1. Kasabian



Фото - 7wallpapers 

Заполучив контракт с лейблом в 2002 году, Kasabian обосновались на старой молочной ферме близ водохранилища Ратленд-Уотер. Музыканты прожили там несколько месяцев и записали весь свой дебютный альбом. Решение было обосновано в большей мере финансовыми причинами, нежели желанием приблизиться к природе: в то время группа была сильно стеснена в средствах и не могла позволить себе богатое жилье и частые походы в студию. Вся группа спала в одной комнате на матрасах. Тем не менее Серж Пиццорно вспоминает этот период с ностальгией: «Я думаю, тот период очень сплотил нашу группу. Мы жили как отшельники, не подчинявшиеся каким-либо законам, в своем собственном маленьком мире. Какие сумасбродные вещи мы только не вытворяли, подобные безумствам в «Плетеном человеке». Прекрасные были деньки».

2. Led Zeppelin



Фото - raisedontheradio.com 

Работа над Led Zeppelin IV началась в студии Headley Grange, где прежде располагалась богадельня. Уже намного позже в одном интервью Джимми Пейдж объяснил, чем здание привлекло группу: «Изначально мы отправились туда, чтобы воссоздать эту ситуацию, когда ты пишешь музыку и действительно живешь ей. У нас никогда не было такого опыта как у группы, разве что когда мы с Робертом поехали в Bron-Yr-Aur [загородный дом в Уэльсе]. Но тогда только Роберт и я бродили в недрах Уэльса и наслаждались жизнью. На этот раз все было по-другому. Все мы действительно сосредотачивались в концентрированной среде, и суть произошедшего проявила себя в трех альбомах».

Многие легендарные вещи родились именно в Headley Grange. После пожара в этом здании к Роберту Планту пришли первые строчки Stairway to Heaven, и он дописал текст в пределах дня, а Black Dog обязана своим названием черному лабрадору, бегавшему поблизости во время записи.

3. Black Sabbath



Фото - Noisey 

Шел 1973 год. После месяца бесплодных сессий в Лос-Анджелесе Black Sabbath отправились в готический замок Клирвелл в Глостершире, и мрачная средневековая обстановка сдвинула работу с мертвой точки. На поверку группа оказалась, как выразился Оззи Осборн, князьями не тьмы, а трусости. Подземелья служили жутковатыми репетиционными помещениями (зато именно там Тони Айомми сочинил рифф для Sabbath Bloody Sabbath, вернувшей группу в строй и задавшей тон альбому), музыканты сталкивалась с местными призраками, традиционно подшучивали друг на другом и усугубляли ситуацию всеобщего страха, а Осборн жаловался, что редко мог заснуть и в основном просто лежал с открытыми глазами и ждал, когда «в комнату зайдут пустые доспехи и вставят кинжал в задницу».

Разворачивающийся вокруг готический хоррор, подкрепленный постоянными розыгрышами, настолько измотал музыкантов, что замок пришлось покинуть. Зато уезжали они вдохновленными и снова верящими в свои силы, ведь до Клирвелла Black Sabbath уже почти решили, что исчерпали себя как группа.

В этом же замке успели поработать Led Zeppelin, Deep Purple, Bad Company и Sweet. А в наши дни Клирвелл опошлился до дорогих свадеб.

4. Arcade Fire



Фото - Guy Aroch 

В 2005 году группа Arcade Fire купила старую церковь недалеко от Монреаля. Музыканты обустроили небольшую кирпичную церковь как студию с несколькими жилыми помещениями и записали в ней альбомы Neon Bible и The Suburbs. После громкого успеха дебютника Funeral Arcade Fire уже не были никому не известной инди-группой, поэтому едва ли покупка отталкивалась от финансовых соображений. Скорее, музыкантов заинтересовала специфическая акустика и мрачный дух этого здания. В свободное от записи время Arcade Fire с радостью пускали в свою уникальную студию молодые и небогатые коллективы за символическую плату.

5. Franz Ferdinand



Фото - Vogue 

По энергичным песням Franz Ferdinand сложно предположить, в каком печальном месте была создана некоторая их часть. Альбом Tonight группа записала в старинной тюрьме, объясняя это тем, что в наше время необходимость в больших студиях отпала, и найти подходящую атмосферу намного важнее. Соседи были не в восторге от этого творческого решения и после многочисленных жалоб на шум заколотили окна так, что группа осталась в полной темноте (отсюда и появилось название альбома). Музыканты остались в восторге от своей необычной студии и считали ее полноценным музыкальным инструментом, от которой им удалось добиться больше, чем от любого дорогого и специально оборудованного помещения.

6. Sigur Rós



Фото - Game of Thrones Wiki 

Вся музыка Sigur Rós звучит так, будто она родилась в самых живописных и необычных местах Исландии, но есть в их опыте и менее ожидаемая история. Альбом ( ) был записан в осушенном бассейне, который группа преобразовала в полноценную студию под названием Sundlaugin (что в переводе с исландского значит, как ни странно, «бассейн»).

