Мош во всю мощь

Самый дикий концерт


Фото - Наталья Рыбакина

Карина Еганян: The Wytches исполнили одну из моих давних музыкальных хотелок: приехали в Москву аккурат в мой день рождения и удивили тем фактом, что встречать очередное постарение на камерном, ядреном, потном концерте «для своих» – замечательно. Людское озерцо ходило ходуном с океанской мощью, липкий пол дрожал так, что щекотал ноги, фанаты поминутно ныряли в толпу со сцены, а у меня, привыкшей к практически академическим по таким меркам инди-концертам, даже ни разу не возникло ощущения «I’m too old for this shit». Если вы к нему все чаще клонитесь, сходите на The Wytches. Рекомендую.

Дана Аманкулова: Даже не знаю, что оказалось более диким: выступление Slaves в Питере на разогреве у Kasabian или выступление самих лестерцев. Безумные пляски, попытки выжить в мясорубке из тел и сорванный голос. Но каждый синяк был оправдан.

Анна Селибакина: Чемпионы в этой категории для меня — Eskimo Callboy. Я была на концерте в Новосибирске и авторитетно заявляю со всей уверенностью: такого мясища я здесь не видела очень давно! Абсолютно весь танцпол чуть ли не на головах стоял с первой песни разогревающих Liketheunicorn до последнего звука выступления неистовых немцев. И это было прекрасно.

Олька Лапенкова: Брутальные французы из группы Benighted дико зажгли в клубе MOD. Такой бешеной энергетики, исходящей со сцены, я давно не чувствовала. Фанаты, опьянённые брутал-дэт-металом, забирались по головам впереди стоящих на сцену и прыгали в немногочисленную толпу. Стоит отдать должное вокалисту Жюльену: он попросил быть осторожнее и не калечить себя и других. Однако это всё равно не помогло. На таких концертах начинаешь понимать фразу «выпустить своего зверя» довольно буквально. Непередаваемые эмоции и атмосфера надолго запомнились, надеюсь, не только мне.

Александр Нурабаев: 2017-й был богат на мощные концерты, когда пол ходуном ходил и воздух можно было на куски резать от плотности и напряжения. Но из всех случаев, когда я «дико угорел, например», особняком стоит 20-минутный сет ГШ в галерее «Шаги» весной, в апреле, что ли. Это был мини-шоу-кейс-фестиваль российского рок-андеграунда, абсолютно ничем не впечатливший. Пока не вышла группа Глинтшейк и не вжарила так, что ноги сами в пляс и в слэм пошли. И хоть и присутствовало всего человек 100, зато все в этом порыве были едины. Это было круто!

Валерий Иванько: Для меня это безоговорочно выступление Xiu Xiu, состоявшееся в мае в клубе Place. Несмотря на реальную возможность отмены российского тура, лидер группы Джейми Стюарт на пару с Шейной Данкельман не только до нас добрался, но и устроил настоящий эмоциональный ад. Во время концерта тебя рвёт на части, и к концу выступления ты ощущаешь себя не таким, каким был до этого. Да, не все песни были истеричными и мрачными, но они лишь давали возможность, так сказать, отдышаться. Джейми — просто оголённый нерв: от шёпота срывается на крик, неистово бьёт по ударным, валяется по полу. И он провоцирует нас стать такими же восприимчивыми. А мы в ответ полностью отдаемся в его руки. И эти полтора часа ты вряд ли когда-нибудь забудешь.

Ламповость года

Самый душевный концерт


Фото - Мария Поспелова

Карина Еганян: London Grammar в Москве. То, как эти ребята ткут свои невероятные текстуры из скромных ниточек минимализма, – пример магии музыки в лучшем виде.

Даша Лукина: Определенно, Damien Rice. Мало того, что этот мужчина с акустической гитарой сам по себе – воплощение душевности, в Vegas City Hall он не ограничился только шутками и историями создания своих песен. Часто ли вас приглашают всем партером выйти на сцену и под плеск наливающегося в бокал вина спеть хором Cheers Darlin’? А уже после концерта вместе с разогревающим выступление Сергеем Сироткиным — играть в две гитары прямо перед входом в уже закрывшийся Hall?

