Ария. Как много заключено в этом слове смысла для ценителя отечественной рок-музыки. Пожалуй, в нашей стране нет ни одного человека, который не знал бы об этой группе, о музыкантах, перевернувших в своё время представление о русском роке в частности и о музыке в целом. 31 октября не только День Всех Святых, но и день рождения коллектива Ария. Сегодня вместе с Rockcult вспомним, как всё начиналось.

Вот в наше время…

К тому моменту, как Владимир Холстинин и Александр, более известный фанатам как Алик, Грановский в 1985 году приступили к записи первого альбома Мания Величия , жить в стране Советов стало куда интереснее. Провозглашенная «перестройка» пришлась по вкусу всем любителям западной музыки — стремительно стали набирать популярность запрещённые в СССР группы. Спекулянты из-под полы торговали пластинками Kiss, Iron Maiden, AC/DС, Led Zeppelin, Deep Purple и других групп, провозглашенных «сатанинскими». Вопреки всему дух свободы уже просочился в мысли советской молодёжи, ожидавшей «своего кумира», который бы повёл всех по пути «металлического» будущего.

В стародавние времена…

Если начать совсем издалека, то в далеком 1975 году в Московском Энергетическом Институте познакомились Виталий Дубинин и Владимир Холстинин, которых объединил, в конечном итоге, общий интерес к музыке. Недолго думая, музыканты создали свою первую совместную группу под названием Волшебные Сумерки. Подобно многим схожим группам, они играли кавер-версии хитов Deep Purple и Black Sabbath, а позже стали исполнять и собственные песни. Группа просуществовала немногим чуть более семи лет и в 1982 году распалась, поскольку Виталий покинул состав.
В январе 1983 года в Москве о себе заявил другой музыкальный коллектив под названием Альфа, в состав которого вошли Сергей Сарычев, Владимир Холстинин, Виталий Дубинин и Сергей Сафонов. Пришедший вместе с записью хита «Я — московский озорной гуляка» на стихи Сергея Есенина успех сопутствовал группе первое время. Но вместе с выходом этой песни и первым альбомом происходит вот что: Росконцерт не даёт права на официальную деятельность Альфы, вследствие чего Виталий и Сергей Сафонов покидают группу.

А что дальше?

После ухода Виталия и Сергея из Альфы, вакантные места занимают бас-гитарист Александр «Алик» Грановский и барабанщик Игорь Молчанов. Новый альбом Бега, записанный в новом составе, был серьезнее предыдущего, но успеха у публики имел куда меньше. Владимир Дубинин хотел записывать совершенно иную музыку, отличающуюся от репертуара недавно распавшегося коллектива, а потому, вслед за своими бывшими коллегами, ушел из группы.
Интересен следующий факт: Владимир, Александр и Виталий в итоге снова оказались в одной команде. Разными путями, но музыканты стали работать в ВИА Поющие Сердца Виктора Векштейна. Также, по счастливому стечению обстоятельств, в феврале 1985 года в коллектив пришёл певец Валерий Кипелов, который до этого «служил» в ВИА Лейся, Песня.
Холстинин и Грановский убедили Векштейна дать добро на запись своего первого альбома. Боясь потерять большую часть музыкантов, которые могли уйти в одно время, Виктор Яковлевич предоставил им свою студию для записи.

Поехали!

Первые наброски к дебютному альбому были сделаны в 1984 году. Стиль, к которому больше всего тяготели музыканты — стиль Iron Maiden и Judas Priest. На первый альбом, под весьма претензионным названием Мания Величия, Векштейн выделил музыкантам месяц. В итоге в него вошли восемь композиций, записанных в стиле хэви метал: Это Рок, Тореро, Волонтёр, Бивни Черных Скал, Мания Величия, Жизнь Задаром, Мечты, Позади Америка.
Итоговую запись показали нескольким профессионалам, чтобы узнать мнение на предмет выпуска альбома на виниле, на что, к примеру, поэт Валерий Сауткин сказал следующее: «Это все — в корзину! Вы что, с ума сошли — кто такую музыку пропустит? Играйте это в подвалах!» Так, в связи с запретом, альбом стал распространяться типичным для советской музыкальной индустрии способом — в виде полулегальной записи магнитофонной кассеты.
Официальной датой релиза считается 31 октября 1985 года. Именно эту дату принято считать днём рождения группы Ария.

P.S. АРИЯ

Существует несколько версий происхождения названия группы, но все они имеют, в конечном итоге, единогласно провозглашенного автора — Владимира Холстинина.
«Никакого смысла не было… слово мне понравилось на первой странице Словаря иностранных слов. Когда выбирал название, я взял такую толстую книжку и начал её листать. Три дня я её читал с карандашом в руках, выписывая всё что мне понравится. Вот. И через три дня я вернулся на первую страницу. Мне показалось, что название идеальное: оно легко пишется латинскими и русскими буквами. Ведь у каждого музыканта есть мечта. Ведь нет пророка в своём отечестве. Я думал: «Вдруг мы станем популярными там. И как они будут писать название какое-нибудь заковыристое на русском языке?» — объясняет Холстинин.
Валерий Кипелов считает, что название группы было подсказано холстининской гитарой: «Он тогда играл на «Aria Pro 2». Посмотрел Холст как-то раз на свой инструмент, прочитал, что на нем написано, и тут его осенило…».
Виталия Дубинин говорит: «Для Володи самым главным было то, что название «Ария» хорошо скандировать, к тому же оно очень походит на Iron Maiden!»