8 сентября отпраздновал бы день рождения Фрэнк Тови, более известный как Fad Gadget — герой эпохи новой волны и пост-панка, один из первопроходцев синт-попа и индастриала. Мы не могли пройти мимо.

Фрэнсис Джон «Фрэнк» Тови родился в 1956 году в Лондоне. Во время учёбы в школе учился играть на многих музыкальных инструментах, но с течением времени понял, что ему недостаёт координации для того, чтобы овладеть каким-то из них на хорошем уровне.

На какое-то время молодой Тови отошёл от музыки. В студенческие годы он пробовал себя в изобразительном искусстве и пантомиме. Но вот в чём загвоздка — постепенно Тови осознал, что нуждается в звуковом сопровождении для своих пантомим. Таким образом, пришлось вернуться к идее сочинять и записывать музыку.

После окончания обучения Тови работал на разнообразных дневных работах и понемногу устраивал собственную домашнюю студию. Середина 1970-х для Фрэнка была временем экспериментов с магнитофонами и магнитофонными плёнками (он создавал с их помощью звуковые коллажи), и первоначально ничего более этого в его студии не имелось. К слову, из-за малых размеров дома единственным местом, где эту студию удалось оборудовать, оказался чулан. Затем Тови, подкопив денег, приобрёл электропианино, драм-машину и синтезатор. После этого Фрэнк принимается за написание песен более серьёзно и отсылает демо-кассету с песней «Back to Nature» музыканту и продюсеру Дэниэлу Миллеру, как раз выпустившему первый собственный сингл под псевдонимом The Normal.

Миллеру музыка Тови пришлась по душе, и Фрэнк (под псевдонимом Fad Gadget) стал первым исполнителем, подписанным новообразованным лейблом Mute Records. Как Fad Gadget, Тови выпустил ряд синглов и 4 студийных альбома (впоследствии продолжил записываться под собственным именем).

Звуковая направленность работ Fad Gadget постепенно менялась от экспериментов к более ритмичной и танцевальной музыке, чему способствовало. в том числе, возросшее мастерство Фрэнка как исполнителя. Впрочем, в разряд хит-мейкеров он так и не перешёл, последний альбом, выпущенный под вывеской Fad Gadget (Gag, 1984 года выпуска), оказался нарочито некоммерческим. Но, каковы бы ни были изменения в саунде, неизменными оставались тексты Тови — мрачные, саркастические, полные чёрного юмора и скрытых смыслов. В центре внимания музыканта были такие темы, как религия, физическое насилие, человеческая сексуальность, машиностроение, индустриальный и постиндустриальный мир. Причём главным героем у Тови были не роботы или машины, а сам человек — живой, растерянный и беспомощный в условиях современной цивилизации. В дополнение к этому, песни Fad Gadget исполнял гудящим, безэмоциональным голосом.

Серьёзное внимание уделял Тови и концертам. Он шокировал зрителей, появляясь на сцене покрытым пеной для бритья вместо одежды (порой прямо на сцене музыкант начинал бриться) или весь в саже и перьях (при этом Фрэнк не чурался идти на физический контакт с аудиторией).

Выпустив альбом Easy Listening for the Hard of Hearing в 1984 году в сотрудничестве с пионером индастриала и нойза Бойдом Райсом, Тови продолжает заниматься сольным творчеством под своим именем вплоть до ухода из музыкальной индустрии в 1993 году.

В 2001 году исполнитель неожиданно возвращается из небытия. Под своим старым псевдонимом Fad Gadget он выступает на разогреве у своих давних друзей Depeche Mode, в ходе их Exciter Tour. Он продолжил серию живых выступлений и готовил новый альбом, но все планы разрушила смерть Тови, последовавшая 3 апреля 2002 года. Музыкант, с детства страдавший от проблем с сердцем, умер от сердечного приступа в возрасте 45 лет. У него остались жена и двое детей.

Ныне Фрэнк Тови, он же Fad Gadget, относится музыкальными критиками к числу первопроходцев и культовых фигур в истории синт-попа и индастриала. Конечно, он не получил такой известности, как многие его друзья и единомышленники, такие, как Depeche Mode, Wire, Cabaret Voltaire, The Human League или Einstürzende Neubauten (с которыми Фрэнк познакомился в немецкой Hansa Tonstudio, когда записывал свой последний альбом в качестве Fad Gadget), но никто, включая вышеназванных титанов, степень влияния Тови на развитие электронной и индастриал-музыки никогда не ставил под сомнение.

И напоследок — немного цитат музыканта:

Фрэнк Тови: цитаты

  • Когда я учился в школе, то играл абсолютно на всех музыкальных инструментах, что попадались мне под руку. Конечно, моя техника была далеко от идеала, но я не сдавался.
  • В моей первой квартирке в Лондоне было настолько мало пространства, что единственное место, где я мог оборудовать свою студию, был шкаф.
  • Думаю, что моё решение играть на синтезаторе и подобных ему инструментах было вызвано тем, что у меня не было настоящего таланта. Гораздо проще извлекать впечатляющие звуки из чего-то по типу Korg (прим.ред. Korg — японский производитель электромузыкальных инструментов), если ты не особо умеешь хорошо играть. Эта идея показалась мне просто замечательной!
  • Мне кажется, что современной музыки не хватает стимула. Какого-то идеала, к которому бы она стремилась.
  • Панк — это такой вид музыки, который могут создать люди, не обладающие большими музыкальными или техническими способностями в игре на инструменте.
  • Любой обработке звука на компьютере, я предпочту акустику.
  • Чтобы сегодня выпустить альбом, вам, так или иначе, понадобится куча денег. Запись в студии, инструменты, программы, — всё это требует вложений.
  • Я не думаю, что то, что мы записываем с группой, это что-то особенное. То же самое я делал в своей маленькой студии в платяном шкафу пару лет назад.