александром Ляпиным БГ исполнил старый хит Аквариума Блюз простого человека.
  • Михаил Файнштейн исповедовал буддизм.
  • Совместно с актёром и режиссёром Александром Башировым Михаил Файнштейн занимался организацией Международного фестиваля независимого кино «Дебошир Фильм».
  • В последние годы жизни музыкант занимался реставрацией архивов группы «Трилистник», и к 4000-летнему юбилею «Аквариума» опубликовал в сети один из видеоклипов коллектива Дюши Романова.
  • 17 ноября 2013 года Михаил Файнштейн скончался в Санкт-Петербурге от панкреатита. Церемония прощания состоялась 20 ноября в ДК Ленсовета. Прах музыканта был развеян над Невой.

Цитаты

  • У мужчины может быть две цели: или памятник при жизни, или заработать миллион.
  • Когда занимаешься таким делом, как рок-н-ролл, то возникают моменты, когда интересы группы оказываются выше интересов семьи.
  • Энергетика человека, находящегося на сцене, очень сильно отличается от энергетики человека, который сидит дома. Творческая энергетика не вписывается в быт.
  • При советской власти был момент, который десятилетиями вдалбливали людям в голову, что пожилого человека надо слушать, потому что он умный. Теперь всё повернулось ровно на 180 градусов. А правда находится посередине.
  • Когда-то у меня было полное ощущение, что рок-н-роллом можно заниматься лет до 25. Представить в начале 1970-х, что ты стоишь на сцене и играешь рок-н-ролл в 43 года – это было бы довольно странно. А оказывается, можно и даже интересно.
  • Вот когда Попов изобрел радио, мало кто поверил, что есть лучи, которых не видно. Есть энергия, которую не видно. Ее можно зафиксировать какими-нибудь произведениями или действиями. Нет прибора, чтобы замерить. И вот когда человек находится в этом энергетическом поле, когда несколько человек настроены на одну волну, нужно иметь очень специальные силы, чтобы с этим совладать. Это кажется странным, но много раз подтверждается.