Masha Mars: Присоединюсь к словам Даши: Damien Rice — это самое душевное и одновременно завораживающее выступление. То редкое явление, когда музыкант, по виду больше напоминающий заспанного соседа, в кромешной тьме, в растянутой футболке и с обычной акустической гитарой может держать публику на одном дыхании более двух часов. Это как классические посиделки на кухне, где между исполнением песен рассказываются очень личные истории и всё заканчивается обильным распитием вина. В Петербурге, как и в Москве, состоялась афтепати на улице возле музея Эрарта. Концерт Дэмиена совпал с днём города, и на вопрос музыканта «Куда можно сходить потусить?» многие предлагали составить ему компанию. Дальнейшие события история умалчивает.

Анна Селибакина: Акустика Адама Гонтье, конечно! Волшебный голос, легендарные песни, столько эмоций! Неудивительно, что в каждом городе своего поистине огромного российского тура Адам собирал полные залы, часто до степени SOLD OUT. Толпа хором поёт любимые песни, будь то ностальгическая Wake Up, внезапно возникшая линкинпарковская Breaking the Habit посреди Gone Forever или мало похожая в своей акустической версии на оригинал Dying Slowly. Это не так важно, они знают наизусть абсолютно все тексты. Адам улыбается, видя отдачу публики, а ты улыбаешься в ответ, потому что по-другому просто не можешь.

Юля Домрачева: Мартовское выступление Валентина Стрыкало в Москве. Группа — уже давно не просто стеб, ирония и «все решено: мама, я гей». Сыграли почти весь прошлогоднего выпуска альбом Развлечение: уютные нотки тлена, грусти и акустика на гитаре от Юры затмили драйв старых «панк-рок»-песен. Подпевали каждой песне. Такой вот катарсис.

Катерина Гафт: Здесь моим явным фаворитом будет сольное шоу вокалиста Godsmack Салли Эрны. Как бы ни возмущались ярые поклонники группы на выходе из клуба, на мой взгляд, концерт вышел идеальным: полуакустическое исполнение этники вперемешку с блюзом, да еще и в такой относительно камерной обстановке, да еще и с сидячими местами. Куда же еще душевнее? Фаворит номер два (или даже номер один, решить сложно) – это концерт Alter Bridge в Барселоне. Я видела их уже второй раз, в рамках одного тура, в одном городе и в одном клубе. Но это выступление было практически заключительным европейским, местные поклонники успели привыкнуть к группе, а группа – к ним (а за все турне в Барселоне группа сыграла трижды), плюс усталость, конечно, сказалась. По этой причине Alter Bridge играли в основном лирику, прямо-таки доводя до слез весь зал. И это было прекрасно!

Валерий Иванько: Выступление Silver Apples, новаторского электро-психоделического проекта родом из 60-х, на фестивале Present Perfect было очень тёплым и душевным. И даже дождь (зрители стояли на открытой площадке) не смог испортить радость. Симеон, который после смерти второго участника группы Дэна Тейлора играет один, очень приветливый и располагающий к себе человек. И вкупе с вгоняющей в транс, но одновременно воодушевляющей музыкой эффект его выступление произвело очень приятный и позитивный.

Когда все и сразу

Лучший фестиваль


Фото - Иван Балашов

Карина Еганян: Пикник «Афиши». За филиал моего любимого почившего «Субботника» в хедлайнерах, за шикарный салют на финальной Fire и за то, что это один из немногих московских фестивалей, где реально есть чем заняться вне музыкальной активности. Даже за то, что после вынужденно выслушанного сета Грибов я теперь благодарно и смиренно отношусь к любому – любому другому – разогреву.

Даша Лукина: Присоединяюсь к словам Карины. Пожалуй, это один из самых зрелищных фестивалей столицы. Полетав в аэротрубе, побывав в роли кран-машины и окунувшись в бассейн чипсов (мешок которых мы унесли домой и ели целый месяц), к вечеру думаешь: «Куда уж насыщенней?» Но кульминация – выступление Foals и Kasabian, собравшее около 60 тысяч зрителей. Стоя во втором ряду от сцены, оборачиваюсь назад и вижу позади бескрайний океан кайфующих от происходящего людей. И понимаю: это потрясающе.

