Темнота

Как сейчас часто принято говорить, Pearl Jam — это группа «большой пятёрки гранжа», в которую, помимо неё, входили Soundgarden, Nirvana, The Smashing Pumpkins и Alice in Chains.

Истоки Pearl Jam начинаются в середине 80-х, когда гитарист Стоун Госсард и басист Джефф Амент играли вместе коллективе Green River, базировавшемся в Сиэтле. Но из-за больших разногласий между Аментом и вокалистом Марком Армом группа (считающаяся, кстати, первым коллективом, игравшим гранж) распалась. После этого Госсард и Амент продолжили работать вместе и перешли в проект Эндрю Вуда Mother Love Bone. В 1989 году группа привлекает внимание лейбла Polygram, и в этом же году в свет выходит её первый альбом Apple. Но, к сожалению, неудачи не перестают преследовать Госсарда и Амента и в этом коллективе: за несколько недель до выхода альбома вокалист группы Эндрю Вуд скончался от передозировки героином — соответственно, и этот коллектив распадается.

Данный распад очень сильно повлиял на музыкантов, и после смерти Вуда их дороги на некоторое время разошлись. Впоследствии Госсард знакомится с гитаристом Майком МакКреди из Сиэтла, ранее игравшим в Shadow. И именно МакКреди оказал влияние на Госсарда, уговорив его в итоге на воссоединение с Аментом. Оно привело к тому, что данное трио записало демо-запись, состоящую из пяти треков. Когда они разослали её по звукозаписывающим компаниям, на их пути попался и бывший участник Red Hot Chili Peppers Джек Айронс, которому они с радостью тоже вручили своё демо, предложив стать действующим ударником своей будущей (и пока безымянной) группы. Прослушав запись, Джек, в свою очередь, отказался взять на себя роль ударника, однако демо-запись из рук Джека попала к его другу Эдди Веддеру, являвшемуся на тот момент вокалистом группы Bad Radio. Мало сказать, что Эдди запись просто понравилась, — она привела его в неимоверный восторг, да так, что молодой музыкант самостоятельно написал текст и записал вокал к трём из пяти треков, после чего переслал результат обратно в Сиэтл. Госсард, Амент и МакКреди, прослушав получившийся материал, немедленно переманили Веддера в Сиэтл из Калифорнии, уговорив его оставить группу Bad Radio и создать с ними новый и грандиозный коллектив. Впоследствии к данной четвёрке присоединился ударник Дейв Крусен. Первоначально группа взяла для себя название Mookie Blaylock в честь известного баскетболиста, и, собственно, с этим названием она впервые и выступила в Сиетле в октябре 1990 года.

Группа начинает своё уверенное, но пока медленное шествие по просторам Сиэтла, где вскоре привлекает внимание Epic Records. Подписав контракт с известным лейблом, она меняет свое название на всем известное нам сейчас Pearl Jam. Лейбл предпочел обезопасить себя от судебных разбирательств, связанных с использованием имени известного баскетболиста в названии группы. Когда ребята, по их же словам, выбрали совершенно абстрактное словосочетание Pearl Jam, тогда и началась грандиозная история группы, которую мы знаем и сегодня.

Мастерская

Работа над альбомом Ten прошла быстро. Песни Alive, Once, Black и Footsteps родились из вышеупомянутых инструментальных демо, записанных Стоуном Госсардом и Джеффом Аментом, когда они ещё искали вокалиста для своей новой группы, и носивших названия Dollar Short, Agytian Crave, E Ballad и Footsteps соответственно. Остальные композиции появились во время одномесячного (всего-то!) пребывания Pearl Jam в London Bridge Studios в Сиэтле.

Темы как одних, так и других песен, тексты ко всем из которых написал Эдди Веддер, посвящены одиночеству, депрессии (Black, Jeremy), криминалу (Once), а также проблемам социального характера (Even Flow, Why Go). Сыграли свою роль и личные переживания Веддера, который в 17 лет узнал, что человек, которого он считал своим отцом, на самом деле был его отчимом, а настоящий отец умер, — отсюда идут корни трёх песен, составивших, по словам Эдди, «мини-оперу» Momma-Son (в других источниках она значится как Mamasan): Alive, Once и Footsteps, попавшую на сингл Jeremy в качестве би-сайда.

