В конце 70-х на мероприятии лейбла Warner Brothers Records певице представили молодого и очень стеснительного юношу, который только начинал свою музыкальную карьеру. Да, иногда даже настолько экспрессивные и смелые персонажи, как Принс, складываются не сразу. Первый менеджер музыканта, Гэри Левинсон, и вовсе вспоминал, как в первые месяцы сотрудничества сомневался, что Принс, неразговорчивый и погруженный в себя, вообще когда-либо сможет выступать, и уж точно подумать не мог, каким энерджайзером совсем скоро станет его клиент на сцене. Никс осталась при том же впечатлении и посоветовала начинающему музыканту стать более общительным и уверенным в себе, если он хочет чего-то добиться в музыкальном бизнесе.

Знакомые Принса вспоминают, что в реальной жизни он так и остался загадочным интровертом. Зато Принс сценический этой мудрости явно внял. Спустя несколько лет о его потрясающих исполнительских способностях знал уже далеко не только узкий круг приятелей, а в текстах его хитов и вовсе не осталось ни намека на скромность.

Стиви Никс любит вспоминать, как началась ее долгая дружба и эпизодическое сотрудничество с Принсом. Дело было в 1983 году: певица только что вышла замуж за Кима Андерсона, и счастливые молодожены ехали на машине в Санта-Барбару, где планировали провести медовый месяц. Кому-то в такой день было бы совсем не до творчества, но только не Стиви, к которой внезапно пришла муза в виде свежего хита Little Red Corvette на радио. Она спросила мужа, чья это песня, и автором бодренького набора пикантных иносказаний оказался тот самый зажатый паренек с вечеринки Warner Brothers.

В разных пересказах следующий эпизод звучал по-разному: то ли Никс попросила мужа остановить машину на обочине, достала бумагу и ручку и буквально за час сочинила новую песню, то ли безостановочно проработала над ней всю ночь, то ли поручила супругу немедленно везти ее в студию, то ли и вовсе сразу же записала первую демо-версию на магнитофон. Самым важным и известным наверняка объединяющим моментом всех историй является тот факт, что Никс, напевая под нос Little Red Corvette, меньше чем за день сочинила собственную композицию Stand Back.

«Мне вовсе необязательно было звонить ему и сообщать, что я вроде как скопировала его песню, – с иронией вспоминала Стиви, – Но я так и сделала, потому что я честная». Певица попросила знакомых найти телефон Принса, и, хотя в 80-х этот квест был ощутимо сложнее, чем сейчас, через несколько минут Никс уже беспокойно прижимала трубку к уху и ждала ответа. Она честно призналась, что написала песню под впечатлением от Little Red Corvette, предложила Принсу 50% гонорара и спросила, не хочет ли он исполнить партию клавишных. Как говорит Стиви, она не особо рассчитывала на согласие и вообще думала, что он возненавидит подобное подражание. И уж точно не ожидала, что всего через 20 минут Принс появится на пороге студии и решительно направится к синтезаторам.

Менее чем за полчаса Принс в одиночку блестяще записал несколько дорожек, а потом так же внезапно исчез во мраке ночи, как будто все это было лишь сном. «Он был таким сверхъестественным, таким неистовым, что испортил меня для всех групп, с которыми я потом играла, потому что никто не может достоверно воссоздать, даже если взять двух клавишников, то, что Принс сделал совершенно один», – восторженно описывала неожиданный студийный эксперимент Стиви Никс. Имя Принса не было обозначено на альбоме Wild Heart (1983), в который вошла Stand Back, но сама певица считает его вклад неоценимым и даже утверждает, что композиция, которую она все-таки написала самостоятельно, не так уж строго придерживаясь чужой структуры, с тех пор «принадлежит» Принсу. Stand Back стала большим хитом, попала на пятую строчку американского хит-парада и стала для Стиви одной из самых любимых песен для исполнения на сцене.

Stand Back происходит из места, неизвестного даже мне. Тишина окружала ее с самого начала, и я чувствую, что она как будто все время была здесь. Stand Back живет в своем собственном времени и пространстве. Она никогда не принадлежала мне, она всегда принадлежала миру и Принсу, который вдохновил всю песню.

