Кино и музыка существуют бок о бок с тех времён, когда появилось первое звуковое кино. Но даже и во времена немого кино в зале во время показа сидел человек, который играл на рояле, поддерживая музыкой атмосферу фильма. Пожалуй, ни в одном другом жанре кроме кино нет такой связи между изображением, движением, звуком, голосом и музыкой.

Стоит ли удивляться, что некоторые кинорежиссёры не ограничиваются созданием кинолент, а обращают свой взор (или, может быть, вернее – слух?) в сторону музыки?

У героев сегодняшней подборки создание музыкальных произведений и исполнение их – не просто хобби, чтобы убить вечер после трудового дня на киностудии. Для них это вполне себе полноправное, а у кого-то и профессиональное направление деятельности, стоящее в одном ряду с созданием киношедевров (а нешедевральных режиссёров мы бы и рассматривать не стали).

1. Джон Карпентер

John Carpenter


Фото - Alessandro Bosio 

Американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Джон Карпентер, автор культовых фильмов «Нечто», «Хэллоуин», «Побег из Нью-Йорка» и «Побег из Лос-Анджелеса», оказывается, ещё и музыку сочиняет. Его неспешные и зловещие мелодии на грани соприкосновения эмбиента и прогрессивного рока даже заслужили у поклонников отдельного названия – карпентеркор. В 2015 и 2016 годах соответственно у Карпентера вышли в свет два альбома, незатейливо названные Lost Themes и Lost Themes II, содержащие инструментальные композиции в исполнении самого Карпентера, его сына Коди и крестника Даниэля Дэвиса.

О саундтреке к «Halloween»:

«Отец научил меня играть на бонго. Он как-то подарил мне набор бонго на рождество. Мне было лет 13 или 14. Так что я просто сыграл это на пианино и вот, пожалуйста».

Также на заре своей карьеры Карпентер совместно с двумя другими режиссёрами Томми Ли Уоллесом (Tommy Lee Wallace) и Ником Кастлом (Nick Castle) создал группу The Coupe de Villes, играющую синтезаторные мелодии, смешанные с рок-н-роллом. В частности, группа участвовала в записи саундтрека к фильму Карпентера «Большой переполох в Маленьком Китае» («Big Trouble in Little China»), музыка к которому в числе многих других произведений режиссера номинировалась на премию Сатурн.

К концу 90-х Карпентер всё чаще использовал в своих саундтреках гитарные партии – видимо, так сказалась его любовь к тяжелому року и металу. В «Вампирах» (за саундтрек к которому в 1998 году Карпентер получил-таки заветную статуэтку) звучит отличный классический тяжелый блюз, а для исполнения его музыки к фильму «Призраки Марса» и вовсе пригласили группу Anthrax.

Можно сказать, что так или иначе Карпентер самостоятельно обеспечил саундтреками практически все свои фильмы.

2. Дэвид Линч

David Lynch


Фото - http://www.zimbio.com 

Дэвид Линч занят не только тем, что снимает странное кино. В свободное время он занимается живописью и фотографией, снимает рекламные ролики и видеоклипы (например для Sparks, Nine Inch Nails и Moby), рисует комиксы и проектирует мебель. Будучи известным кофеманом, Линч разработал даже свою марку кофе David Lynch Signature Cup Coffee. А ещё он пишет музыку.

Первое появление Линча на сцене с презентацией дебютного альбома Вluе Bоb (а ведь мы, смотревшие Твин Пикс, помним, кто такой Боб?) произошло в легендарном концертном зале Олимпия в Париже в 2001 году. Оно произвело нешуточный фурор, ведь музыка, которую Линч сочиняет, вполне под стать его фильмам – такая же странная, пугающая и неожиданная (справедливости ради стоит отметить, что не вся, – например, Good Day Today представляет собой вполне бодрое техно. Что, на наш взгляд, ещё страннее).

