Музыкальные заимствования, как известно, встречаются повсеместно. Временами они происходят неосознанно, временами вполне сознательно, а иногда являются и осознанными отсылками к другим произведениям. Постмодернизм на дворе всё-таки. Не миновала чаша сия и мир рок-музыки. Время от времени даже у самых знаменитых и заслуженных групп появлялось что-то, что было подозрительно похоже на то, что когда-то где-то уже звучало. Мы вспомнили несколько нашумевших случаев плагиата в качестве примера в мире рок-музыки.

Led Zeppelin


Легенды рока, одни из отцов-основателей всей тяжёлой музыки неоднократно попадались на том, что не только по-новому аранжировали известные народные песни, но и поступали таким же образом с произведениями, у которых всё-таки имелся автор. Жертвами «цеппелинов» становились как малоизвестные исполнители, так и такие маститые музыканты, как Джефф Бек, который из-за этого серьёзно разругался со своим другом Пейджем. Об этой истории можно узнать подробнее в материале о дебютном альбоме Led Zeppelin. Однако и в дальнейшем обвинения в заимствованиях преследовали группу и коснулись даже знаменитой Stairway to Heaven. Гитарный перебор, знакомый практически всем гитаристам мира, очень похож на музыку из инструментальной композиции Taurus группы Spirit, у которой «цеппелины» некогда выступали на разогреве. Впоследствии, уже в 2014 году оставшиеся к тому времени в живых музыканты Spirit попытались отсудить у Led Zeppelin права на авторство песни, но ожидаемо потерпели неудачу. (история с судом все-таки продолжилась)


Оригинал





Плагиат


http://www.youtube.com/watch?v=w9TGj2jrJk8

Deep Purple


Ещё одни гиганты хард-рока тоже, бывало, заимствовали чужие идеи. Очень увлекательна история песни Black Night. Музыканты сочинили её буквально по пьяни, когда после возвращения из паба Ричи Блэкмор стал наигрывать рифф из Summertime в версии Рика Нельсона, а Гиллан практически на ходу придумал к ней дурацкий текст. К тому, что получилось, музыканты поначалу отнеслись довольно-таки несерьёзно и чертовски удивились, когда сингл с песней Black Night поднялся до второго места в британском хит-параде.
С другим бессмертным хитом, Child In Time, ситуация была другой. Deep Purple вполне легально позаимствовали у группы It’s a Beautiful Day композицию Bombay Calling, заменив партию скрипки органом и сделав её медленнее и мрачнее. В качестве ответного жеста «пурпурные» подарили коллективу свой инструментал Wright That Neck, над которым те здорово покуражились.


Оригинал





Плагиат




Оригинал





Плагиат



George Harrison — My Sweet Lord


История вокруг этой светлой песни настолько запутанная, что на её основе можно было бы сочинить целый детектив. Изначально Джордж Харрисон отдал песню Билли Престону (Billy Preston), но позже решил-таки записать и свою собственную версию, вдохновившись христианским гимном Oh Happy Day в исполнении The Edwin Hawkins Singers. Не прошло и пары месяцев после выхода My Sweet Lord синглом, как компания Bright Tunes подала на Джорда в суд за нарушение авторских прав Ронни Мака (Ronnie Mack), на чью песню He’s So Fine оказалась сильно похожа My Sweet Lord. Масла в огонь подлил кавер Джоди Миллер на He’s So Fine со вставленными в него риффами из My Sweet Lord, к тому же к суду подключился менеджер Харрисона Аллен Кляйн, которого биограф The Beatles Алан Клэйсон (Alan Clayson) называл не иначе, как «мистером Кляйном, фанатом судебных тяжб» («litigation-loving Mr. Klein» в оригинале), а его участие в суде — вмешательством в процесс. Из-за сделки Кляйна по покупке компании Bright Tunes, которую суд признал незаконной, суд затянулся до 1991 года, результатом которого стало то, что Харрисону, которому в 1976 году присудили выплату суммы в 1,6 миллионов долларов с доходов от продаж My Sweet Lord и альбомов, в которые эта песня вошла, полагалась только треть доходов от My Sweet Lord… Музыкант долгое время после начала суда боялся записывать новые песни, однако в 1979 году, когда страсти (временно) поутихли, он признался своему другу Дереку Тэйлору (Derek Taylor), редактировавшему книгу I Me Mine: «Я не чувствую себя виноватым… На самом деле [My Sweet Lord] спасла жизни многих героиновых наркоманов. Я знаю, что повод к её написанию стоит на первом месте и её влияние выше судебных тяжб».


Оригинал





Плагиат



Eagles


В истории группы Eagles тоже есть случай, связанный с заимствованием, хоть и полностью не доказанный. Причём речь идёт, как и в предыдущих примерах, о стопроцентном хите, о «визитной карточке» группы. Разумеется, мы говорим о песне Hotel California, в которой некоторые склонны видеть заимствование мелодии и аккордов из песни We Used to Know коллектива Jethro Tull. В первую очередь, этими некоторыми являются сами музыканты Jethro Tull, которые не раз во время концертов проделывали нехитрый трюк превращения одной песни в другую. Сами «орлы» от каких-либо признаний в плагиате, пусть даже неумышленном, гордо отказываются.