Это необычное сотрудничество и стало началом дружбы двух экстравагантных музыкантов. Виделись они нечасто из-за плотного графика, но тема совместной работы поднималась еще не раз. Однажды Стиви спросила Принса, не хочет ли он организовать новую коллаборацию, в ответ на что тот прислал ей 10-минутное инструментальное демо и предложил написать слова. Запись оказалась настолько монументальной, что даже отчаянная Никс побоялась подступиться к ней на правах соавтора. «У меня она и до сих пор есть, – говорит певица, «Весь инструментальный трек, в котором есть еще немного моментов, где Принс поет «can’t get over that feeling» или что-то такое. Я ему сказала: «Принс, я послушала песню сто раз, но я даже не знаю, с чего начать. Это же целое кино, это эпично».

С кино Стиви не ошиблась: величественной композицией оказалась песня Purple Rain, заглавная песня альбома-саундтрека к одноименному фильму. Точнее, конечно, это был еще не Purple Rain, но потом Принс самостоятельно дописал слова и создал свою самую известную песню. Никс, по ее словам, была только рада тому, что не стала влезать в создание шедевра и ее друг завершил его сам.

Миру известна еще как минимум одна попытка Принса и Стиви Никс записать совместный трек. В течение нескольких лет по интернету путешествовала неизданная демо-запись All Over You, приписываемая именно этому дуэту, однако не подкрепленная никакой дополнительной информацией. Поклонники долго спорили, действительно ли это не вполне состоявшаяся коллаборация или обыкновенный фейк, потому что стиль Никс обычно легко узнать, но в All Over You он почти не угадывался.

Лишь после смерти Принса выяснилось, что песня была именно тем, за что ее выдавали. Композиция должна была войти в сольный альбом Стиви Никс Mirror, Mirror, но целая пластинка так и осталась неизданной из-за недовольства исполнительницы качеством записанного материала и ухода из проекта продюсера Джимми Айовина. Многие из 30 с лишним черновиков, которые предполагалось доработать для альбома, лежать без дела не остались. Одни вошли в следующие альбомы Никс и Fleetwood Mac, некоторые ушли к другим исполнителям, а кое-какие песни стали донорами текстов и музыкальных фрагментов для новых композиций. Иные же так и остались формально неизданными, как, например, та самая All Over You, которую официальный YouTube-канал Fleetwood Mac опубликовал в день смерти Принса, тем самым подтвердив, что мир мог услышать еще как минимум одну коллаборацию двух культовых музыкантов.

К сожалению, таких теперь уже несбыточных планов и возможностей в этой истории осталось немало. Например, Стиви Никс сейчас очень жалеет, что они с Принсом так никогда и не сыграли Stand Back на одной сцене. Она мечтала записать с давним другом что-нибудь еще, но за много лет они так и не добрались до студии. Никс считает, что они могли бы видеться гораздо чаще, если бы она тогда не увлекалась наркотиками. Принс строго отчитывал ее за эту зависимость и боялся, что она умрет от передозировки. Как-то раз Принс принес простуженной Стиви сироп от кашля, и, когда девушка попросила еще одну ложку, музыкант очень напрягся и заявил: «Я не для того сюда пришел, чтобы подсадить тебя на еще один наркотик!» Стиви парировала: «Да ладно тебе, серьезно? Я пробовала вещи гораздо хуже».

Ирония жизни распорядилась так, что вокалистка Fleetwood Mac преодолела свою зависимость, а причиной смерти Принса стала именно передозировка обезболивающими средствами. Он относился к любым наркотическим и близким к ним препаратам настолько нетерпимо, что Никс не может представить никаких других предпосылок к этой трагедии, кроме действительно ужасной, неослабевающей, постоянной боли, которую испытывал музыкант в последние дни.

Стиви Никс, разбитая таким злым роком и не раз отдававшая дань памяти Принсу на своих концертах, рассказывает: «Он смотрит на меня сверху и говорит: «Милая моя, я и сам поверить не могу, что это произошло именно так». А когда она исполняет Stand Back, она говорит: «Мистер Принс и его пурпурный бархат всегда будут стоять позади меня каждый раз, когда я пою эту песню».