Сам Линч говорит, что при первых же звуках его музыки слушатели пугаются, волосы у них удлиняются на десять сантиметров, a кожа на лице натягивается. И знаете, нет повода ему не верить. Эта музыка кажется неким экспериментом по скрещиванию мелодий и шумов, который его соратники по творчеству не то в шутку, не то всерьёз называют Factory rock. Кроме непосредственно музыки Линч является автором еще и текстов к песням, которые зачастую на самом деле были написаны им десятки лет назад и просто ждали своего часа, чтобы выйти из сумрака.

«Мне кажется, что с выходом своего первого альбома я создал новый звуковой мир, снял звуковой фильм, кадры-ноты которого существуют в невидимой партитуре пространства вашего воображения. Я использую свою гитару в качестве генератора звуковых эффектов. A если вы меня спросите, что меня вдохновило на запись первого альбома, – отвечу так: старые заводы, грязные, задымленные и насквозь проржавевшие. Огонь, пaр, электричество… Я обожаю эти парализованные организмы, молчащие годами и разрушающиеся от времени. Я придумываю им голоса, я сочиняю за них музыку…»

3. Эмир Кустурица

Емир Кустурица


Фото - http://cafeycabaret.com 

Югославский и сербский кинорежиссёр Эмир Кустурица широко известен не только своими работами в кино – он является еще и гитаристом фолк-рок-группы The No Smoking Orchestra. Неудивительно, что музыка этой группы звучит и в саундтреках к фильмам самого Кустурицы: «Чёрная кошка, белый кот», «Клубничка в супермаркете» и «Жизнь как чудо», а также в панк-опере «Время цыган».

«Чтобы снимать кино, нужно закрыть глаза и услышать симфонию. А чтобы делать хорошую музыку, надо открыть глаза и увидеть эти звуки».

Интересный факт: в качестве ударника в The No Smoking Orchestra выступает сын Эмира – Стрибор Кустурица, чья собственная этно-рок-группа Stribor Kusturica & the Poisoners в свою очередь записала саундтрек к фильму «Завет» (режиссёром которого является угадайте кто). Также Стрибор является композитором документальной ленты своего отца «Марадона» и одним из соавторов панк-оперы «Время цыган». Вот такой вот запутанный семейный кино-музыкальный клубок.

4. Клинт Иствуд

Clint Eastwood


Фото - Chris Felver 

Клинт Иствуд не только главный ковбой кинематографа, титулованный кинорежиссер и продюсер, но и довольно талантливый джазовый музыкант. Впрочем, музыкантом Клинт мечтал стать ещё с юности.

«Когда умер Фэтс Уоллер, мать принесла домой целую коллекцию его записей... Я научился играть на пианино, слушая его записи и пытаясь подражать другим джазовым музыкантам. Увлекался буги-вуги, джазом и бибопом. Я рассказывал истории на пианино задолго до того, как снял свой первый фильм».

После окончания школы Иствуд даже успел поработать джазовым пианистом в одном из лос-анджелесских баров и собирался поступать на музыкальное отделение в университете, однако уход в армию и вспыхнувшее там увлечение кинематографом отодвинули музыкальные планы в дальний ящик. Но в итоге своим музыкальным предпочтениям он оказался верен: сочинил музыку для нескольких собственных картин и даже снял фильм «Птица», посвящённый знаменитому джазмену Чарли Паркеру.

Альбом Rawhide’s Clint Eastwood Sings Cowboy Favorites вышел в 1962 году, дальше Клинт работал уже в качестве автора саундтреков, например, к фильмам «Малышка на миллион», «Таинственная река», «Подмена», «Чудо на Гудзоне», «Грейс больше нет с нами», либо записывал музыку совместно с другими музыкантами. В его активе записи с Реем Чарльзом, Лайзой Минелли и Фрэнки Лэйном.

Сын Клинта Кайл Иствуд к радости отца также имеет отношение к джазу и является вполне успешным джазовым бас-гитаристом.

