«Стена» -одиннадцатый по счёту студийный альбом группы Pink Floyd, вышедший в 1979 году и ставший последним из записанных в классическом составе. Личные переживания Роджера Уотерса, основного автора альбома, нашли отражение в судьбе главного героя, Пинка. Альбом занимает третье место в списке самых продаваемых в истории альбомов в США.

Эта статья посвящена не совсем альбому: речь пойдёт об одноимённом фильме, снятом Аланом Паркером по сценарию Роджера Уотерса и основанном на альбоме «Pink Floyd» (кстати, мой любимый фильм — в своё время, несколько лет назад, он вызвал у меня нечто вроде катарсиса, не проходящего до сих пор).

Главный герой, рок-музыкант Флойд Пинкертон, он же — Пинк Флойд (вымышленный персонаж), рос под гнётом чересчур заботливой матери, жизнь которой после гибели мужа на войне целиком сконцентрировалась вокруг сына. Последующее предательство супруги и вовсе делает его женоненавистником: та изменила ему, пока он был на гастролях — Пинк звонил ей ночью, и телефонистка рассказала ему, что ответил мужчина, сразу же повесивший трубку.

Пинк остался совсем один в огромном, холодном, давящем на него со всех сторон мире. Предательство любимой жены окончательно ломает его: он сходит с ума (в буквальном смысле). Напряженный концертный график, назойливые фанатки, психологические травмы, полученные им в детстве — всё это давит на Пинка с неимоверной силой. Он пытается отгородиться от окружающего мира, и в этом ему помогают наркотики, момент для употребления которых Пинк выбирает самый неподходящий: пребывающего в отключке, Флойда обнаруживает менеджер его группы и волоком тащит на сцену огромного концертного зала, где Пинку приходится выступать всего через несколько минут, во время которых ему настолько плохо, что он не в состоянии открыть глаза. Даже когда Пинк уже стоит на сцене, его продолжает глючить. Вместо зрителей ему мерещатся тряпичные зигующие куклы, а на себе он нащупывает форму фюрера СС.

Даже после концерта бедного Пинка никак не отпускает. Ему мнится, что он марширует по улице в окружении десятка бритоголовых качков, которые насилуют негритянок и устраивают погромы в еврейских лавочках.

И в конце концов , за всё плохое и хорошее, что он когда-либо сделал, Пинка настигает своеобразная Фемида: музыкант оказывается прямо в зале суда, устроенного его подсознанием. В качестве то ли истцов, то ли свидетелей выступают все главные в жизни Пинка люди: мать, жена, и почему-то школьный учитель с розгами. Все они нарисованы так, как представляются Пинку в его воображении: жена — гарпия с обвисшими грудями, учитель — с молотком вместо головы (видимо, им он вбивает знания в головы учеников), мать является герою в виде огромной бабищи, которая трансформируется сперва в женское лоно гигантских размеров, а затем в ту самую стену, которую построил для себя Пинк. Судья, похожий на огромную задницу на куриных ножках, инкриминирует Пинку страшное преступление — «проявление человечности» (ну или, если хотите, слабости — здесь это контекстные синонимы).

Перед глазами героя проносится вся его жизнь вперемешку с галлюцинациями. В конце концов мы обнаруживаем Пинка, вконец опустошённого, где-то в глубинах его подсознания.

Последние кадры фильма изображают детей, играющих с кирпичиками — обломками «стены» Пинка. Ему всё-таки удалось её разрушить. Но уцелел ли при этом сам Пинк? Ответ на этот вопрос для каждого зрителя будет своим.