Противоречивая пластинка, тем не менее, смогла добиться успеха.

David Bowie — Tonight (1984)


Tonight - David Bowie


1. Loving the Alien
2. Don’t Look Down
3. God Only Knows
4. Tonight
5. Neighborhood Threat
6. Blue Jean
7. Tumble and Twirl
8. I Keep Forgettin’
9. Dancing with the Big Boys

Подготовка и условия записи

16-й студийный альбом Хамелеона рок-н-ролла, выпущенный вскоре после того, как завершился тур в поддержку предыдущего релиза, хитового Let’s Dance, был попыткой Боуи держать руку на пульсе событий и сохранить аудиторию, приобретённую благодаря успеху альбома-предшественника. Попытка была в определённой степени вынужденной — изначально планировалось выпустить концертник по материалам тура, но руководство EMI настояло на новом студийном альбоме.

Дэвид активно работал над Tonight по завершении своего Serious Moonlight Tour. Работа протекала непросто — по признанию музыканта, если Let’s Dance был готов за три недели, то запись Tonight растянуласть недель на пять или около того. А это слишком много для человека, привыкшего работать в студии быстро.

Боуи целенаправленно стремился сохранить саунд Let’s Dance, чувствуя, что его новые поклонники возжелают услышать на новой пластинке примерно то же самое, что и раньше. Исходя из этих намерений, он привлёк к записи музыкантов Borneo Horns, исполнивших партии саксофона, кларнета и аранжировавших звучание струнных инструментов.

Ещё одно сходство с Let’s Dance (и различие с большинством предыдущих альбомов Великого Бо) заключалось в том, что Дэвид не играл ни на одном инструменте во время записи, почти полностью отдав музыкальную часть на откуп своей команде и лишь изредка делая критические замечания. Основная работа Боуи над звучанием осталась на стадии демо-записей, которые он предусмотрительно подготовил. Тогдашний гитарист группы Дэвида Карлос Аломар был приятно удивлён и восхищён таким ответственный подходом: «В первый раз за одиннадцать лет я работаю с чуваком, который заранее приготовил к записи хоть что-нибудь!»

Присутствовал в студии и Игги Поп, да не просто присутствовал, а активно трудился над созданием альбома. Две композиции, заглавная Tonight и Neighbourhood Threat, представляли собой переработанные версии песен, выпущенных в своё время на альбоме Игги Lust for Life, а Don’t Look Down — на New Values. Кроме того, Поп выступил на новом альбоме Боуи соавтором ещё нескольких композиций.

Композиции альбома

Следует заметить, что новой версией Neighbourhood Threat Боуи оказался недоволен и впоследствии сокрушался, что, если бы время обернулось вспять, он бы никогда не записал эту песню или хотя бы сделал это иначе. А так композиция стала одной большой ошибкой. «У меня тогда был неподходящий для исполнения этой песни коллектив музыкантов; прекрасный коллектив сам по себе, но не для данной вещи» — говорил Дэвид.

Loving The Alien — композиция, выросшая из демо под номером «1». Мрачная вещь, очень личная для Боуи, не совсем вписывающаяся в настроение альбома. Возникла, по словам автора, из ощущения, как много в истории неправильного и неверного, и как много наших действий базируется на неверном знании, которое мы оттуда почерпнули.

Tumble and Twirl — одна из тех вещей, где соавтором выступил Поп, рассказывает о приключениях друзей Игги и Дэвида на островах Бали и Ява во время отпуска по случаю окончания тура в поддержку Let’s Dance.

Don’t Look Down — один из примеров попытки Боуи записать трек в стиле регги (предыдущим был Yassassin на альбоме Lodger). Влияние регги чувствуется и в заглавной композиции Tonight (вместе с Дэвидом песню исполняет Тина Тёрнер).

Неплохо оторвались Игги и Дэвид в поп-композиции Dancing with the Big Boys, записанной за 8 часов подначивающими друг друга приятелями и посвящённой теме «маленького человека, сокрушённого гнётом корпоративных структур и правил».

Присутствует на пластинке и кавер-версия хита The Beach Boys God Only Knows

Ну, а самый главный хит Tonight — это Blue Jean, выход которого в качестве сингла сопровождался несколькими видео, в том числе 21-минутным короткометражным фильмом Джулиана Темпла Jazzin’ for Blue Jean, что отражало давние стремления Боуи сочетать музыку и киноискусство.

Отношение критиков

Несмотря на несколько позитивных рецензий, многие отзывы были отнюдь не благозвучны. Отмечалось, в частности, что этот альбом скорее похож на вынужденный коммерческий ход, нежели обусловлен творческими желаниями и устремлениями Дэвида. Хью Пэдхам, сопродюсер пластинки, признавал, что Tonight не является столь же новаторским, как прежние работы Боуи. Один рецензент позже припечатал альбом эпитетом «гнилой».

Сам Дэвид со временем дистанцировался от этого альбома, соглашаясь с мнением, что данная пластинка не принадлежит к числу его достижений. В 1989 году, во время работы с Tin Machine, Боуи рассказывал: «Там [на альбоме] такой материал, за который я реально мог бы дать пинка самому себе. Когда я слушаю демо того периода, то задаю вопрос «каким образом песни в итоге получились именно такими?». Вам следует услышать демо-версию Loving The Alien, она восхитительна. Я обещаю! Но на альбоме… на альбоме она уже не столь хороша».