Я заметила такую странную вещь за долгие годы своего меломанства: стоило мне заинтересоваться какой-нибудь группой или исполнителем, оказывалось, что её (или, соответственно, его) уже нет. Так прошло и моё знакомство с Pink Floyd: не успела я наконец-то понять всю мощь и величие их творчества, как узнала, что Ричард Райт умер. Что интересно, узнала об этом спустя три дня через один музыкальный Интернет-ресурс, в силу направленности которого (она была практически параллельна прогрессив-року) группу не особо жаловали вниманием… Далеко не каждый удостаивается таких почестей, чтобы о нём писали даже там, где его могут и не знать вообще, особенно если дело касается профессиональных заслуг.

Это вторая часть (или, если угодно, половина) произведения Shine On You Crazy Diamond – та самая, которая завершает альбом Pink Floyd Wish You Were Here, посвящённый Сиду Барретту… Чтобы отметить клавишные партии Ричарда Райта, встречающиеся в композициях группы, не хватило бы и одного поста (или он просто бы был гигантским). У всех на слуху имя Дэвид Гилмор – «это же гитарист Pink Floyd!». О Роджере Уотерсе, быть может, слышно чуть меньше, но его тоже знают: ни для кого не секрет, что концепцию самых известных альбомов Pink Floyd (The Dark Side of The Moon (1973), Wish You Were Here (1975), Animals (1977), The Wall (1979)) продумал именно он. А вот о Рике Райте лично я особо никогда не слышала, а ведь его вклад в группу был ничуть не меньше. Чтобы это понять, достаточно послушать альбом The Final Cut, хоть и вышедший под маркой Pink Floyd, но, по сути, являющийся сольным альбомом Уотерса. Я долгое время не могла его воспринимать, поскольку мне не хватало клавишных партий, которыми изобиловали более ранние работы группы (особенно мною любимые альбомы, вышедшие до The Dark Side of The Moon).

Ещё меньше людей знает, что Рик Райт не только иногда исполнял вокальные партии (например, в Time, Echoes, Us and Them), но ещё и писал тексты к песням, или, как говорят на западный манер, был сонграйтером. В рамках творчества Pink Floyd он успел проявить себя с этой стороны: за плечами Райта такие песни, как Paintbox, Remember a Day, See-Saw, Stay… Моя самая любимая из них – выше представленная Summer ’68, вошедшая в альбом 1970 года Atom Heart Mother. Кстати, ещё немного попотчую вас мистикой: я эту песню слышала задолго до того, как узнала, кто такие Pink Floyd. Она фигурировала то ли в какой-то социальной рекламе, то ли в рекламе какого-то журналистского конкурса.

Композициями группы Pink Floyd на ТВ, стоит отметить, отнюдь не брезгуют: их можно услышать и в сюжетах остросоциальной направленности (в сюжете о безпризорниках в одном из выпусков передачи «До 16 и старше» 1993 года фоном шла Sorrow), и просто в заставках (увы, не могу навскидку вспомнить таких случаев), и даже в телефильмах (в «Ошибке Тони Вендиса», на которую я на днях попала, щёлкая пультом в надежде найти-таки себе что-то интересное, звучит Shine On You Crazy Diamond (Part 2), ссылку на которую я дала несколько абзацев назад). Что касается сольного творчества Рика Райта, то его композиций я нигде не слышала, кроме как из своего компьютера. В каждом из сольных альбомов Рика: Wet Dream (1978), Identity (записанном с вокалистом группы Fashion Дэйвом Харрисом в рамках группы с кодовым названием Zee) (1984), Broken China (1996) – можно найти что-то для себя. Первый альбом мягкий, лиричный, расслабляющий, что хорошо соответствует его названию, которое переводится как «эротический сон». Кстати, особенно забавно оно звучит на фоне темы альбома Animals, корнями уходящей в повесть «Скотный двор» Джорджа Оруэлла – писателя, известного ещё благодаря своей антиутопии «1984», где среди прочего фигурировал так называемый Антиполовой союз…

Второй альбом из творчества Рика мне нравится больше всего. Сам Райт спустя некоторое время после выхода Identity говорил, что эта работа была большой ошибкой, но я с этим мнением не согласна. Возможно, моё мнение прозвучит очень по-фанатски, но мне кажется, что если бы раскруткой альбома занялись как следует, то он бы мог «побить» Some Great Reward Depeche Mode, который вышел в том же 1984 году.

Третья работа Райта, если судить объективно, самая интересная. Wet Dream, несмотря на всю свою прелесть, звучит, как сборник тех музыкальных идей, которые не вошли в альбомы Pink Floyd (одним словом, ауттэйков), а именно The Dark Side of The Moon и Wish You Were Here. Identity, напротив, очень сильно отличается от направления группы: типичный new wave с эпизодическими вкраплениями world music (большой привет Питеру Гэйбриэлу), да ещё и все вокальные партии исполнены Дэйвом Харрисом (а не Риком Райтом, как вы бы могли подумать, хотя голоса Рика и Дэйва схожи). Broken China же взяла лучшее у каждого из альбомов – в итоге получилось нечто особенное: с одной стороны, это совсем не Pink Floyd, а с другой стороны, очень достойный этой группы альбом. Можно, кстати, провести аналогию с сольным творчеством Роджера Уотерса, у которого The Pros And Cons of Hitch Hiking (1984) чисто «флойдовский» (правда, образца The Wall), Radio K.A.O.S. (1987) с налётом попсовости в звучании, а Amused to Death (1992) объединил плюсы предыдущих двух работ.

Незадолго до своей смерти Рик работал над новым сольным альбомом, но не успел его доделать. Однако недавно в Интернете промелькнуло сообщение, что скоро (ориентировочно в октябре) у Pink Floyd выйдет новый альбом The Endless River, основанный на материале, записанном для альбома The Division Bell (1994). Возможно, сия работа будет интересна только закоренелым фанатам группы, но тем не менее, я думаю, это очень хорошее решение выпустить её, тем более что она позиционируется как «лебединая песня Рика Райта». В конце концов, когда легенды уходят, ничего не остаётся тем, кто их не застал, кроме как изучать их наследие – это пока что единственный из доступных нам способов приобщиться к великому и незыблемому, а также один из методов, подталкивающих на изобретение чего-то кардинально нового.