Мош во всю мощь

Самый дикий концерт


Фото - Лев Гиллер

Александр Нурабаев: Сложно выбрать кого-то конкретно. Но все самое залихватское и «дикое», что довелось видеть в этом году, тем или иным образом связано с так называемой «новой русской волной». Это и массовый мошап разнокалиберной школоты с безумными прическами и татуированными лицами на фестивале Faces & Laces под Sonic Death, Казускому и отличную киевскую группу Метель. Это и дичайший слэм под The Slaves на фестивале Боль, где мне удосужилось оказаться в самой гуще толпы. Благо инстинкт самосохранения возобладал — и отдавшись бурным волнам фанатского безумия и умело маневрируя движением, я смог выдавиться из этого месива практически без увечий. Но самое по-хорошему «дикое», нажавшее на соответствующие во мне кнопки, выступление – это сет «интуриста» Жени Горбунова (экс-NRKTK, ГШ) на той же Боли. Не молодецкая удаль, дикие прыжки, сорванные глотки и оттоптанные ноги, а настоящий хаотичный дух авангардизма, усиленный присущим Жене даром мелодиста – вот что способно сподвигнуть на дикий и при этом эстетичный угар и зануду-меломана, и обычного слушателя, которому не чуждо чувство прекрасного. «Ты только е**шь, Женя, е**шь!» — кричали зрители между паузами. Хочется пожелать, господину Горбунову всегда следовать этому кредо.

Дана Аманкулова: Первое и по-настоящему сумасшедшее выступление британских рокеров Nothing But Thieves в Минске! Конор и команда надолго запомнились столице Беларуси: в их арсенале всего два альбома, но зажигают они не хуже мастодонтов рок-сцены.

Олька Лапенкова: Волею судьбы, мне удалось побывать на двух диких концертах одного тура, который устроила группа Aborted совместно с Benighted, Cryptopsy и Cytotoxin. Я не могла упустить шанс увидеть свои любимые группы вместе на одной сцене. И не пожалела. Стоять в первом ряду, опираясь рукой о сцену и мониторы, в то время как за твоей спиной устраивают лютый мош — то ещё приключение. Но это дэт-метал! Фанаты взбирались на сцену и прыгали в толпу, устраивали сёрклпиты, роняя на сцену стоящих в первом ряду, и «стену смерти», в которой участвовал даже вокалист одной из групп. Энергетика была просто потрясающая! Никогда не думала, что мне по силам полтора часа непрерывного хэдбенгинга. Но вот как можно останавливаться, когда вокалист смотрит тебе в глаза и сам начинает трясти башкой? А момент, когда Свен из Aborted схватил меня за голову и гроулил мне в лицо, смотря при этом в глаза, я ещё долго не забуду!

Итог: мокрые и спутанные волосы, больные шея и спина на утро, синяки на коленях (упиралась ими в сцену, чтобы не упасть) и просто отличное настроение.

Ламповость года

Самый душевный концерт


Фото - Иван Балашов

Александр Нурабаев: Сила песен Эрика Шроди aka Everlast как раз таки в простоте и обезоруживающей душевности. Так что у претендентов на эту номинацию конкуренции практически не было. Это был непростой концерт для Эрика: проблемы со звуком, которые никак не удалось решить, дико раздражали артиста. В результате тот срывался, и разок обложил отборным матом своего звукача. Но атмосфера в тот вечер была настолько теплая, что Эверласт быстро сменил гнев на милость – и выдал уютный, ламповый, местами почти камерный концерт, в котором нашлось место и рэп-боевикам времен House of Pain. И перед техником извинился при всем честном народе.

Даша Лукина: Ламповыми концертами, как правило, называют уютные квартирники или акустические сеты в небольших клубах. По крайней мере, с семитысячным залом Crocus City Hall и выступлением Evanescence такие ассоциации обычно не возникают. Но нет. В этом году Эми Ли (после замужества – Эми Харцлер) представила совершенно новый для России формат и любимых песен, и живого выступления. Вместо разрывающих душу гитарных соло и риффов, зал заполнился бархатными и тягучими звуками струнно-смычковых и духовых инструментов симфонического оркестра. Приглушенный свет, обворожительная Эми за роялем и пробирающий до мурашек голос среди затаившей дыхание благодарной публики – что может быть душевней?

Анастасия Шаталина: Oomph! я люблю в принципе – их выступления всегда полны драйва и проходят на одном дыхании. Когда я услышала, что они приезжают в этом году с оркестром, то была заинтригована, но не особо представляла, чего можно ожидать от такой коллаборации. Поэтому узнав о том, что группа уже давала подобное выступление на немецком фестивале Gothic Meets Klassik, я решила посмотреть видео с него. И мне не понравилось. Даже идти на концерт не особо хотелось. Однако, этот концерт стал для меня одним из самых ярких культурных событий уходящего года. Всё те же Oomph! с их непередаваемой энергетикой были дополнены чудесной симфонической аранжировкой — модное веяние внедрять классические инструменты в «электрическое» выступление оказалось группе к лицу. Плюс смокинги на музыкантах и театральная атмосфера ДК Ленсовета придали концерту особый торжественный оттенок.