Masha Mars: Венгерский Sziget — наше европейское всё. И пусть в этом году его многие ругали за слабый состав для 25-го юбилейного года, но на деле эмоций оказалось ничуть не меньше, а может, даже и больше, чем в предыдущие разы. 7 дней подряд твоё сердечко разрывается от счастья и любви от 1-3 выступлений (и это не предел). Тело ноет от танцев и слэма. Начинаешь мечтать о дополнительной паре ног. Тебе приходится добираться до гостиницы почти пешком в 3 часа ночи по непонятным улицам Будапешта или отрываться на острове до открытия метро, чтобы недоумевающе смотреть, куда едут все эти люди в 5 утра, в то время как ты ещё и не ложился. Kasabian, Biffy Clyro, The Pretty Reckless и Ленинград — всё это было так круто, что трудно выразить словами. И моё первое выступление Hurts… я до сих пор периодически плачу в подушку, что Тео «на меня посмотрел», но розочку я не поймала… Со всей моей концертной закалкой неделя фестиваля — тот ещё марш-бросок. Поэтому никого не слушайте, Sziget прекрасен всегда!

Юля Домрачева: А вот знаете, это Нашествие было настоящей проверкой духа и тела: толстый слой грязи, бесконечный холод, дожди. Но все это покрывается ощущением свободы, хорошей музыкой и хорошей компанией. И в этот раз официальная роккульт-делегация состояла из 4 человек, а неофициальная (отдохнуть, а не работать) — гораздо больше.

Мария Севальникова: Энергетика System of a Down, тепло Three Days Grace, впервые приехавшие в Россию Twin Atlantic и наши соотечественники Louna сделали этот Park Live. Было громко, жарко, безумно. Почаще бы проходили подобные шоу в Москве.

Дана Аманкулова: Да, Atlas Weekend был моим первым фестивалем, но электронщики Royksopp неспроста назвали этот фестиваль «украинским Сигетом». За эти пять дней было буквально все: и палящее солнце, и проливные дожди, и пьяные танцы под Верку Сердючку, и слэм под Prodigy. Я ехала туда, чтобы послушать Nothing But Thieves, Kasabian, Three Days Grace и Джона Ньюмана, но неожиданно оказалась еще и под впечатлением от Noiza MC и Seafret.

Валерий Иванько: В этом году я посетил два действительно сильных фестиваля, посвященных электронной музыке, – Gamma и Present Perfect. Выбор лучшего был непростым, так как и там, и там было несколько любимых артистов, и каждый фестиваль имел свою особенную атмосферу. В итоге я остановился на Present Perfect из-за того, что на нём выступило два действительно легендарных артиста в экспериментальной электронике, которые дали мощные концерты: Silver Apples и Clock DVA. Добавим ещё крутых музыкантов, таких как Actress, Dopplereffekt и Das Ding, и в итоге получим одно из лучших музыкальных событий года.

Это я удачно зашел

Самый неожиданно впечатливший концерт


Фото - Карина Еганян

Карина Еганян: HMLTD в Рабице. Чтобы группа, у которой официально выпущено всего четыре песни и о которой восторженно трубят англоязычные издания, так быстро добралась в Москву? Само по себе шок. Неожиданно было и то, что от таких генераторов хайпа я обычно ожидаю (и получаю) только его крах, а HMLTD и правда оказались большими молодцами.

Дана Аманкулова: Выступление Seafret на Atlas Weekend. До этого момента о группе я знала только то, что они британцы и выступали на московском фестивале Ахмад. Но это не помешало мне наслаждаться их акустическим шоу под проливным дождем и сопровождать бурными овациями каждую песню, а их дебютный альбом теперь прочно засел в моем плейлисте.

Masha Mars: Billy Talent в питерском Космонавте. До концерта я знала буквально пару песен, которые у многих на слуху. У фронтмена оказалась такая мощная энергетика и харизма; мне кажется, они даже мёртвого поднимут и заставят делать круги. Композицию Devil On My Shoulder до сих пор периодически напеваю спустя почти полгода.
Меня трудно впечатлить новыми группами, зато в волнах ностальгии купаюсь сколько угодно. Танцы Минус в том же питерском Космонавте накрыли с головой и унесли куда-то на дно, где толпы девочек визжат: «Слава! Слава! Слава!» А ты на автомате напеваешь про город и цветы, потому что это живёт где-то у тебя под кожей. И потом несколько недель недоумеваешь, почему тебя до сих пор не отпускает?!

