Сегодня шотландскому музыканту, участнику групп Skids, Big Country и The Raphaels исполнилось бы 58 лет.

Ранние годы и начало музыкальной карьеры

Хотя Адамсон и появился на свет в Манчестере, его родители-шотландцы тосковали, очевидно, по родине и вернулись туда, когда Стюарту исполнилось 4 года. Поселилось семейство в маленьком шахтёрском городке Гроссгейтс, что находится в миле к востоку от Данфермлайна. В результате, Стюарт на всю жизнь останется фанатом футбольного клуба «Данфермлайн».

Родители сыграли огромную роль в становлении Адамсона-музыканта. И мама, и папа были большими поклонниками фолка и заразили этой страстью сына. Вдобавок, отец — человек, работавший в рыбной промышленности и немало поездивший по миру — привил Стюарту любовь к чтению и хорошей литературе.

Свою музыкальную карьеру юный Адамсон начал в Данфермлайне, где организовал две группы, с которыми выступал как в самом городе, так и гастролировал по побережью залива Ферт-оф-Форт, заезжая порой в Эдинбург.

Первый серьёзный проект Адамсона носил название Tattoo. Стюарт создал его под впечатлением от посещения концерта The Damned. Напарником Адамсона в Tattoo был Уильям Симпсон, который в дальнейшем станет басистом Skids.

Skids

Стюарт основал Skids в начале 1977 года. Вскоре к коллективу присоединился Ричард Джобсон, ставший вокалистом и автором текстов. Джобсон и Адамсон составили творческий дуэт.

Наиболее успешной композицией Skids стала Into the Valley, принятая в качестве неофициального гимна фанатами «Данфермлайна» и английского «Чарльтон Атлетик». Композиция также пришлась по душе и поклонникам ФК «Брэдфорд Сити», чей стадион называется Valley Parade.

Ещё одна песня Skids, The Saints Are Coming, музыку к которой написал Адамсон, известна современным меломанам в перепевке U2 и Green Day.

Союз Джобсона и Адамсона оказался недолговечным, с какого-то момента Ричард стал тянуть одеяло на себя. Кроме того, Стюарт, перенесший нервный срыв, нуждался в отдыхе. Да и, справедливости ради, стоит отметить, что женатый Адамсон, семейный человек, уже не вписывался в рамки панк-коллектива, остальные участники которого стремились поддерживать имидж бунтарей.

Таким образом, после записи третьего студийного альбома Стюарт покинул группу, которую некогда сам же основал.

Big Country

Адамсон нуждался в более респектабельной группе, где ему было бы комфортно. Такой стала Big Country, основанная Стюартом вместе с приятелем-гитаристом Брюсом Уотсоном (работавшим в то время уборщиком на подводных лодках). Подсобила студия звукозаписи, познакомив Адамсона со сложившимся ритм-секционным тандемом в лице Тони Батлера и Марка Бржезицки. Тони и Марк давно уже работали вместе как сессионные музыканты (их союз был известен как Rhytm for Hire), но мечтали о собственной группе. Так что предложение о сотрудничестве со стороны Брюса и Стюарта пришлось очень кстати.

Вот и сформировался квартет, получивший название Big Country. Он просуществует около 20 лет практически без изменений (за исключением отрезка в начале 1990-х, когда отсутствовал Бржезицки). В своём творчестве Big Country соединяли элементы рока и шотландской народной музыки. Стюарт Адамсон был в коллективе основным композитором и автором текстов, а также лид-вокалистом.

В 1980-е Big Country выпустили ряд успешных альбомов и синглов, в ходе тура в поддержку диска Peace in Our Time заезжали в СССР.

Немалую часть доходов от деятельности своей группы Адамсон в то время тратил на мотоциклы, фанатом которых являлся.

Последние годы жизни и смерть

В 1990-е годы дела Big Country пошатнулись. Альбомы раскупались плохо, хотя качество их было вполне на уровне. Адамсон стал злоупотреблять алкоголем и впал в депрессию из-за всех неудач. В 1996 году он развёлся с женой, уехал в Нэшвилл и женился вторично, а также основал сайд-проект The Raphaels, который выпустит один альбом.

Затем был новый диск Big Country, опять равнодушие публики, Стюарт заявляет, что нуждается в отдыхе, и пропадает со всех радаров.

В 2000-м году Адамсон дал о себе знать, вернулся в группу отыграл с ней прощальный тур (не перед распадом, а, как планировалось, перед отпуском).

Поздней осенью 2001 года Стюарт вновь исчез. Его супруга сообщила, что подала на развод в день, когда в последний раз видела мужа. Поклонники и коллеги по группе встревожились. Надо сказать, музыканты придерживались принципа невмешательства в личную жизнь друг друга. Поэтому Брюс, Тони и Марк не подозревали об истинных масштабах проблем Стюарта.

Увы, подтвердились худшие опасения. 16 декабря 2001 года тело Адамсона обнаружили в комнате отеля Best Western Plaza Hotel в Гонолулу. Сообщалось, что музыкант покончил с собой, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

Память

В 2002 году в Данфермлайне прошёл трибьют-концерт, посвящённый памяти Стюарта Адамсона.

Благодаря U2 и Green Day, переигравшим The Saints Are Coming из репертуара Skids в 2006 году, возникла новая волна интереса к творческому наследию Стюарта. Гитарист U2 Эдж отметил, что его группа мечтала бы являться авторами многих песен, сочинённых Big Country. А напарник Адамсона по Skids Ричард Джобсон публично пожалел, что Стюарт не дожил до этих мгновений признания. Как это часто случается, оценка достижений музыканта по достоинству приходит, когда уже слишком поздно, а сам творец не может это увидеть.

По крайней мере, современные поклонники музыки Стюарта Адамсона вполне способны устроить так, чтобы он, пусть и посмертно, занял подобающее ему место в истории рок-музыки, а из памяти людской не исчезал образ человека, которого знаменитый радиоведущий Джон Пил наградил в своё время званием «Британский ответ Джими Хендриксу».

Media