Оригинал


http://www.youtube.com/watch?v=7sJA_VF5c7U


Плагиат


http://www.youtube.com/watch?v=Mj1i_yx5BV0

Nirvana


В неосознанном плагиате признался в своё время Курт Кобейн. Причём невольным заимствованием стал знаменитый рифф из суперхита Smells Like Teen Spirit — нечто похожее можно было слышать в припеве песни More than a Feeling группы Boston. Однажды Курт, которого к тому моменту самая известная песня Nirvana изрядно достала, даже исполнил на концерте припев из More than a Feeling. Поклонники группы, наверное, удивились.


Оригинал





Плагиат



Oasis


В творчестве группы Oasis есть немало песен, при прослушивании которых может появиться мысль из серии «Где-то я эту мелодию раньше слышал». Ещё более удивительно то, что дело дошло до суда всего-то в двух случаях, а именно с песнями Shakermaker и Whatever: в первой была использована мелодия из песни I’d Like to Teach the World to Sing (In Perfect Harmony), исполненной группой The New Seekers, а во второй — мотив из песни How Sweet to Be an Idiot из репертуара Нила Иннеса (Neil Innes). За каждое из заимствований Oasis пришлось заплатить по кругленькой сумме.


Оригинал





Плагиат




Оригинал





Плагиат



The Verve


В мире музыки можно найти не один пример того, как исполнитель или рок-группа получал (или получала) всемирную известность путём исполнения кавера на ту или иную песню (порой подзабытую). Главный хит группы The Verve The Bittersweet Symphony по своей сути есть кавер на оркестровую версию песни группы The Rolling Stones The Last Time, исполненную The Andrew Oldham Orchestra, разве что с добавленным вступлением и текстом. The Verve можно было бы назвать везунчиками, если бы спор (до судебного разбирательства дело так и не дошло) с компанией ABCKO Records бывшего менеджера The Rolling Stones Аллена Кляйна (Allen Klein) закончился тем, что группе пришлось бы отдавать 50% доходов с их сингла, но в последний момент, по словам басиста The Verve Саймона Джонса, с них потребовали все 100% после того, как стало известно, насколько популярной стала The Bittersweet Symphony, — в противном случае группе пришлось бы отозвать сингл из магазинов. Впоследствии лидер The Verve Ричард Эшкрофт отреагировал на то, что среди авторов The Bittersweet Symphony теперь значился не только он, следующим образом: «Это лучшая песня, написанная Джаггером и Ричардсом за последние 20 лет».


Оригинал





Плагиат



Бонус: имидж — ничто?


Вдоволь высказавшись на тему песен, мы решили напоследок вспомнить пару примеров заимствований другого рода и рассказать о тех случаях, когда музыкантов обвиняли в том, что они заимствуют чей-то имидж. Между прочим, такие случаи заканчивались не только обменом «любезностями» в прессе, но и доходили до судебных разборок.

Роберт Плант против Дэвида Ковердейла

В этом отношении одними из самых известных антагонистов стали Роберт Плант и Дэвид Ковердейл. Первый, к слову сказать, много на кого нападал. Например, группу Kingdom Come он называл не иначе, как Kingdom Clone (причём, стоит отметить, небезосновательно — чего стоит манера пения Ленни Вульфа). Группа Deep Purple ему «доставляла головную боль» тем, что она продвинулась дальше Led Zeppelin в хэви-метале. Да что там, самих The Rolling Stones Плант в 70-ых обозвал «уставшими стариками». Но самый пик наездов пришёлся на период, когда у Планта вышел новый сольный альбом Now and Zen, а сам музыкант в одном из своих интервью назвал Дэвида Ковердэйла «клоуном», добавив, что, дескать, Дэвид пытался косить под Пола Роджерса, но у него ничего не получится. Сам Дэвид, до сего момента утверждавший, что находится в дружеских отношениях с Робертом, в ответ на переданные ему слова смог сказать только «Без комментариев»… Многие замечали нечто цеппелиновское в музыке Whitesnake, в частности, в имидже их лидера Дэвида Ковердэйла, но ещё забавнее выше описанная ситуация смотрится при том, что, опять же, по мнению многих меломанов и не только, во время тура в поддержку альбома Now and Zen Плант и его группа уж очень сильно косила под Whitesnake, а следующий его альбом Manic Nirvana так вообще окрестили «Whitesnake pt. 2».
 
plant and page

Джин Симмонс против Кинга Даймонда


Спор Джина Симмонса и Кинга Даймонда длился не так долго, однако дело было весьма близко к суду. После выхода мини-альбома The Dark Sides Кинг получил от адвокатов Симмонса письмо, в котором он обвинялся в краже грима. «Я страшно захохотал, когда прочёл это! Далее в письме говорилось, что я копирую на сцене Джина Симмонса, и вообще, King Diamond все свое шоу содрали у Kiss! Нет, вы только подумайте: King Diamond копирует Kiss! Большей дури мне еще никогда не приходилось слышать! Понятия не имею, как может в голову прийти такой бред? И самое интересное, что придумал-то этот грим я далеко не вчера! По-моему, этот парень (а может, и не он, а его адвокаты?) просто решил сделать себе рекламу, а заодно и подзаработать деньжат». Деньжат Джин Симмонс не заработал, да и дело удалось урегулировать без судебных разбирательств, однако Кингу Даймонду пришлось сменить грим. «Кстати, мой новый грим намного круче старого», — отмечал позже музыкант.


Кинг Даймонд


king diamond_1



Джин Симмонс


gene simmons_1


 
 
 
Материал подготовлен Ольгой Клеро и Дмитрием Глуховым, за что им большое спасибо

читай также: