Jethro Tull

Бирмингем богат на великие группы. Помимо Black Sabbath, этот город прославили Jethro Tull, Judas Priest и Duran Duran. Детище Иэна Андерсона сделало шаг вперёд раньше своих земляков, и когда в 1968 году группу покинул гитарист Мик Абрахамс, на его место устремились многие. В том числе и Тони Айомми. Для парня из никому не известного коллектива Earth (да-да, тогда ещё группа даже не взяла своё знаменитое название) это было самым настоящим прорывом! Айомми пробыл в Jethro Tull всего лишь пару недель, но успел принять участие в съёмках фильма Rock’n’Roll Circus, устроенных группой Rolling Stones. Там он смог познакомиться со звёздами первой величины: Джоном Ленноном, Эриком Клэптоном, Китом Ричардсом, The Who. Согласно задумке, знаменитые музыканты должны были изображать супергруппу The Dirty Mac. «Всё было организовано наспех. Нет, ну мы, конечно, репетировали, но во время съёмок царил сущий хаос. Он начался ещё на вечеринке, где выступили Stones, а потом они стали спорить на своём собственном выступлении. Прямо посередине игры неожиданно останавливались и начинали спорить. Так что компания подобралась взрывная и беспокойная, но было здорово», — вспоминал Айомми.

Но в группе Иэна Андерсона он чувствовал себя неуютно: «В Jethro Tull я был вроде как наёмным рабочим, а я хотел, чтобы мы чувствовали себя больше друзьями, чем коллегами». В общем, недолго музыка играла, и совсем скоро Тони вернулся в родную группу Earth. А уже в августе следующего года она взяла известное всему миру название Black Sabbath. Тем не менее, участие в Jethro Tull не прошло бесследно. Тони посмотрел, как работают профессионалы, и начал приучать к этому остальных участников группы. «Когда я вернулся и мы снова собрались, я постарался всё так устроить, чтобы каждый вставал с утра и начинал репетировать. Мне приходилось всех забирать и привозить на репетицию. Я был единственным из нас, кто умел водить. Приходилось каждое утро вести чёртов фургон, чтобы поднять их в четверть девятого, что было рановато для нас всех», — вспоминал Айомми.

Тут мы можем лицезреть Тони Айомми в составе Jethro Tull и в модной шляпе

Сольное творчество

Да-да, как и любой приличный музыкант, играющий в легендарной группе, лидер Black Sabbath нашёл время и для записи нескольких сольных альбомов. По большому счёту, первой сольной пластинкой Айомми можно считать Seventh Star, которая лишь под давлением лейбла вышла как релиз Black Sabbath и отличалась по звучанию от остального материала коллектива.

К идее создания полноценного сольника Айомми вернулся в середине 90-х. Начиная с 1996 года, он в союзе с продюсером Бобом Марлеттом работал над новой пластинкой. Работа шла долго: лишь в 2000 году увидел свет альбом, лаконично озаглавленный Iommi. Он был издан на лейбле Divine Recordings, принадлежавшем не кому-нибудь, а Оззи и Шэрон Осборнам. Материал получился отменным, но особое восхищение вызывает количество звёзд первой величины, которые согласились поучаствовать в записи альбома. «Когда я впервые заикнулся о сольном альбоме, все тут же решили: «Ну, там наверняка будут Роб Хэлфорд, Брюс Дикинсон…» Думаю, что от альбома ждали, что там появятся только возрастные певцы, но мне хотелось достичь максимального разнообразия», — поведал Тони. И, надо сказать, он справился со своей задачей. Десять звёзд первой величины, каждый из которых написал текст для своей песни. Фил Ансельмо, Дэйв Грол, Генри Роллинз, Билли Корган, Билли Айдол… Согласитесь, далеко не всех этих ребят вы были готовы услышать на сольнике Айомми. Не обошлось и без хороших знакомых – с Оззи Осборном и Биллом Уордом Айомми записал композицию Who’s Fooling Who.

В следующем сольнике Айомми мы слышим всего одного вокалиста – им стал Гленн Хьюз. Выбор был вполне оправдан – он пел и на Seventh Star, и на вышедшем в 2004 году сборнике записанных в 1996 году демок… К тому же старина Хьюз пребывал в отличной форме! Пластинка Fused (2005) хорошо продавалась и отразила стремление музыкантов к более современному звучанию.