Юля Домрачева: Machine Gun Kelly в московском ГлавClub. Пришла на концерт с ожиданием послушать «пулеметную» читку текстов. Но, так как MGK выступает с собственной рок-группой, периодически его выступление больше походило на рэпкор-концерт. И это преприятно удивило.

Олька Лапенкова: Diary Of Dreams. Да, они практически каждый год посещают Россию. И я все эти годы откладывала и откладывала посещение их концерта. Но в этом году всё же решилась. На самом деле не настолько мне их музыка нравилась… пока я не услышала их вживую. До сих пор помню, как мурашки побежали по телу с первой песней Malum, которую я до этого даже не особо и слушала. А как я умудрялась трясти хаером и под какие песни — не помню, всё как в тумане. Итог: это было неожиданно, впечатляюще и атмосферно, пойду ещё.

Катерина Гафт: Я очень редко хожу на одну и ту же группу дважды, особенно в том случае, если группа не привозит новый альбом. Five Finger Death Punch я видела два года назад, поэтому от их выступления не ждала ничего. А еще меня немного смущало то, что на этот раз FFDP играют на такой большой площадке, как Стадиум. Но я была приятно удивлена – и количеством зрителей, и внезапной душевностью такой тяжелой группы, и их искренним общением с залом. На эту же «номинацию» я бы выдвинула и шоу Santa Cruz. Бешеным фанатом группы я не являюсь, но люблю саму атмосферу так называемого «нового глэма». Песен знала не так много, а тут еще и выводящий из себя полуторачасовой разогрев… Но, как оказалось, оно того стоило: ребята устроили очень бодрое и энергичное шоу.

Борис Резницкий: Выступление Kasabian на Пикнике Афиши в Москве. Дело в том, что я никогда не был ярым фанатом Kasabian, знал, конечно, самые известные песни, но не более. Однако их новый альбом For Crying Out Loud просто поверг меня в шок своей крутизной, приятностью звучания и запоминающимися песнями. Так что, заценив альбом, я очень хотел заценить его исполнение, а также исполнение других боевиков вживую на одном из крутейших российских фестов. Тусуясь на Пикнике, с удовольствием подпевая Пятнице и отплясывая под Foals, я все не мог дождаться хедлайнеров. Когда они наконец вышли пошла эта минута. Минута, которой был равен весь сет. Не буквально, конечно, просто все выступление прошло на одном дыхании. Kasabian хотели зажигать и получать удовольствие от самих себя, это было видно, их огонь не затухал до самого конца. Публика, подпевая припеву песни bumblebeee, не соврала: она действительно была в полном экстазе. Kasabian и зрители были как одно целое, да и звук был очень на уровне. Не зря музыкальные журналы окрестили лайвы этих парней одними из крутейших, проверено на практике. Это рок-концерт, каким он должен быть.

Жди меня, и я спою

Самый долгожданный концерт


Фото - Илья Дунаев

Даша Лукина: Для кого-то 5 лет – лишь мгновение, но для фанатов Sum 41, в былые времена посещавших Россию чуть ли не каждый год, это было время мучительного ожидания. Затяжной алкоголизм фронтмена Дерика Уибли чуть было не отправил музыканта на тот свет. А затем – долгая реабилитация, в ходе которой учишься жить заново – ходить, держать гитару… И, наконец, сильный и откровенный новый альбом. Казалось, что этот парень все 5 лет катался на скейте и веселился с друзьями – таким бодрым был Дерик 19 марта в клубе Stadium. О былом напоминали лишь откровенные строчки песен и мрачные для бывших панков-скейтеров гитарные риффы. И, несмотря на то, что тур группы громогласно предупреждал: Don’t Call It A Sum-Back Tour, на MySpace это событие окрестили лучшим возвращением в мире панк-рока.

Дана Аманкулова: Приезд Адама Гонтье в Минск. Я не верила в это, когда он объявил о своем акустическом туре, я не верила, когда держала заветный билет в руках, когда ехала к клубу, когда обнимала его и говорила слова благодарности, когда слышала до боли знакомые песни, я все не могла, а точнее боялась поверить в случившееся. И все же это произошло, и пусть мит с концертом длились всего несколько часов, все те невероятные чувства, полученные от его выступления, стоили каждой секунды ожидания.