5. Вуди Аллен

Woody Allen


Фото - http://www.independent.co.uk/ 

Режиссёр и актёр Вуди Аллен, как несложно догадаться по звуковому сопровождению его фильмов, поклонник джаза и классической музыки. С детства обожающий джаз, Аллен играет на кларнете, а в честь своего любимого музыканта, кларнетиста Вуди Хермана, даже выбрал себе псевдоним.

Начиная с конца 60-х Аллен регулярно выступает в клубах и кафе, и говорят, что именно эти выступления и страсть режиссёра к аутентичному нью-орлеанскому джазу были причиной его отсутствия на церемонии вручения Оскара: оба мероприятия совпадали по времени.

Аллен настолько любит музыку, что на протяжении многих лет по понедельникам выступает в нью-йоркском отеле «Carlile» со своей группой New Orleans Jazz Band, в которой он играет на кларнете. Вместе они записали два альбома, а их турне по Европе в 1996 году стало основой для документального фильма о джазе «Блюз дикого человека» («Wild Man Blues»).

И всё же перед нами Вуди Аллен, его ироничное отношение к окружающей действительности не миновало и музыку:

«Музыка в фильме – отличный способ замаскировать массу погрешностей».

6. Мишель Гондри

Michel Gondry


Фото - Julien+Adrien 

Отметился на музыкальном поприще и французский кинорежиссёр (наиболее известен он фильмами «Вечное сияние чистого разума» и «Наука сна»), сценарист и клипмейкер Мишель Гондри. Его музыкальное наследие, пожалуй, не так богато, как кинематографическое: поп-рок-группа Oui Oui, которую он основал со своими друзьями, успела выпустить всего два альбома и несколько синглов к моменту своего распада в 1992 году. Сам Мишель в группе участвовал в качестве барабанщика и создателя видеоклипов – собственно, с этого, можно сказать, и началась его режиссёрская карьера.

Творчество Гондри до сих пор тесно связано с музыкой: начав со съемок видео Human Behavior для Бьорк, он продолжает сотрудничать с ней и по сей день, в общей сложности сделав для неё 7 видеоклипов. К слову, в основу сценария Human Behavior легли мотивы сказки про трех медведей, а, по словам самого Гондри, ещё одним из источников вдохновения стал мультфильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Также Гондри неоднократно успел поработать в качестве клипмейкера с Radiohead, The White Stripes, The Chemical Brothers, Daft Punk и Beck. И кстати, всем известный ролик кофе-машин Nespresso с Джорджем Клуни тоже срежиссирован им. Забавно при всём этом слышать от него:

«Честно говоря, я всегда избегал дискотек. Не люблю выходить из дома и ходить в общественные места, поэтому я совсем не крутой».

7. Роберт Родригес

Robert Rodriguez


Чем известен Роберт Родригес в кино, полагаю, рассказывать никому не нужно, однако он и в музыкальной области успел отметится. Основанная им музыкальная группа Chingon, играющая в стиле мексикан-рок, начав с записи песен к его же фильму «Однажды в Мексике», далее выпускает альбом Mexican Spaghetti Western и принимает участие в записи саундтрека к «Kill Bill: Vol. 2», «Grindhous»e и «Machete». Родригес участвует в группе в качестве гитариста. Его гонорар за работу композитором в «Kill Bill» составил $1 – столько же ему заплатил Тарантино за режиссуру в «Sin City». Родригес, честный человек и настоящий друг, обещал заплатить Квентину за сиквел вдвое больше. Ну, главное, чтоб у налоговой вопросов не было.

Хотя всё музыкальное творчество Родригеса связано напрямую с его и Тарантиновскими кинолентами, остальные члены группы также выступают самостоятельно уже под названием Del Castillo.

Несмотря на всё богатство выбора высказываний самого Родригеса, закончить хочется мнением Микки Рурка:

Мне нравится Роберт Родригес. Он бесстрашен и он... кладет на все **й. Я как-то сказал о нем: Роберт плавает в той воде, в которую еще никто не входил до него. Я уважаю это. А еще мне нравится его ковбойская шляпа.

Mickey Rourke

Нам, кстати, тоже.