Год 2013 для меня в немалой степени стал возвращением в активное меломанство, но уже на более серьёзном уровне – почти профессиональном, можно сказать. Как и нередко в таких случаях бывает, начинать надо с проверенного, и тут год, к счастью порадовал выходом как групп, которые я обожаю едва ли не с детства (Black Sabbath, Alice in Chains, Аквариум), так и недавно ставших фаворитами (The National). В основном они мои ожидания оправдали, а кто-то даже их смог и превзойти. А отвратительное чувство возбудили только те, кто никаких ожиданий не может оправдать уже давно.

Группа года


Случай обеих великих групп ещё из 70-х,в 2013 году выпустивших по одному фантсастической силы релизу, подсказывает нам сразу несколько истин, о которых стоит задуматься: «старый конь борозды не портит» и «новое – хорошо забытое старое». Жесткая гитарная музыка (даже у Аквариума) и прямые тексты об очевидном (что инфернальные «сказочки» Саббатов, что злая публицистика Гребенщикова) актуальны и сейчас. И вопрос только в том, хорош ли получившийся результат.

Топ-10 альбомов года


01. Black Sabbath – 13
Определённо, хотя воссоединившиеся в каноничном составе Black Sabbath и не повторили того триуфма, что когда-то сопутствовал им в начале 1970-х (и который был прерван чудовищным по бездарности альбомом Never Say Die). Но показали они миру кое-что более важное. То, что планка исполнительского и сочинительского мастерства их все равно настолько высока, что даже старательно повторяя собственные же придумки сорокалетней давности, они без труда достают до той планки, которую сами же и задрали дебютным альбомом. И именно возвращением к мрачному звуку «Black Sabbath» и ценен «13». Не случайно и заканчивается он так, как альбом 1970 года начинался – звуком дождя и мрачным звоном колокола. Круг замкнулся.

02. Nick Cave & The Bad Seeds – Push the sky away — рецензия →
03. The National – Trouble will find me
04. David Bowie – The Next Day
05. Inkubus Sukkubus – Queen of Heaven, Queen of Hell
06. Arctic Monkeys – AM — рецензия →
07. Mogwai – Les Revenants
08. Amon Amarth – Deceivr of the Gods
09. Queens of the Stone Age — …Like Clockwork
10. Alice In Chains – The Devil Put Dinosaurs Here

Топ-10 русских альбомов года

01. Бранимир – Папа, я вернулся
Мрачный гений бард-рока из Волгограда выпустил всего одну свежую песню, но в перезаписанный материал 2008 года она легла органично, и перед нами весной этого года предстал очередной очень крутой дарк-фолковый (условно) альбом, который можно охарактеризовать как «крик с того света». «Песня утопающих» была об умирании. «Папа…» — о том, что за чертой смерти и даже разложения. И нам пока там виден только ад.

02. Разные люди – Чернец
03. Мураками – Моя
04. Мумий Тролль – SOS Матросу! — рецензия →
05. Неприкасаемые – Внезапный будильник
06. КняZz – Роковой карнавал
07. Пилот – 13 — рецензия →
08. Барто – Прекрасная эпоха
09. Океан Ельзи – Земля
10. The MatriXX – Живые НО Мёртвые

Топ-3 русских сингла года

01. Борис Гребенщиков – Праздник урожая во дворце трударецензия →
Три точных, метких и больных удара под дых реальности вокруг – только так и получается охарактеризовать эти три песни, вышедшие отдельным трехпесенным релизом и показавшие Гребенщикова вовсе не с благостной стороны. Ему не всё равно, и это радует.

02. Мельница – Радость моя
03. Машина времени – Крысы

Мусор года

Кипелов – Отражение (сингл)
Все, что делает группа Кипелов, оставляет крайне дурной привкус само по себе. Привкус стандартного и ортодоксального до скуки хэви-метала, который даже «экспериментируя» идет по чужим проторенным дорожкам симфонизма. И что хуже всего, эта пустышка в начале 2010-х осталась единственной в России металлической группой, способной собрать большую концертную площадку (о стадионах можно снова забыть всем без исключения). Новый сингл лишь заставляет задать ещё раз один вопрос: «Сколько можно уже?» Сколько можно выпускать очередной сингл с «Я свободен», перезаписанной уже в третий раз (это в студии, не считая лайвов). Когда из 4 треков 4 являются балластом, явно записанным «для своих» — это мягко говоря, скучно. И оперный певец из него тоже, увы, никакой – а потому «Искатели жемчуга» ничего к репутации его не прибавляют. Лишний раз группа «Кипелов» подтверждает, что главным фактором успеха Арии был материал авторства Дубинина и Холстинина, а не один только Кипелов.

Концерт года


Океан Ельзи на Майдане Незалежности и в Шереметьево
Это была, скорее, гуманитарная акция, но, конечно, яркая. И что интересно, даже в Москве, где отношение к Евромайдану вряд ли модно назвать сочувственным, уверенный его сторонник Слава Вакарчук встречал неизменно горячий приём, а неофициальный гимн уже обеих украинских революций (Вставай!) хором поют и русские слушатели. Музыка – великий дипломат, и эту истину Слава Вакарчук в очередной раз подтвердил как отличным альбомом «Земля», так и декабрьскими концертами.

Топ-20 треков 2013 года

01. Black Sabbath – God is Dead
02. Inkubus Sukkubus – Forest Hill
03. The National – Graceless
04. David Bowie –The Next Day
05. Nick Cave – Higgs Boson’s Blues
06. Alice in Chains – Hollow
07. Within Temptation – Paradise (What About Us?)
08. Queens of the Stone Age – My God is the Sun
09. Arctic Monkeys – R U Mine?
10. Mogwai – Blues Hour


01. БГ – Праздник урожая во дворце труда
02. Мураками – Догвилль
03. Оргия Праведников – Русский экстрим
04. Тол Мириам – Баллада о герое
05. Мельница – Радость моя
06. Неприкасаемые – Не было нас
07. Бранимир – Ревизор
08. Разные люди – Больше рок-н-ролла
09. The MatriXX – Романтика
10. Catharsis – Острова во сне

Потери года



image001_6_

Лу Рид
Читать


Михаил Горшенев умер итоги года

Михаил Горшенев
Читать

Лу Рид мог бы просто остаться одним из основателей The Velvet Underground, и этого уже было бы достаточно для места в рок-н-ролльном пантеоне. Но он предпочел экспериментировать до самого конца дней, и особенно ему удалось шокировать альбомом Lulu с Металликой. Альбом ругали почем зря, а он в итоге сообщил меломанам много нового о каждом из участников. Так что жаль даже больше именно великого экспериментатора.

Мрачные сказки группы Король и Шут были достойны стать золотым фондом русского рока сами по себе, но легенда их была все-таки основана на харизме и отчаянной биографии их лидера и идеолога. И тут Горшенев был человеком-легендой, не уступающим тому же Кинчеву и Панову. И, самое главное, в жизни он был таким же, как и на сцене. Это его и сгубило, но память, в отличие от тела, алкоголем и наркотиками не разрушить.