Анна Селибакина: Адама Гонтье весь роковый мир знает с 2003-го, с грейсовских Home и I Hate Everything About You. Мы смотрели любительские видео с его акустических концертов в штатах и Канаде и мечтали о том же у нас. Однако подобный тур слабо представлялся в наших реалиях, ведь многие группы везут только в столицы, максимум ещё пару городов добавят, а тут всего один человек с акустической программой, и непонятно, пойдёт ли народ. Словом, этого человека долгие годы ждали все альтернативщики страны, и вот дождались! Огромный тур по всей стране, 18 городов, тысячи людей, и, честно говоря, уходя с этого концерта, я не видела ни одного недовольного человека! А это, между прочим, большая редкость.

Александр Нурабаев: Игги Поп в Stadium. В последние годы один за другим уходят от нас великие рок-динозавры, потому пропустить третий московский приезд легенды пропустить было непростительно. В итоге — ожидаемо забитый под завязку Стадиум, бешеные пляски, сорванный голос и, конечно, сам патриарх, который по-прежнему живее всех. С оголенным торсом, весь морщинистый, но не сморщенный, он держался на сцене королем. Да, он уже не в состоянии рьяно скакать, как 15-20-30 лет назад, но энергия от него по-прежнему прет зашкаливающая. Ну и сет-лист зачетнейший. Большое счастье, что я это видел.

Валерий Иванько: Легендарный британец Брайан Ферри не был у нас довольно давно. Со времен его последнего приезда в 2011 году произошли отмена российских выступлений 2013 года, выход нового студийного альбома и распад Roxy Music (похоже, окончательный). Так что надежда хоть один раз увидеть эту прекрасную группу у нас пропала совсем. Однако не всё так грустно. Ведь свой тур 2017 года Брайан решил сделать ретроспективным, и мы смогли услышать очень много классики, причём очень бодро и с душой исполненной. Чему я лично был очень рад, так как больше всего люблю именно экспериментальных и взрывных Roxy Music первой половины 70-х. Сам Ферри, несмотря на свой почтенный возраст, ещё может зажигать и получать от этого удовольствие. Так что есть большая вероятность, что скоро он нас чем-нибудь да удивит.

What the гиг?

Самый загадочный концерт


Карина Еганян: Оказалось, что квартирники случаются и в клубах. Именно такое ощущение осталось после майского Пита Доэрти в Glavclub. Всем, наверное, знакомо это чувство, когда на вписке один захмелевший парень выуживает из воздуха акустическую гитару и еще три часа самозабвенно бренчит на ней заказы трудящихся, малоизвестные (но с большим энтузиазмом!) песни и мгновенно склеивающие аудиторию хиты, и постепенно этот поток сознания уносит вас в сюрреалистические дебри бессознанки. Вот именно так было на Доэрти: интересный, но неожиданный икспириенс. В дополнение к диковинным впечатлениям, когда мы вышли из клуба, валил густой снег. Люблю метель в середине мая!

Валерий Иванько: Музыка Джошуа Юстиса как в Telefon Tel Aviv (где после смерти сооснователя проекта Чарльза Купера он остался один), так и в других его проектах сама по себе обладает неким ощущением абстракции и загадочности, что меня сильно притягивает. Так и его весенний концерт получился именно в духе студийных творений. Отсутствие света, крайне минималистичная проекция, поющий «призрачным» голосом Джошуа и прекрасно подобранный сет-лист, отражающий меланхолию, печаль и даже ярость, дают то, что может сделать далеко не каждый артист: атмосферу этого события ты ещё не скоро забудешь. Впечатляюще.

Атака флешбэков

Самый постконцертную-депрессию-призывающий концерт


Фото - Masha Mars

Карина Еганян: Ставить концерты Kasabian и Hurts с разницей буквально в неделю – это какая-то эмоциональная интервенция. А я ведь еще не отошла что с фестивального выступления одних, что с акустического сета других. Так полгода и прошло в стабильно подновляемой постконцертной депрессии в наилучшем ее варианте.