Название Ten пластинка получила в честь номера, который баскетболист Муки Блэйлок носил на своей майке. Кстати, если бы не было возможных угроз судебных разбирательств со стороны компании Nike, о которых группу предупредил лейбл Epic Records, то называлась бы команда не Pearl Jam, а Mookie Blaylock — что, кстати, сочеталось бы с обложкой её дебютного альбома.

Сады

Обложка Ten, по словам Джеффа Амента, должна была символизировать «вхождение в мир музыки настоящей командой, где все за одного». При этом трудно подумать, что у коллектива были споры с лейблом относительно неё. Вот что вспоминал по этому поводу Амент (который для неё, кстати, сам вырезал из дерева буквы, составившие название группы):

Тогда у нас было нечто вроде бодания с художественным отделом Sony. При том, что обложка Ten розового цвета, изначально она должна была быть бордового цвета, и предполагалось, что фото группы будет чёрно-белым.

Что касается ещё одной области визуального искусства, а именно видеоклипов, то их сняли на целых четыре песни: Alive, Even Flow, Jeremy и Oceans. Интересно, что на последнюю клип был создан для ротации вне США, а у композиций Even Flow и Jeremy существует по два видео. В частности, с последней дело обстоит так: первый вариант видео снят в чёрно-бело-коричневом варианте и более прямолинейно передаёт текст песни в отличие от второго, куда более богатого по цветовой гамме и загадочного, что, вероятно, сыграло свою роль в приобретении популярности в эфире MTV.

Океаны

«Как корабль назовёшь, так он и поплывёт», — в подтверждение этой народной мудрости Pearl Jam со своим дебютным альбомом (несмотря на то что он набрал популярность всего лишь через год после своего выхода) попали в десяточку:

  1. Ten достиг второй позиции в Billboard 200 и продержался на ней четыре недели;
  2. Всего альбом пробыл в хит-параде 256 недель, вследствие чего входит в число пятнадцати пластинок-долгожителей чартов;
  3. К февралю 1993 года Ten обогнал по продажам другой громкий и культовый альбом — Nevermind группы Nirvana;
  4. В момент на февраль 2013 года было распродано более 10 миллионов экземпляров Ten в одних только Соединённых Штатах;
  5. Пластинка получила платиновый статус от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний 13 раз.

А уж во сколько списков типа «Лучшие альбомы всех времён и народов» он вошёл — чего только стоит первая позиция в опросе «10 лучших дебютных альбомов» среди читателей журнала Rolling Stone, проводившемся в 2013 году.

Что касается мнения самой группы, то оно несколько контрастирует с общественным. Джефф Амент отмечал, что «вообще Ten был всего лишь поводом для гастролей», а о его микшировании спустя десять лет отзывался так:

Я бы перемиксовал Ten. Эд точно бы согласился со мной. […] Это не выглядело бы как переписывание истории — просто выкинули бы немного эхо [из записи].

Эдди, действительно, согласился:

Я могу слушать все ранние работы, кроме самой первой. […] Она звучит просто как запись.

Стоуну Госсарду тоже было что сказать на эту тему:

Он [альбом Ten] был гипертрофированно рóковым. Мы были новичками в студии и тратили слишком много времени на запись, дубли и разгон атмосферы с наложением гитарных партий. В звучании альбома было очень много искусственного эхо.

Ещё один занятный факт: несмотря на то, что целых два видеоклипа Pearl Jam — а именно Alive и Jeremy — получили в 1992 году номинации премии MTV Video Music Awards, а второй из них вообще выиграл в четырёх из всего пяти присуждённых ему номинаций, впоследствии группа на долгое время (вплоть до 1998 года) откажется от клипов. Вот как это решение пояснил Эдди Веддер:

До того как появились первые музыкальные видеоклипы, ты мог слушать песню в наушниках, сидя в кресле-мешке с закрытыми глазами, и сам воображать себе видеоряд — это всё шло изнутри. Но внезапно песня, даже если ты услышал её впервые, стала поставляться вместе с видеорядом, и это лишило всякой возможности самовыражения.

Но как бы то ни было, начало истории одной из известнейших рок-групп было дано, причём не каждая команда может похвастаться столь громким и успешным стартом, который позволил бы ей делать всё так, как удобно ей, а не лейблам.