Есть такая традиция на нашем телевидении – к Новому году каждый канал готовит свою развлекательную программу, в состав которой обязательно должны входить спецвыпуски местных ток-шоу и викторин (непременно с участием звёзд, хотя они и так уже почти везде и всегда принимают участие), ряд старых добрых проверенных временем кинолент (в основном это комедии) и, конечно же, большой новогодний концерт (или «голубой огонёк»). Традиция хорошая, но есть одно «но»: не знаю, как у вас, а у меня в последнее время складывается впечатление, что от Нового года к следующему Новому году практически ничего не меняется, кроме года в названии новогоднего вечера. Наверное, свою роль играет моя меломанская избалованность, которая подталкивает меня к поиску чего-то большего, чем традиционные «голубые огоньки». Например, записей старых концертов.

Концерт Элтона Джона, концерт Робби Уильямса, художественно-документальный фильм ABBA, а также новогодний вечер не помню какого канала, где выступления кукол, пародирующих звёзд, чередовались с выступлениями зарубежных исполнителей всех жанров от поп-музыки до хард-рока, – это всё, что я помню из того, что показывали на Новый год не из традиционных телевизионных заготовок. Если кто-то вспомнит ещё что-нибудь именно из этой серии, буду рада обсудить это в комментариях на нашем сайте и в соцсетях, а если нет, то для дискуссии я могу подкинуть ещё одну тему – какие концерты в принципе подошли бы для празднования Нового года. От себя я предлагаю 7 вариантов – авось какой-нибудь да покажут в следующую новогоднюю ночь.


Kate Bush – Christmas Special ‘1979


 
Я давно уже заметила, что в Новый год особенно любят вспоминать ABBA: то выше упомянутый одноимённый фильм о них покажут, то просто их клипы, а уж о песне Happy New Year я вообще молчу. При всём моём безмерном уважении к этой группе (а именно за хорошую поп-музыку и отсутствие даже малейшего намёка на вульгарность, что в наши дни большая редкость) мне кажется, что её в новогодние праздники становится слишком много. А вот Кейт Буш на нашем ТВ лично я не видела ни разу, хотя, на мой взгляд, её раннее творчество (до выхода альбома The Dreaming в 1982 году) имеет что-то общее с таковым у ABBA, а сама Кейт того периода чисто внешне чем-то похожа на Аллу Пугачёву времён фильма «Женщина, которая поёт»… Если я вас заинтриговала столь, как вам может показаться, необычными ассоциациями, то могу посоветовать посмотреть, например, запись Christmas Special 1979 года, в которой вы не только увидите, как поёт (правда, под фанеру – за живым выступлением вам сюда) и танцует уже знаменитая Кейт Буш, но и выступающего как сольно, так и в дуэте с ней Питера Гэбриэла.


The Rolling Stones Rock and Roll Circus ‘1968


 
Что представляют собой традиционные новогодние «голубые огоньки» по своей сути? Правильно, сборные солянки. Что ж, есть такие и в рок-среде – примером этому может служить концерт The Rolling Stones Rock and Roll Circus 1968 года. Если вы любите старый добрый рок конца 60-х, то эта запись для вас: здесь и Джон Леннон с Йоко Оно, и Jethro Tull, и The Who выступают в цирковом антураже (как говорится в Интернете, до того, как это стало мэйнстримом!), ну а гвоздь программы – неугомонные The Rolling Stones (собственно говоря, они и организовали всё это дело), из номеров которых, конечно же, выделяется Sympathy for the Devil.


Queen – Live at Wembley ‘1986


 
Однажды на радиостанции Rock FM проводилось голосование, где слушатели определяли лучшие концертные записи, в котором именно Live at Wembley группы Queen заняла первое место. Честно говоря, для меня это не стало сюрпризом: на мой взгляд, трудно найти более живое во всех смыслах концертное выступление, чем это. А уж для Нового года так вообще идеальный вариант: от классики до чуть ли не хэви-мэтла – всё в одном флаконе, да ещё и картинка красочная. В общем, к просмотру обязательно.


Pink Floyd – P.U.L.S.E. ‘1995


 
«Я ждал свой мультик, а вместо него показали каких-то скучных дяденек», – так своё первое знакомство с Pink Floyd описывал один из её поклонников в Интернете, имея в виду показ концертной записи P.U.L.S.E. одним поздним вечером. Помнится, в далёком детстве я примерно так же отреагировала на показанный в одну из новогодних ночей концерт Элтона Джона чёрт знает какого года – впрочем, даже сейчас его творчество (во всяком случае, пока) у меня не вызывает особого интереса. А вот что касается Pink Floyd, то именно с помощью аудиоверсии P.U.L.S.E. я окончательно влюбилась в эту группу – чем не вариант для того же новогоднего чуда?


King Crimson – Live in Japan ‘1984


 
Меломанам-эстетам, для которых Pink Floyd сродни понятию «мэйнстрим» (ну или «попса», если по-русски говорить), думаю, придётся по душе концерт куда менее известных представителей арт-рока King Crimson Live in Japan 1984 года. Те же, чьё мнение о роке укладывается во фразу вроде «Да как это слушать можно: орут, кричат, дёргаются, как ненормальные, – ужас!», порадуются скромному поведению участников группы, в частности, её лидера Роберта Фриппа, который не то что не «тряс хаиром» и не вставал в героическую позу, поставив ногу на комбик, а даже со своего стульчика ни разу за концерт не встал. Да, и ещё: если вам удастся до конца дослушать композиции вроде Industry или Indiscipline, а то и выдержать весь концерт (я уж не говорю о том, чтобы понять и полюбить творчество King Crimson), то, как мне кажется, это должно считаться, как минимум, ничуть не меньшим подвигом, чем сотворение очередной глупости в состоянии алкогольного опьянения.


Goth at the BBC ‘2014


 
Долгое время, интересуясь той или иной группой, я принципиально игнорировала записи выступлений на ТВ за исключением уж совсем необычных случаев вроде попадания группы Depeche Mode в курятник с последующим репортажем для шведского телевидения или случаев, когда других записей у группы вообще не было. Поняла я свою ошибку только после просмотра ряда бибисишных тематических сборников выступлений из передач вроде Tops of the Pops и Old Grey Whistle Test. Вот, например, хотите узнать, что такое готика? Тогда вам в помочь сборка Goth at the BBC, вышедшая в конце прошлого года. Ничего страшного, что туда непонятно каким боком попали Depeche Mode, Пи Джей Харви, Shakespears Sister и Мэрилин Мэнсон. Главное, что вы для себя точно уясните, что готика, как и рок вообще, бывает разная, или, на худой конец, просто повеселитесь с альтернативы всяким «Дискотекам 80-х» от сами знаете каких радиостанций.


U2 – PopMart: Live from Mexico City ‘1998


 
Кстати, про «Дискотеки 80-х». Обращали внимание на то, сколько там блёсток, фейерверков и всего прочего из этой серии? Вот уверена, что если подсунуть концерт U2 PopMart: Live from Mexico City вместо этих «Дискотек», то при фоновом просмотре разницы не будет никакой: на сцене сплошной карнавал, на экранах буйство красок, а зрители от этого всего не устают и просят ещё. Это уже при более внимательном просмотре видно, что U2 здорово издеваются над нарушившим всякие границы потреблением и его последствиями, но кого это будет волновать в новогоднюю ночь? На то она и новогодняя, чтобы отрываться по полной, правда ведь?