Masha Mars: Сначала в августе ты впервые попадаешь под чары Тео на фестивале Sziget. Все эти розы, шнуры, танцы и томный взгляд. Потом с нетерпением ждём приезда Hurts в Питер, а в глубине души строишь наполеоновские планы на весь российский тур. В итоге не попадаешь на концерт. Пару дней — полное опустошение, после которого осознаешь, что лучше пережить пропуск, чем снова их увидеть и попасть в очередную ловушку постконцертной депрессии. Внезапно переключилась на Танцы Минус, и теперь греет душу, что попасть снова на них гораздо проще и ближе, чем на Hurts.

Жанне Агузаровой и не снилось

Самый эпатажный концерт


Фото - Катерина Гафт

Юля Домрачева: Совершенно сумасбродное поведение новой вокалистки Эдит Crystal Castles, думаю, позволит мне отнести их выступление к эпатажным. Она поливала себя и толпу водой, прыгала через шнур от микрофона, как через скакалку. Танцевала, словно в нее вселились демоны, выгибалась, словно внутри жили бесы. Скакала в диджейском закутке Итана, сжималась в комочек и лежала на полу. А толпа, состоящая из любителей витч-хауса, синти-попа и dark fashion, была под стать ей.

Карина Еганян: Фестиваль «Ласточка» из Москвы патриархальной на несколько часов перенес пришедших в Москву альтернативную, где в первом ряду свободно развевается ЛГБТ-флаг, вся фан-зона усеяна радужными сердечками (за всё спасибо Years & Years), а на сцену уверенно выходит бородатый дядька на каблуках, в мини-юбке и чулках в сеточку (это уже был Иван Дорн). Смотрела, не могла нарадоваться, что это вижу, и не могла нагруститься, что здесь и сейчас это все еще в категории «эпатаж».

Александр Нурабаев: Roisin Murphy в Главклабе (тогда еще Yotaspаce) 18 марта. Долго сомневался, в какую категорию отнести этот яркий перформанс: к флэшмобу или эпатажу. Но склонился ко второму, поскольку для нашей преимущественно консервативной, постсоветской ментальности сумасбродное, ни на что не похоже выступление экс-солистки Moloko со всеми ее дикими нарядами и масками вполне сойдет за эпатаж. Хотя и ничего вызывающего, кроме разве что маски с пенисом, на этом концерте не было, впечатление он произвел мощное.

Один в поле воин

Лучший акустический концерт


Фото - Иван Балашов

Карина Еганян: Jozef van Wissem в ЦДХ. Сделаем лютню снова великой.

Даша Лукина: Сольное выступление бывшего фронтмена Three Days Grace и нынешнего лидера Saint Asonia. Адам Гонтье прекрасен не только у микрофона двух этих групп, но и сам по себе. Даже совсем один на сцене, с акустической гитарой в руках. Его выступление позволило не только предаться ностальгии, но и под другим углом взглянуть на любимые песни и снова почувствовать то, за что мы так любим и Three Days Grace, и Saint Asonia.

Мария Севальникова: Самые тёплые воспоминания оставил Адам Гонтье, посетивший наш край с огромным туром из 18 городов и акустической программой. Его голос и его выступления завораживают. Музыкант исполнил мечту поклонников, сыграв самые любимые их песни, а также выучил множество русских слов, выражая благодарность пришедшим на каждом концерте.

Александр Нурабаев: Единственное акустическое, что я в этом году слышал и видел, это лютнист из фильма «Выживут только любовники» Джармуша Jozef van Wissem, выступавший в ЦДХ со сдвоенным концертом вместе с гаражной группой The Jack Woood, которая подготовила специальную «камерную» программу. Лютня — это мощь и настоящий проводник во времени и пространстве; это все, что в итоге можно сказать. И Джек Вуд молодцы. Похоже, в наступающем году нас удивят.

Валерий Иванько: Меланхоличный молодой артист Дуглас Дэр в своей музыке делает упор на фортепиано и свой запоминающийся голос, дополняя всё это минималистичной электроникой и такими же ритмами. И вживую он обычно выступает не один, а с несколькими музыкантами. Однако летом на фестиваль Gamma он решил приехать в одиночку. И дал концерт, где параллельно с пением он играл на фортепиано. Больше ничего не было. Расстроился ли я от такого сюрприза? Ничуть. Выступление Дугласа получилось чувственным, эмоциональным и насыщенным. Во время него ни разу не захотелось отвлечься.
В его музыке самое главное – это песни, а не то, какими звуками эти песни наполнены. Что он и доказал лично на своём первом российском концерте.

