EBM или Electronic Body Music — «электронная музыка для тела», музыкальное направление, являющееся ответвлением от пост-индастриала, дополнившее индастриал элементами электропанка и танцевальной музыки. Впервые этот термин был использован в 1984 году бельгийской командой Front 242 для обозначения стиля музыки с их EP «No Comment». Для классического EBM характерны жесткая и чёткая танцевальная ритмика, чистый вокал, иногда правда перемежающийся криками или подвергающийся звуковым эффектам, повторяющийся агрессивный синтезаторный звук и довольно депрессивная апокалиптическая лирика. По звучанию может быть близок к синтипопу, однако агрессивней и тяжелее его, ввиду своих индустриальных корней. Это то, что у нас по учебнику.

На деле же за всё время своего существования это музыкальное течение, возникшее в начале восьмидесятых, претерпело значительную эволюцию, так что на сегодняшний день довольно непросто разобраться, что же это на самом деле такое. А уж с учётом того, что завидная доля музыкантов норовит приклеить на свой продукт ими же самими изобретённый ярлык, навроде Endzeit Electro, который пошёл от Rudy Ratzinger (:wumpscut:), изобретённый Andy LaPlegua (Icon Of Coil, Combichrist, Panzer AG) термин TBM — Techno Body Music или попытки Virtual Embrace ввести в обиход термин Hellektro, путаница возникает изрядная.


Andy LaPlegua (Combichrist)

На протяжении всех 33 лет своего существования стиль менялся, модернизировался, коллаборационировал с такими направлениями как techno, electro, new beat и industrial (да и не только с ними) пока в нулевых не случился откат к олдскульному (безусловно с учётом современных технологий) звучанию и возврат к корням. Приблизительно в это время и возникла среди людей, верящих в магию числа 242, традиция 24 февраля (24/2) каждого года отмечать Международный День EBM.

Если вкратце описать структуру и развитие (правда не совсем хронологически) жанра EBM получим следующее:

Собственно, в чистом виде Electronic Body Music является «электро-индастриалом». Учитывая развитие жанра во множестве направлений всё это принято относить к так называемому олдскул-EBM или EBM старой школы (old school). Молодые группы, играющие олдскул неофициально могут в противовес называться ньюскул (newschool).

Anhalt EBM по сути ответвление от олдскульного варианта, характеризующееся нарочито примитивным и минималистичным электронным звуком, отсутствием дисторшна и каких-либо иных искажающих эффектов, при этом довольно агрессивное и энергичное по звучанию. В какой-то мере его корни лежат в области панка и Oi! Anhalt EBM пока не считается состоявшимся стилем, однако в кругу любителей электронной музыки сам термин уже прижился и активно используется.

В первой половине 90-х на фоне падающей популярности EBM приближается по звучанию к dark-electro, которое зарождается параллельно. Многие исполнители, сформировавшие жанр, но отошедшие от олдскульного звучания тем не менее определяются как EBM. Dark electro, которое развивается из особо депрессивных и темных аспектов EBM отличается искаженным вокалом и зловещими резкими синтезаторными мелодиями, более сложными в музыкальном плане, чем EBM, концентрируя в себе крайнее напряжение и отчаяние. Может включать в себя элементы darkwave и различные атрибуты «тёмной» эстетики. Вся тематика dark-electro вертится вокруг смерти, насилия, психических отклонений и прочей грубой и страшной действительности, что согласитесь уже совершенно не романтично. Ввиду сильного влияния на развитие жанра EBM, зачастую сложно отделить одно от другого и однозначно их классифицировать.


Hocico

Приблизительно в это же время сформировывается понятие Electro Industrial (Elektro), которое хоть и выделяют в отдельное направление, но тем не менее самобытным понятием всё же не является, скорее его можно охарактеризовать как ответвление от EBM. По сравнению с классикой эта музыка сложнее, тяжелее и гораздо менее танцевальная, не чурающаяся использовать всяческие искажения вокала. Корни её следует искать в «новой волне» 80-х.

Military EBM, как понятно из названия, делает упор на военной тематике и эстетике. По звучанию, впрочем, ушедшее не слишком далеко от первоисточника направление, равно как и не самое затейливое с музыкальной точки зрения. Наглядное тому подтверждение одна из шуточных расшифровок термина EBM – Extremely Boring Music (Чрезвычайно Занудная Музыка).

Вторая половина 90-х характеризуется ужесточением звука, он становится ещё более шумным и грязным, нежели в dark-electro, вокал всё больше искажается дисторшеном. На сцену выходит harsh-EBM.

Часть групп наоборот уходит в сторону мелодичности синтипопа, результатом чего является future-pop. Сохраняя бит EBM, он звучит более мелодично и использует типичный для synthpop чистый вокал.


Фото - Светлана Коваленко

Unity One

Terror-EBM — логичное развитие харша до крайностей. Максимальная агрессия, жестокость и жёсткость, вокал искажённый до полной неузнаваемости и звук, кажется царапающий напрямую мозги.

TBM (Techno Body Music) также известный как «индустриальное техно» появился в 2005 году с выходом в свет альбома Combichrist — Everybody Hates You, именно с этого момента создатель Combichrist Энди ЛаПлега начинает позиционировать свою музыку как TBM. Если совсем упростить, то зачастую это направление определяют как смесь EBM и IDM (Intelligent Dance Music). Если углубиться, то мы имеем чёткий бит, обильное количество сэмплированных вставок, шумный звук и зачастую отсутствие клавишных. В целом techno body довольно таки минималистично, хотя с развитием жанра он неизбежно обрастает новыми формами и более разнообразным звучанием. В США это направление позиционируется как AggroTech.


Combichrist

И напоследок самый оригинальный представитель жанра — Medieval EBM. В составе средневековая эстетика, рыцарский эпос и героические похождения под звон мечей и пронзительные звуки волынки, положенные на качественный ebm-бит.

И это если не затрагивать многочисленные ответвления от каждого поджанра, некоторые из которых пока находятся на стадии развития и представители коих довольно немногочисленны.

Так что предлагаем вам послушать лучшие треки в жанре EBM и возможно открыть для себя что-то новое в музыке.