Первоначальные планы Sigur Rós в отношении записи альбома были не менее оригинальны: группа хотела обосноваться на заброшенной базе НАТО, располагающейся в горе на самом севере Исландии. После короткого визита музыканты решили, что это было бы чересчур непрактично, и занялись переоборудованием бассейна, построенного в 30-е годы, и ближайших зданий. Таким необычным образом группе удалось добиться невероятно атмосферной акустики. А студия Sundlaugin успешно функционирует по сей день, и в ней любят работать далеко не только исландские музыканты.

7. Hurts



Фото - The Place 

Hurts прохладно относятся к профессиональным звукозаписывающим студиям и говорят, что немного теряются в такой обстановке. До первых побед они записывались в крошечной манчестерской квартирке с протекающим потолком. Когда пришел успех, а с ним и возможность выбрать шикарную студию в любом городе, музыканты остались верны своему скромному рабочему пространству. Любят они и полевую звукозапись: существенная часть песен включает в себя видоизмененные шумы, раздобытые Адамом Андерсоном в разных местах, а вокал для Silver Lining был записан на лестничной клетке. Самым необычным из мест работы Hurts можно назвать морг, в который группа, по слухам, забралась ночью для записи некоторых деталей Exile, своего самого мрачного альбома.

8. IAMX



Фото - Megalyrics 

Крис Корнер в поисках вдохновляющего сочетания хаоса и природы наткнулся на заброшенный гидротехнический завод недалеко от Берлина, выкупил здание и всерьез взялся за его обустройство. Это просторное помещение стало для Корнера и студией, и жилищем, и местом съемки клипов. Музыкант воспринимал свой завод как полноценный арт-проект и ценил творческую свободу, которую давала ему эта своеобразная среда.

9. Talk Talk



Фото - Laut 

Еще одни поклонники заброшенных церквей – Talk Talk. В 1987 году они переместились в старую церковь в Суффолке, чтобы начать работу над Spirit of Eden. Группа полностью погрузилась в музыку, превысила бюджет и пропустила все дедлайны, а потом и вовсе заявила лейблу, что не сможет воссоздать на сцене сложные аранжировки и поэтому не будет давать концертов в поддержку альбома. Изначально пластинка не пользовалась коммерческим успехом, но впоследствии стала классической, и ее слегка потусторонняя атмосфера вполне объясняет, почему музыканты выбрали для записи именно такое тихое и мистическое место.

10. The Black Keys



Фото - Images Guru 

The Black Keys записали первые два альбома в подвале дома ударника Патрика Карни. К третьему альбому дом был продан домовладельцем, и музыкантам пришлось искать новое рабочее пространство. Группе приглянулся заброшенный шинный завод в Огайо, и они арендовали весь второй этаж, где прежде были офисы и лаборатории. Выбор этого места был обоснован всего лишь скромным ценником, но никак не творческими мотивами, и Карни описал это завод так: «Вовсе не идеален, как ни посмотри. Это слишком далеко. Это на втором этаже. Чертовски жарко. Окна открыть нельзя. Акустика ужасная».

Но уже и после альбома Rubber Factory, родившегося здесь, музыканты делали ностальгические реверансы в сторону своей не самой удобной студии. Например, в 2010 году завод снесли, и место, где он прежде находился, появилось на обложке сингла Lonely Boy.

11. Nine Inch Nails



Фото - Cleveland 

10050 Сьело Драйв, Лос-Анджелес – дом, расположенный по этому адресу, печально известен тем, что члены группы Чарли Мэнсона зверски убили в нем актрису Шэрон Тейт и нескольких ее друзей. Немногие захотели бы приобрести недвижимость с таким прошлым, но в 1992 году домом заинтересовался Трент Резнор, чья любовь к жутковатым темам хорошо известна. Резнор переехал в дом и оборудовал в нем студию под названием «Pig» (это слово убийцы написали на стене кровью Тейт). Здесь был записан альбом The Downward Spiral, EP Broken и клип на песню Gave Up.

Уже в конце 1993 года нервы Резнора сдали, и он покинул страшный дом, пояснив, что у этого места было слишком много истории. Позднее он рассказал, что после встречи с сестрой Шэрон Тейт он впервые осознал, что жил не в какой-то декорации из фильма ужасов, а в месте, где реальные люди потеряли своих близких из-за ужасной трагедии. Понимание всего контекста заставило музыканта уехать из дома на Сьело Драйв, чтобы не создавать ложного впечатления, будто он поддерживает такие бесчеловечные преступления и романтизирует серийных убийц.

12. Radiohead



Фото - The Mezzanine 

Работа над альбомом OK Computer началась в здании бывшего склада в Оксфордшире. Записав четыре песни, музыканты решили искать новое место, потому что длительное пребывание на складе было чересчур некомфортным с практической точки зрения. Radiohead перебрались в старинный особняк St. Catherine’s Court в графстве Сомерсет. Как и в случае с Black Sabbath, мрачный дух средневекового здания подействовал волшебным образом, и работа пошла быстро и гладко. Сам особняк активно использовался как кладезь естественных эффектов: эхо для вокала в Exit Music (For A Film) было получено на каменной лестнице, а Let Down была записана в зале для балов в три утра.