Внешность имеет значение

Лучшее оформление сцены


Фото - Иван Балашов

Дана Аманкулова: Видеоряд группы ДДТ в их туре «История звука» сумел удивить, восхитить и даже растрогать меня. Но лучшее — это, конечно же, люстра на концертах Hurts. Достаточно лишь раз глянуть на нее, и даже скачущий по сцене Тео будет не так интересен, как Ее Величество Люстра.

Анна Селибакина: Безоговорочный победитель в этой категории — Louna и просто монументальные декорации на мартовской презентации альбома Дивный новый мир в Москве! Оформление сцены было просто суперпотрясающее. Руку пожать хотелось всем — автору идеи, художнику, исполнителям, людям, монтировавшим эту красоту и даже тем, кто занавешивал всё декорированное пространство вместе со сценой, чтобы ошарашить зрителей перед припевом первой песни, когда эта «пелена» падёт и эпичнейшим образом ознаменует начало одного из лучших концертов на моей памяти.

Александр Нурабаев: Royksopp в Stadium. Собственно, ради этого и шел — и поплясать, и насладиться крутым лазерным шоу. Ройксопп, как и любая электронная группа такого уровня, знает как сделать a real good party, а потому марку держат. Причем издалека все эти лучики, проекции, космические костюмы и вокалистка с прозрачными крыльями выглядят даже эффектнее.

То, за что мы особенно любим

Лучшее взаимодействие с фанатами


Фото - Олька Лапенкова

Олька Лапенкова: Самым ярким и волнительным впечатлением 2017 года для меня оказалось общение с группой Benighted. По чистой случайности мне удалось побывать на своеобразном и неофициальном meet’n’greet с группой, который произошел на теплоходе в Санкт-Петербурге. «Привет! Я Джулиан!» — сказал улыбчивый вокалист и протянул для приветствия свой локоть, так как руки его были заняты бутылками местного пива. Наверное, с этого момента моё волнение начало проходить. Поначалу некоторые музыканты выглядели даже скромно и смущенно. Конечно, они нас совсем не знали. Они хотели отдохнуть и посмотреть город, а мы старались не лезть с ненужными и навязчивыми вопросами. Однако постепенно (может, конечно, виной тому алкоголь, но это не точно) они раскрепостились, начали шутить, подкалывать и угощать пивом. А после концерта уже встречались с ними практически как с друзьями. В этот день я в очередной раз убедилась, что брутальные музыканты на самом деле очень улыбчивые, милые и весёлые люди.

Катерина Гафт: Не знаю, можно ли это считать прямо-таки «взаимодействием», да и вообще вряд ли это уж прям из ряда вон выходящая ситуация, но я с такой столкнулась впервые, поэтому меня она впечатлила. Во время концерта в Барселоне вокалист Royal Blood Майк Керр оборвал песню на середине, чтобы утихомирить разбушевавшегося фаната. Музыкант сказал ему что-то вроде «Я очень рад, что ты пришел и даже купил наш мерч, но, если ты не успокоишься, я лично тебя вышвырну». Именно для Барселоны, кстати, эта ситуация весьма экстраординарна: здесь любая агрессия на концерте не то что неприемлема, но формально даже и под запретом. А из московских концертов в данной номинации я бы выделила шоу Five Finger Death Punch. Тот случай, когда музыкант не просто говорит со сцены о том, что именно этот город его любимый, но и доказывает это. В данном случае – приглашением на сцену поклонников с нарисованными пятью пальцами на лице, подписыванием всех постеров, вручением автору потрета Муди бейсбольной биты.

Синица на руках, журавль на сцене

Лучший полет со сцены


Фото - Masha Mars

Анна Селибакина: Этот приз однозначно уходит Виту из Louna за его эпичный полёт под песню Сделай громче на концерте в московском Stadium Live 25 марта! Концерт удался на славу! Музыканты, как и поклонники, получили море удовольствия, и басист группы в лучших традициях имени самого себя на последней песне, взяв приличный разбег, с сияющей улыбкой на лице продемонстрировал чудеса стейдж-дайвинга. Полёт получился настолько красивым, что попал в концертный клип Louna на песню Громче и злей! Посмотрите сами.

