u2

В один из сентябрьских дней 1984 года увидел свет легендарный Powerslave — первый альбом Iron Maiden, записанный тем же составом, что и предыдущий. Конечно же, мы не могли не отметить 3 сентября в истории рока и группы в целом.

После выхода в 1980-м дебютного одноименного альбома в составе Iron Maiden произошла смена гитариста: Денниса Стрэттона сменил Эдриан Смит, который поучаствовал в записи следующего альбома, Killers. Минул ещё один год, и из «Железной Девы» уходит вокалист Пол Ди’Анно, и голосом группы становится Брюс Дикинсон. Выходит The Number Of The Beast и британцев вновь настигает смена состава: уволен ударник Клайв Берр, и к началу записи Piece Of Mind место за барабанной установкой занимает Нико МакБрейн. И как не странно, но в 1984 году все пять музыкантов (Харрис, Мюррей, Смит, Дикинсон и МакБрейн) по-прежнему остаются единой командой. И в данном случае стабильность как никогда стала залогом высочайшего мастерства.

Стив Харрис: «В поддержку Piece Of Mind мы предприняли целое мировое турне, которое должно было позволить Нико прижиться в группе — ведь бас-гитарист и ударник должны понимать друг друга очень хорошо. Так что эти гастроли, наверное, помогли нам наладить мосты меж собой».

Стив Харрис: «Мы совершенно не представляли себе, что мы будем писать — и так перед каждым новым альбомом. Нет ни каких-то старых неизданных песен, оставшихся с прошлых сессий, ни даже отдельных музыкальных фрагментов. Мы работали с абсолютно свежим материалом в абсолютно четко очерченный временной период — мы никогда не сочиняем на гастролях»

Брюс Дикинсон: «Всё делалось наобум. Собственно, так происходит всегда, хотя никто этому не верит. Я пишу свои тексты так, чтобы они были максимально визуализируемы, потому что я думаю таким образом. Каждый написанный мною текст я представляю себе словно на картинке. Я «пою картинками» — когда я пою, я представляю себя на палубе этого чертового корыта в Rime Of The Ancient Mariner или думаю о «псах войны» в 2 Minutes To Midnight. Я пишу в своём маленьком мирке, а затем вываливаю всё это на бумагу в форме текста».

Эдриант Смит о Rime Of The Ancient Mariner (13-минутной песни, основанной на поэме Сэмюэля Тейлора Кольриджа): «Это была безумная идея Стива. В те дни у нас была такая практика: мы мчались в Джерси как банда злобных неплательщиков налогов, арендовали там студию и записывали материал, какой у кого имелся. А затем все вместе доводили эти фрагменты до ума. Я чаще всего работал в связке с Брюсом, который писал тексты к моим песням, или с Дейвом, который писал гармонии и некоторые гитарные партии. Стив же обычно работает в одиночку, показывая свои песни остальным, лишь доведя их до 90-процентной готовности. Когда же он показал нам Mariner, я тут же понял, что мы должны выпустить эту песню — я никогда раньше не слышал ничего подобного. Когда мы писали эту композицию на Багамах, он вывешивал текст песни на стену. И этот текст занимал ВСЮ стену — от пола и до потолка, таким он был длинным. И сам Стив был так воодушевлён этой композицией, что легко убедил всех остальных — иначе и быть не могло.»

Стив Харрис: «Я не знаю, откуда взялась идея этой песни. Изначально я начал писать её ещё в Джерси, но львиная доля всей работы пришлась на студию на Багамах. Забавно, но никто и не предполагал, что она окажется длиной в 13 минут. Мы планировали записать восьми-девятиминутную композицию, но когда в конце концов наш продюсер Мартин Бёрч (работавший с Maiden со времен Killers, а в 70-х сотрудничавший с Deep Purple) измерил её, мы воскликнули «Ну нифига себе! Тринадцать минут!» И тем не менее, играя эту песню на концертах, мы нисколько не ощущаем этих тринадцати минут.»

Эдриан Смит: «Замысел Powerslave принадлежит Брюсу. Весь тур в поддержку Piece Of Mind он проездил с отвратительным японским четырёхдорожечным магнитофоном. В итоге у него накопилась куча идей, в том числе и та самая египетская тема. Все, кто слышал его рассказы об этом, незамедлительно поднимали вверх большой палец. И мы решили взять её за основу.»

Стив Харрис: «Стилистика альбома — это полностью случайное стечение обстоятельств. Ничего заранее согласованного или запланированного. Когда мы начинаем очередной тур Iron Maiden, мы действительно хотим иметь какой-то повод или тему для него. Оформление альбома должно быть согласовано с декорациями сцены. У меня никогда не возникало проблем с тем, чтобы придумать большое шоу — напротив, я не могу понять, когда группы ничего не пытаются сделать со своими декорациями. Если ты собираешься показать людям представление, сделай его офигительно качественным и запоминающимся».

Стив Харрис о Losfer Words (Big ‘Orra) (одна из редких инструментальных композиций IM): «У нас просто не было для неё текста. К тому же, когда мы её слушали, нам показалось, что было бы неправильно, если бы мы положили слова на эту песню: настолько хороша была мелодия.»

Брюс Дикинсон: «Losfer Words? Можете понимать это буквально (жарг. от Lost For Words — у меня нет слов). У нас больше не было текстов, и мы буквально бились как рыба об лёд, пытаясь найти слова, которые были бы в тему к музыке. Но кто-то в итоге усомнился, а нужны ли слова вообще? И я согласился «Нет, не нужны. Всё отлично так, как оно есть.»

Появившись на прилавках музыкальных магазинов 3 сентября 1984 года, Powerslave добрался до второй строчки британских чартов и до 21-й — американских. За ним последовал невероятно масштабный и продолжительный тур, по мотивам которого в 1985 вышел концертный альбом «Live After Death». По сей день Powerslave считается одним из наиболее важных метал-альбомов 1980-х, по-прежнему являясь источником вдохновения для множества групп: как новичков тяжёлой музыки, так и для давно зарекомендовавших себя звёзд. И эта пластинка, бесспорно, стала важнейшей вехой в истории рока и Iron Maiden, открыв для лондонцев новую эпоху их творчества.