Ранняя жизнь

Джон Фрэнсис Энтони Пасториус III родился 1 декабря 1951 года в семье Джека (певца и ударника биг-бэнда) и Стэфани Кэтрин Хаапала Пасториусов в городе Норристон, штат Пенсильвания. Будущий революционер бас-гитары являлся потомком Фрэнсиса Даниэля Пасториуса, основателя Германтауна (ныне часть Филадельфии) — первого постоянного поселения немецких эмигантов на американской земле. Помимо такой значимой немецкой составляющей, в жилах Джона текла пёстрая смесь финских, саамских, шведских и ирландских кровей.

В юные годы Пасториус считался талантливым спортсменом, хорошо играл в футбол, баскетбол и бейсбол. Последний вид спорта он часто смотрел в компании отца. Любовь к спорту и фигура бейсбольного судьи Джона Бертрана «Джоко» Конлэна привели к появлению у Пасториуса псевдонима. Пианист Алекс Дарки, француз по национальности, как-то указал юному Джону, что прозвище рефери было бы правильно произносить как «Жако». Пасториусу этот вариант понравился в такой степени, что так он стал называть себя сам и под этим именем в итоге стал известен. А младший брат Джона, Грегори, нарёк того «Маугли» в честь знаменитого персонажа Киплинга за необычайную энергичность старшего. Это прозвище Джон также не забудет — в будущем он организует музыкальный лейбл под названием Mowgli Music.

Музыкальная карьера

Поскольку Джек Пасториус, напомним, являлся ударником в биг-бэнде, неудивительно, что первоначально старший сын под его чутким руководством освоил именно ударные. Однако в 13 лет Жако Пасториус, играя в футбол, сломал руку. Впоследствии перелом был отягощён неправильным сращением костей, что делало невозможным в дальнейшем юноше играть на барабанах. По стечению обстоятельств, местная группа Las Olas Brass, с которой тогда сотрудничал Жако, потеряла басиста. Пасториус приобрёл подержаный электрический бас за 15 долларов, стал учиться играть и сменил, таким образом, музыкальное амплуа.



Фото - amazonaws.com 

В 1968-69 годах Пасториус, скопив денег на котрабас, пробовал овладеть этим инстументом. Жако нравился его глубокий, спокойный звук, но в тоже время контрабас было трудно поддерживать в хорошем состоянии (музыкант приписывал это высокой влажности воздуха в своём доме). В конце концов, однажды утром Пасториус обнаружил, что инструмент окончательно вышел из строя. Вскоре Жако перешёл на 1960 Fender Jazz Bass.

Настоящим прорывом в карьере музыканта стали его выступления с Wayne Cochran and The C.C. Riders. Изматывающие, интенсивные концерты (по нескольку раз в день, без выходных на неделе) позволили Жако отточить технику игры, а также приобрести невероятную выносливость.

В 1974 году Пасториус начинает играть вместе со своим другом, будущим знаменитым джазовым гитаристом Патриком Брюсом Мэтини. Два года спустя друзья в компании ударника Боба Мозеса, запишут альбом под названием Bright Size Life.

В 1975 году Жако познакомился с драммером Blood, Sweat & Tears Бобби Коломби, который потом уговорил руководство Columbia Records помочь молодому таланту с записью музыки. Дебютный сольный альбом, озаглавленный Jaco Pastorius, стал прорывным для электрического баса, многие критики считают его одним из лучших альбомов, когда-либо записанных бас-гитаристами. Поучаствовать в создании записи сочли за честь многие маститые джазовые исполнители того времени — саксофонисты Майкл Брекер, Дэвид Сэнборн и Уэйн Шортер, ударники-перскуссионисты Ленни Уайт и Дон Элиас, пианист Херби Хэнкок.

Год 1976-й ознаменовался для Пасториуса включением в состав коллектива Weather Report. Однажды в Майами Жако посетил их концерт, после окончания которого пообщался с клавишником Джо Завинулом. Без ложной скромности Пасториус заявил, что отыграть группа могла и лучше, и предложил себя на место басиста, аргументировав это тем, что именно он и является лучшим в мире представителем этой породы. Завинул сначала грубо послал наглеца и вообще был настроен крайне недоверчиво, но настойчивый Жако уломал его на прослушивание собственных демо-записей, после чего Джо дал басисту зелёный свет.

В составе Weather Report Жако добился статуса суперзвезды. Посетители толпами ломились на концерты, чтобы увидеть, как неутомимый бас-гитарист носится по сцене, забирался на колонки и прыгал вниз, хлестал бас ремнём. Ну и, разумеется, главным блюдом была виртуозная игра Жако. К тому моменту он давно уже собственноручно выломал лады у своего Fender Jazz Bass, залив их смолой, и предпочитал играть на безладовом инструменте, сделавшись одним из главных популяризаторов именно этой разновидности бас-гитар.

Увы, во время пребывания в Weather Report Пасториус пристрастился к алкоголю и наркотикам. Необузданность музыканта, желание не отказывать себе ни в чём просто не могли не довести эти пагубные привычки до логического завершения. В 1980-х у Жако начались растройства психики. Он стал совершенно неадеватен, потеряв уважение в музыкальном мире и настроив против себя даже собственную семью. В последние годы жизни он жил на улице. Брат Грегори и бывшая жена Ингрид старались спасти Жако от саморазрушения, в какой-то момент он лёг в клинику, но лечение не дало ощутимых результатов.

11 сентября 1987 года, повздорив в ночном клубе с вышибалой, Пасториус спровоцировал драку, в результате которой получил тяжёлые травмы, впал в кому и скончался 21 числа того же месяца в возрасте 35 лет.



Фото - tpr.org 

Признание

Жако Пасториус изменил представление о роли бас-гитары в джазовой и рок-музыке. Бас-гитара в его руках превращалась в полноценный, самодостаточный солирующий инструмент, способный передавать самые разные оттенки настроения.

В 1988 году он был включён в Джазовый Зал Славы (организуемый журналом Down Beat). Всего лишь 7 басистов (вместе с Жако) удостаивались такой чести, причём Пасториус — единственный из семёрки, игравший на электрическом басу. По такому поводу сами Майлз Дэвис и Маркус Миллер записали композицию Mr. Pastorius, посвящённую великому бас-гитаристу.

Жако Пасториус изобрёл множество техник игры на своём инструменте, а безладовый бас у многих ассоциируется именно с его именем.

В 2003 году свет увидел альбом Words of Mouth Revisited, на котором произведения Жако исполняют его коллеги, первоклассные бас-гитаристы.

Среди ассортимента фирмы Fender нашлось место и именному басу Jazz Bass — Jaco Pastorius, существует и безладовый вариант от Custom Shop, отличительной чертой которого являются пазы, залитые эпоксидной смолой, плюс все те изменения, потёртости и повреждения, которые Жако успел нанести инструменту до своей смерти.

В целом влияние игры и образа жизни Жако Пасториуса на джаз и рок поистине колоссальны.