Джонни Гринвуд вспоминает запись альбома: «Мы чувствовали себя дурно в местах, на стенах которых висели золотые диски за 20 лет истории Dire Straits. Традиционная студийная история – мы хотели уйти от всего этого. Запись в особняке была не лабораторным экспериментом, как обычно бывает. Было похоже, будто группа людей делает свою первую запись вместе. Мне казалось, что мы вернулись обратно в те дни, когда записывались сами для себя, до подписания контракта».

Возможности и атмосферу особняка оценили еще как минимум два столь же мрачных коллектива: The Cure записали в нем альбом Wild Mood Swings и большую часть Bloodflowers, а New Order работали над Waiting for the Sirens’ Call.

13. Red Hot Chili Peppers



Фото - Arts Online 

Продюсер Рик Рубин предложил группе работать над Blood Sugar Sex Magik в особняке, который якобы когда-то принадлежал волшебнику Гарри Гудини (в действительности владельцем дома был его друг, а Гудини лишь заходил в гости). Музыканты обнаружили, что в доме водятся злые духи, а Чад Смит отказался жить в особняке с коллегами во время записи. Альбом все-таки был доделан и стал хитом, а Рик Рубин с тех пор использует особняк как свою студию, где также записывались Мэрилин Мэнсон, Slipknot, Audioslave, Linkin Park и другие. Сами «перцы» неоднократно возвращались в этот дом для работы над новыми песнями.

14. Pink Floyd



Фото - HowStuffWorks 

В 1986 году Дэвид Гилмор купил старый плавучий дом Astoria, переоборудовал его под студию и объяснил это так: «Полжизни я провел в студиях без окон и света, а здесь, на лодке, есть и много окон, и прекрасный вид снаружи».

На это интересное и выгодное предложение Гилмор наткнулся в журнале, ожидая своего стоматолога, и вспомнил, что как раз недавно проезжал мимо и восхищался красотой судна. Лишь после покупки музыканту пришло в голову, что плавучий дом можно использовать как студию. Получившееся рабочее пространство получилось настолько удобным, что Гилмор возвращался туда вновь и вновь. В Astoria были частично записаны альбомы Pink Floyd A Momentary Lapse of Reason, The Division Bell и The Endless River, а также сольник Гилмора On an Island.

15. Bon Iver



Фото - The Independent 

В 2006 году на Джастина Вернона, известного под псевдонимом Bon Iver, одновременно свалился распад его группы, расставание с девушкой, депрессия и проигрыш всех денег в онлайн-покере, которым Вернон занялся, чтобы отвлечься от проблем. Отчаявшийся музыкант сбежал от мира в крошечный дом в лесах Висконсина и в полном одиночестве принялся изгонять тоску сначала алкоголем, сериалам и охотой, а затем, устав от такого бессмысленного существования, музыкой.

Вернон начал сочинять песни, работать по 12 часов в день и пробовать новые творческие методы. Сперва он вовсе не планировал записывать альбом и просто пытался излечить себя сочинением музыки, но друзьям очень понравились те скорбные и тихие песни, и они посоветовали Вернону собрать из них альбом, причем без перезаписи треков, которые сам музыкант считал в лучшем случае грубоватыми демо-версиями.

Так получился альбом For Emma, Forever Ago, радушно встреченный критиками и рядовыми слушателями. Влияние места записи на его атмосферу сложно отрицать, но сам Вернон не считает этот период неким моментом волшебного просветления и говорит, что это были всего лишь несколько одиноких месяцев в глуши.

16. Einstürzende Neubaten



Фото - Wallpapers Craft 

Самое неудобное рабочее пространство в этом списке – это опора моста Stadtautobahn в Берлине, в которой был записан альбом Stahlmusik группы Einstürzende Neubaten. Залезть в колонну можно было только ползком, при записи зажигались свечи, чтобы контролировать уровень кислорода, набор инструментов был максимально упрощенным, а Бликса Баргельд мог петь лишь согнувшись почти вдвое. По крайней мере, страдания во имя искусства продлились недолго: весь альбом был записан на обычный магнитофон всего лишь за один день.

17. Джонни Кэш



Фото - SoSoActive 

И один из самых хрестоматийных примеров – альбом Джонни Кэша At Folsom Prison, записанный, как несложно догадаться, во время двух концертов в Фолсомской тюрьме. Кэш долгое время интересовался тюремной жизнью и мечтал организовать подобное выступление. Его размышления воплотились в песне Folsom Prison Blues. Заключенные разных американских тюрем полюбили песню и писали Кэшу с просьбой выступить у них. До легендарного концерта в Фолсомской тюрьме Кэш уже играл в нескольких тюрьмах, однако именно этот альбом стал культовым и вдохнул новые силы в карьеру музыканта.