Masha Mars: Выступление Counterfeit в питерском Гештальте в тот вечер телепортировало посетителей в атмосферу настоящего лондонского закрытого клуба. Фронтмен Джейми Кэмпбелл Бауэр вместе с гитаристом и по совместительству братом Сэмом Бауэром периодически прыгали в толпу, охрана ставила микрофонные стойки, и музыканты пели в окружении поклонниц, а потом по очереди вставали на барную стойку, пели и играли. В этот момент самые ярые поклонницы практически переваливались с балкона, лишь бы дотянуться до Джейми. Каким чудом девочки не устроили финальную сцену «Парфюмера» — для меня до сих пор загадка.

Катерина Гафт: Не могу со всей уверенностью утверждать, что это был прям полет, но какое-то волшебное перемещение имело место явно. Речь о перемещениях Дэна Смита из Bastille на московском концерте. Начал он с беготни по сцене, но этого ему явно было мало: за время шоу он успел переместиться на ограждение «рубки» звукаря, а потом и на балкон. Поскольку зал был переполнен, проследить за его передвижениями не всегда удавалось, поэтому было похоже, что он просто стоял на сцене – топнул, хлопнул, сделал «вжух» — и оказался уже в другом месте.

Там лучше, где нас нет

Лучший концерт, который мы пропустили


Фото - Ольга Малкова

Карина Еганян: Игги Поп в Stadium. Судя по отзывам, на хоть в чем-то лучшее шоу явно не тянуло, но вы же понимаете: хоть бы там и вовсе не прозвучало бы ни единой песни, а Игги бы просто вышел и растянулся на сцене, это все равно событие, присутствовать на котором — эдакий внутренний меломанский долг. То-то совесть и скрипит. А из молодых очень жалею об упущенных Foxygen и Alt-J.

Masha Mars: Marilyn Manson в Москве, потому что моложе, чем сейчас, он уже не будет, и я уже слишком давно мечтаю его увидеть. Enter Shikari в Питере, потому что именно в этом туре они возвращали 2007-й. Hurts в Питере, Москве и по всей России, потому что, с одной стороны, их много не может быть и новый релиз идеально зашёл, а с другой — более одного концерта в год это too much для психики.

Дана Аманкулова: Отсутствие визы и неумение планировать знатно подпортили мне этот концертный год. Я, конечно, не сильно расстраивалась неимению возможности побывать на концертах Placebo в Мексике, Австралии или Великобритании, но до сих пор корю себя за то, что даже не попыталась попасть на их выступления в Таормине или Пловдиве: площадка — амфитеатр, отсутствие ограждения, волшебная атмосфера и небольшие изменения в программе из-за особенностей площадки. И пусть частично эти концерты я наблюдала через трансляцию в перископе, но передать ту чудесную атмосферу трансляция, увы, не смогла.

Катерина Гафт: Моя личная боль – это пропущенный концерт Foo Fighters. Даже два. Сначала я не успела «обилетиться» на фестиваль в Хельсинки, а потом уехала из Барселоны за пару недель до внезапно объявленного полузакрытого шоу. Особенно обидно становится потому, что к этим двум разам можно приплюсовать еще несколько в предыдущие годы. Но я верю, что в 2018-м мне повезет больше. Немного жалею и о пропущенном сольнике Гонтье. Адама я уже видела в составе Saint Asonia и решила, что с меня хватит. Но, судя по отзывам, была не права.

Валерий Иванько: Старина Игги, конечно. Очень жаль, что в этот раз он решил проигнорировать Петербург: если бы он сюда приехал, то я бы пошёл обязательно. Этого легендарного мужика вживую увидеть хоть раз в жизни определённо нужно, да и то, что он сейчас играет на концертах, мне по душе. Остаётся надеяться, что он ещё к нам нагрянет в скором времени.

Лучшие малоизвестные группы, о которых мы узнали в 2017 году

Весь год мы рассказывали вам о малоизвестных группах, которые привлекли наше внимание. Пришло время выбрать лучшие. Редакция Роккульта вспоминает, о...

Самые ожидаемые альбомы 2018 года

На 2018 год намечено уже немало интересных релизов. Еще больше витает в воздухе слухов и предположений о грядущих альбомах. Мы...