Патрик Мораз и Рика Уэйкмана в Yes

Для знаменитой прогрессив рок группы Yes год 1974-й был напряжённым и неоднозначным. С одной стороны, коллектив находился в зените славы, творческая энергия била ключом. С другой стороны, насыщенный график студийных сессий и гастролей не мог не сказаться в худшую сторону на отношениях между музыкантами. А вышедший в декабре предыдущего года амбициозный и грандиозный альбом Tales from Topographic Oceans вызвал смешанные отзывы публики, от восхищения до обвинений в напыщенности.

С последними был солидарен и клавишник Yes, Рик Уэйкман. Он считал TFTO претенциозной пустышкой (несмотря на всю амбициозность пластинки) и не испытывал удовольствия от исполнения песен с него на концертах. Плюс ко всему, Рик уже добился успеха вне группы и строил планы по сольной карьере. Сыграли роль и проблемы клавишника со здоровьем — 27 июля 1974-го года после своего концертного шоу Journey to the Centre of the Earth 25-летний Уэйкман перенёс сердечный приступ.

Все эти факторы привели к первому уходу Рика из Yes (уходов и возвращений впоследствии будет множество). Его бывшим коллегам пришлось поломать голову — такого высококлассного исполнителя заменить очень непросто. Сначала на вакантную должность претендовал греческий композитор и пионер электронной музыки Вангелис, но в итоге ему с группой оказалось не по пути. Таким образом, новым клавишником Yes стал швейцарец Патрик Мораз.

Его союз с прославленной группой не продлился долго. Мораз поучаствовал в записи всего одного альбома, Relayer. В структурном плане шедший вполне в русле, скажем, блистательной работы Close to the Edge (1972 г.), музыкально он являл собой отход от классических традиций коллектива. Этот отход достигнут во многом благодаря Моразу с его ориентацией на джаз-фьюжн. Также швейцарский клавишник использовал для записи уникальное оборудование, которое в каких-либо других творениях Yes услышать нельзя. Для создания звуковых эффектов в композиции The Gates of Delirium, вдохновением для которой послужил роман «Война и мир» Льва Толстого, и двух остальных песнях Морац задействовал инструменты, существовавшие тогда ещё только в виде прототипов (например, с помощью Vako Orchestron генерировалось звучание струнных на пластинке).

Relayer обнадёжил поклонников Yes, беспокоившихся по поводу адекватной замены Уэйкману. Однако, при всей коммерческой успешности, многие исследователи ныне находят альбом недооценённым и незаслуженно остающимся в тени более известных и раскрученных пластинок. Уже при записи следующей пластинки вернулся в группу Уэйкман, и надобность в Моразе отпала. С тех пор он занят, главным образом, сольной карьерой.