Брайан Мэй

Да-да, Айомми давно дружит с великим гитаристом Queen, и периодически эти мастера сотрудничают в рамках тех или иных проектов. Когда Black Sabbath работали над альбомом Headless Cross, Брайан Мэй записал соло к одной из песен, а именно When Death Calls. В 2000 году он принял участие уже в сольнике Айомми, сыграв на двух композициях – Goodbye Lament (с Дэйвом Гролом) и Flame On (с Иэном Эстбери). Тони, в свою очередь, принял участие в монументальном концерте памяти Фредди Меркьюри, состоявшемся 20 апреля 1992 года. Он отыграл с Queen 4 песни, больше чем кто-либо из приглашённых звёзд.

В 2013 году на всех новостных сайтах прошла информация: Айомми и Мэй готовят к выпуску совместный альбом! Да не простой, а особенный, исключительно для тех, кто «в теме». Однажды Мэй посетил студию Айомми и поразился тому, насколько велик у гитариста Black Sabbath запас всяческих риффов, нереализованных в песнях. Тогда и родилась идея издать сборник таких наработок для того, чтобы другие гитаристы могли ими пользоваться. Увы, идея так и осталась невоплощённой: было непонятно, что же в итоге будет представлять собой сборник, какова в нём будет роль Брайана Мэя, и это не говоря уже о дате релиза. В июне 2017 года разговоры о сборнике риффов ненадолго возобновились. «Пару недель назад Брайан пришёл ко мне домой, мы снова об этом заговорили, и это вполне можно себе представить. Нам обоим доставило бы большую радость, если бы смогли это осуществить. Но сейчас Брайан собирается на гастроли. Тем не менее, я был бы рад записать что-нибудь вместе с ним», — поведал Айомми в интервью. Увы, сейчас судьба этого проекта по-прежнему покрыта завесой тайны.


Фото - soyuz.ru 

Иэн Гиллан

С вокалистом Deep Purple Иэном Гилланом судьба сводила Тони не один раз. В первый раз их коллаборация произошла ещё в 1983 году, а обстоятельства, при которых Иэн стал вокалистом Black Sabbath, больше напоминают анекдот: в тот день Гиллан крепко напился с Айомми и Гизером Батлером, а наутро в его доме раздался телефонный звонок с вопросом о том, когда он будет готов приступить к работе. Альбом Born Again получился весьма противоречивым, а над группой в то время часто иронизировали, называя её Black Purple или Deep Sabbath.

В дальнейшем Гиллан и Айомми объединялись в студии исключительно из благородных целей. Разрушительное землетрясение в Армении в 1988 году шокировало весь мир и заставило рок-музыкантов объединиться. В рамках масштабного благотворительного проекта Rock Aid Armenia были записаны два сингла с участием мировых звёзд, доход от продажи которых целиком пошёл на помощь пострадавшим от землетрясения. Первой вышла композиция Марвина Гея What’s Going On с участием Эррола Брауна, Дэвида Гилмора, Боя Джорджа и других, а в июле 1989 года ещё более выдающаяся коллаборация музыкантов записала гимн хард-рока всех времён и народов Smoke on the Water. Помимо участников Deep Purple, в записи участвовали Айомми, Брюс Дикинсон, Брайан Мэй, Джон Пол Джонс, Кит Эмерсон… Сложно подобрать более звёздный состав. Однако на этом благотворительная деятельность Айомми и Гиллана не закончилась: музыканты в дальнейшем ещё не раз помогали армянскому народу. И их старания были оценены: 2 октября 2009 года Гиллан и Айомми ещё раз посетили города Гюмри и Ленинакан, разрушенные землетрясением, а затем премьер-министр Армении Тигран Саркисян наградил музыкантов орденом Почёта – высшей наградой Армении. «Я не мог себе представить, что буду вручать награды людям, фанатом которых я являюсь», — сказал он.

В 2011 году Айомми и Гиллан решили собрать деньги на восстановление музыкальной школы в Гюмри и с этой целью собрали новый суперпроект под названием WhoCares: им на помощь пришли Джон Лорд, Джейсон Ньюстед, Нико МакБрэйн и Микко Линдстрём. Новая супергруппа записала два мощных хита – Out of My Mind и Holy Water, которые вышли в качестве сингла. Как и прежде, все собранные средства пошли на благотворительные нужды.

