Что можете вы сказать сами себе об оккультном роке не заглядывая в википедию? Хм… Ну, я вот что – это музыкальное направление, одна из веток древа рока, и не тонкая такая ветка, которая характеризуется весьма мрачной и иногда тяжелой музыкой, а также совершенно особой по содержанию лирикой. Лирика эта (да и музыка), как можно догадаться, отражает все то темное, загадочное, запретное и сверхъестественное (не сериал!), что на протяжении веков будоражило и будоражит сознание людей – магия, колдовство, чертовщина, ведьмы, оборотни, алхимия и т.п.
Да уж, так себе определение, лучше б вики прочитал сначала…

Так или иначе, здесь я собираюсь взять несколько коллективов из золотого периода рок-музыки и вкратце осветить их знаковые альбомы. Сейчас, когда такие стили как doom, sludge и psychedelic находятся на приличных оборотах, очень интересно вернуться назад, достать специальную щеточку, аккуратно стряхнуть пыль с окаменелостей и рассмотреть их повнимательнее. Ах да, Black Sabbath выношу за скобки – о них написано выше крыши.


Black Widow



01


02

Начну я с материй довольно тонких и даже изящных – группа Black Widow и ее предшественница Pesky Gee!, которая была сформирована молодыми британцами в 1967 году. После полутора лет совместного творчества и выступлений ребята записали в 1969 году альбом Exclamation Mark – эдакий накаченный ритм-н-блюз с элементами прото-прога, джаза и хард рока. Но здесь уже проглядывался фирменный стиль Black Widow – мрачно-нервозный орган, вокальные раскаты и уравновешивающий саксофон. В 69-м Pesky Gee был реформирован, и так появилась на свет Черная Вдова. Тут же они выпустили альбом Return to the Sabbat (позже в 70-м перезаписан в лучшем качестве как Sacrifice) – жемчужину раннего прогрессива и, безусловно, первый серьезный альбом оккультного рока. Что бы вы не сомневались, вот названия некоторых песен – Жертвоприношение, Атака Демона,.. ну вы поняли. Саунд группы стал более фолковым из-за прибавившейся флейты, что важно, так как фолк был важнейшей составляющей при становлении оккультного рока. При всем при этом, хард-рок постепенно завоевывал сердца и инструменты, и ужесточение звука было неизбежным.


Steel Mill

Green Eyed God

На арену выходит одноальбомный коллектив Steel Mill из Лондона. О них стоило бы написать отдельно, но сейчас поговорим об их альбоме Green Eyed God 1971 года записи. В плане звучания они продолжали линию Вдовы, но были утяжелены за счет грубой перегруженной гитары и громкой хардовой ритм-секции. Музыка получилась очень атмосферной, контрастной и, порой, какой-то религиозно-сакральной. Инструментальная работа не идеальна, но при прослушивании внимания на это не обращаешь – настолько все органично и душевно. Green Eyed God – один из ярчайших альбомов того периода, а посему я всем его рекомендую.


Comus

04

Не могу не позволить себе небольшое фолковое отступление, хотя на самом деле, это даже не фолк-рок, это какой-то совершенно дьявольский акустический коктейль. Я говорю об альбоме группы ComusFirst Utterance 1971 года. Нельзя даже приблизительно чем-то одним охарактеризовать звучание этой группы – прог-фолк, арт-фолк-рок, эйсид-фолк – там есть все и даже больше. Акутические гитары, скрипки, виолончели, флейты и воюще-гавкающий женский и мужской вокалы вкупе со странноватой, но пробирающей до костей атмосферной мелодикой. Их композиции это что-то такое, что если слышал один раз, то потом узнаешь легко. Выдающийся фолк альбом вне всяких рамок.

 
Теперь, однако же, вернемся к вышеозначенной тенденции к утяжелению. Ниже я расскажу о двух группах, одна из которых попала в милость к Black Sabbath, другая, напротив, была тем еще прыщиком на причинном месте последних.


Necromandus

Necromandus - Orexis Of Death (Holy Grail From Hell)

Команда с крутым названием Necromandus была в любимчиках у тогда уже очень популярных бирмингемских заводчан-музыкантов. Как часто бывает, записан был лишь один альбом — Orexis Of Death 1973 года. Ребята, может, и вдохновлялись BS, но звук имели свой собственный и при этом весьма эклектичный. Помимо забойного харда и прото-хэви нашлось место и для прогрессива, психоделии и даже джаза. Для меня, пожалуй, это и определило совокупную ценность этого альбома как произведение интеллекта, а мы ведь все знаем, что музыка пишется не руками, а слушается не ушами. В итоге получился альбом, который приятно слушать и металюге и прогхэду, Микаэль Окерфельдт подтвердит (прим: вокалист групп Opeth и Bloodbath).


Iron Claw

Iron Claw

Настал черед зловредных недругов королей хэви. Black Sabbath настолько не любили Iron Claw, что даже грозились подать на них в суд из-за якобы плагиата. Я слушал, слушал и так и не услышал какого-то бы ни было плагиата, ну да ладно бы, однако, из-за угроз BS парни так и не выпустили альбомов, что, по-моему, не очень хорошо. Конечно, в основе лежала манера BS, но вещей неплохих и вполне оригинальных было подавляющее большинство среди издавшихся только в нулевые записей Iron Claw с 70 по 74. По сути, это был прото-дум того же пошиба, что и Bedemon (pre Pentagram), только качество записи было лучше, отчего не было похоже на шипение иглы патефона по резиновому коврику. Скажем так, их композиции неплохи и в ретроспективе весьма примечательны, на мой взгляд.


Writing on the Wall

07

Заключительной командой будет Writing on the Wall. Пожалуй, это самый недооцененный коллектив из всех приведенных в этой статье. Звучат они как помесь Steel Mill и Necromandus с основными чертами в виде несложного неистового органа, корявой соло гитары и очень даже приличного вокала. Вообще их музыка обладает странным воздействием – с одной стороны она какая-то несуразная, как хромая капибара, с другой она такая очаровательная, что оторваться невозможно. Я даже помню мысли после первого прослушивания: «Как-то странновато, но мне нравится». Они записали всего один альбом в 69 г — Power Of The Picts, но в 2007 бокс-сетом с оригинальным альбомом вышел сборник их остальных записей до 1973 года под названием Buffalo. И получилось очень интересно: Power Of The Picts – жесткость и напор, а Buffalo – лиричность и мелодика, две половинки создают полное ощущение того, что у команды был недюжинный потенциал, который так и не был до конца реализован.

Заключение

Анализируя то, как разнообразно и насколько креативно звучали команды из 60-х и 70-х, как-то поневоле кажется, что сейчас вообще все плохо и даже не цветет камыш. Это, конечно, не так. На самом деле, тогда было не так хорошо как кажется (или вспоминается), а сейчас и вовсе уж точно не хуже, чем тогда. Всегда есть что-то очень хорошее, но вы о нем, возможно, не знаете и думаете, что его нет.

Кто ищет, тот всегда найдет.

P.S. хорошие современные коллективы по теме для ознакомления – Purson, Earthen Grave, Electric Sitizen, Blood Ceremony, Witchcraft, Burning Saviours, Black Moth, Brimstone Coven, Mothership, Witch, Orcus Chylde, Witch Hazel, Demon Eye.

P.P.S. Статья носит исключительно информативный характер и не содержит призывов к мольбам Зеленоглазому Богу.