Dorians

На этом армянские похождения Тони Айомми не закончились. В 2013 году он пережил необычный опыт, написав песню для участников богомерзкого Евровидения. Этими участниками была возникшая в 2008 году армянская рок-группа Dorians. Как ни странно, в олдскульной рок-тусовке они довольно известны: например, парни могут занести себе в актив совместное выступление с Гленном Хьюзом и Дереком Шериняном. Пересекались они и с Айомми – в рамках одного из благотворительных концертов.

Итак, Тони Айомми пришёл на помощь группе Dorians и написал для неё песню. Композиция, озаглавленная Lonely Planet, не похожа на остальное творчество маэстро и представляет собой типичный поп-роковый шлягер. Непонятно даже, для чего парням понадобился Айомми, ведь подобную вещь можно сочинить, проведя несколько часов в музыкальном редакторе. Тем не менее, Dorians пробились в финальную часть Евровидения, где заняли, правда, скромное 18 место.

Dorians - Lonely Planet

Quartz

На рубеже 70-х – 80-х хард-рок старой закалки постепенно сдавал свои позиции уступая место новому мощному течению в тяжёлой музыке – new wave of brirish heavy metal, или NWOBHM. Некоторые группы из этой волны прочно закрепились в статусе суперзвёзд (Iron Maiden знают все), но для многих из них успех оказался лишь временным.

Группу Quartz можно отнести к числу незаслуженно забытых. Их дебютный альбом, увидевший свет в 1977 году, стал одной из первых ласточек NWOBHM. Пластинка звучала мощно и энергично и удостоилась благосклонных отзывов прессы. Но нам она интересна благодаря поддержке молодой группы со стороны Black Sabbath и Тони Айомми в частности, который выступил продюсером альбома. Правда, по звучанию дебютный релиз Quartz больше напоминал раннее творчество другой бирмингемской группы – Judas Priest.

Diamond Head

К началу 90-х популярность многих NWOBHM-групп снизилась, и даже Iron Maiden переживали не самые лучшие времена. Не миновала эта участь и парней из Diamond Head. Правда, их ситуация была совсем плачевной: их последний на тот момент студийный альбом вышел аж в 1983 году. Но группа не пала духом и 10 лет спустя записала мощный лонгплей Death and Progress, не в последнюю очередь обязанный своим успехом приглашённым гостям: Тони Айомми и Дэйву Мастейну. По словам гитариста Diamond Head Брайана Татлера, участники группы были большими поклонниками Black Sabbath, и когда поступило предложение о сотрудничестве с Айомми, они приняли его с восторгом.

Встреча Татлера и Айомми произошла в бирмингемской резиденции гитариста Sabbath. С недолгой импровизации и своеобразного «обмена» риффами началась работа над композицией Starcrossed, которая впоследствии будет открывать собой альбом. Короткое, но пронзительное соло, которое играет Тони, выдержано в духе Black Sabbath времён Дио и Мартина. Помимо него, авторству Айомми принадлежит мощный завершающий рифф.

Радиоведущий

Лидер группы, автор сольных альбомов, приглашённая знаменитость, продюсер, — к этим амплуа Тони Айомми прибавил ещё и роль радиоведущего. В этом качестве он дебютировал 18 декабря 2005 года на британской радиостанции Planet Rock. Авторская передача Тони получила «говорящее» название Black Sunday, её первый эфир открылся хорошо знакомыми поклонникам Black Sabbath пугающими риффами одноимённой песни. В рамках этой передачи Айомми ставил записи своих любимых групп, знакомил публику с демо-записями начинающих исполнителей, делился байками из истории Black Sabbath и своей жизни, а также беседовал со звёздными гостями. Помимо Тони, авторские радиопрограммы на Planet Rock вели такие легенды классического рока, как Иэн Андерсон, Элис Купер, Гэри Мур и многие другие.

Тони Айомми в фактах и цитатах

Человек с железной волей, легендарный гитарист и композитор Тони Айомми родился 19 февраля 1948 года в городе Бирмингем, Англия. Айомми,...
В этом материале:
 и      19.02.2017     00:00    3 355