Карина Кроткова: Wardruna. Яркие представители северной культуры, успешно привносящие древние традиции в современность. Под их музыку можно и в бой, и на работу, и шаманов приглашать. Посему прийти на концерт Wardruna после долгого рабочего дня было прекрасной идеей. Их выступление не вызывает желания трясти головой, ведь коллектив играет пэйган-фолк. А вот расслабиться и помедитировать, пританцовывая под шаманские ритмы, получилось хорошо. Нетипичная музыка, нетипичное настроение и загадка висящая в воздухе – вот, что формирует атмосферу концерта. Незабываемые ощущения, когда вибрирует каждая частичка воздуха вокруг. Если вы ещё не посещали их выступление, настоятельно советую!

Дана Аманкулова: Seafret в Минске. Казалось бы, всего два человека на сцене, а какую магию они творят! В прошлом году они стали моим главным концертным открытием, а в этом подтвердили свой статус самой волшебной и просто лучшей акустической группы!

Когда все и сразу

Лучший фестиваль


Фото - Иван Балашов

Иван Балашов: Ох, сколько же проклятий обрушилось на голову «Мельницы», когда стало ясно, что Park Live меняет свой вектор с рока в сторону поп-музыки и электроники… Но те, кто решил-таки провести последний июльский уик-энд в Парке Горького, смогли стать свидетелями чуть ли не самой яркой, многогранной и насыщенной событиями версии этого фестиваля за всю его историю. И дело тут далеко не только в заявленных хэдлайнерах. Самозабвенный танцевальный угар под хиты и ремиксы Дэвида Гетты, титанический Gorillaz, павший в неравной битве с московской грозой, и мрачные политические шутейки от Massive Attack – то, что всё это пройдёт на высшем уровне, не вызывало сомнений с самого начала. Но вот многие ли зрители фестиваля могли заранее сказать, что Иван Дорн сумеет дать фору самим Jamiroquai? Или что жара, которую устроит на сцене Туве Ло, в два счёта перекроет все неприятные ощущения от нарастающего ливня? Или что под полуэтнический хип-хоп Young Fathers будет ходить ходуном чуть ли не вся Москва-река? Гигантский плюс шестой инкарнации Park Live в том, что громкие имена артистов, завершающих программу каждого дня, смогли открыть для тысяч зрителей фестиваля множество новых интересных групп и исполнителей. Это ли не лучший способ для расширения своего музыкального кругозора?

Дана Аманкулова: Где еще можно плясать под неприличную в рокерских тусовках попсу, отрываться под признанную миром альтернативу, сходить с ума на ночной рейв-вечеринке – и все в один день? Только на Atlas Weekend! Прибавьте к этому шикарнейших для СНГ зарубежных хэдлайнеров, большое количество самой разнообразной музыки, непередаваемой атмосферы и вы получите, пожалуй, лучший шестидневный фестиваль в Украине и всем ближнем зарубежье.

Олька Лапенкова: Brutal Assault стал моим первым музыкальным фестивалем. Так здорово, когда можешь увидеть все свои любимые группы сразу, а не ждать годами их приездов в Россию. Особенно, когда у некоторых исполнителей здесь были проблемы с религиозными активистами. Belphegor, Behemoth, Cannibal Corpse, Gojira, Sepultura, Wardruna и ещё почти 130 групп. 4 дня тяжелого металла и не только, с утра и до самой ночи — не это ли мечта металлиста?

Даша Лукина: В этом году впервые удалось заглянуть на Ahmad Tea Music Festival в Музеон. Всегда казалось, что этот небольшой фестиваль привлекает лишь тонких ценителей всего британского, а остальные подтягиваются за счет одного известного хедлайнера и до его выхода прохлаждаются среди представленных на мероприятии игр и конкурсов. В итоге же, 21 июля мы попали не в Музеон, а на какую-то уютную мини-версию Коачеллы. С по-британски забавными развлечениями, обилием вкусного чая и, главное, с идеально дополняющими друг друга и прекрасными в отдельности, уже хорошо известными в России (!) исполнителями. Там был и молодой «прорыв года» Том Греннан, и очень творческие Sundara Karma, подарившие публике еще не вышедшую на тот момент Last Night On The Earth, и зажигательные Circa Waves, оказавшиеся лично для меня настоящим открытием этого дня. А к вечеру стало еще жарче. Напарник Алекса Тернера по The Last Shadow Puppets, Майлз Кейн, презентовал песни из нового сольника, раскачав толпу перед космическими Wolf Alice и завершившим этот праздник музыки безудержным выступлением Biffy Clyro. Настолько это было великолепно, что хочется назвать хэдлайнерами сразу всех, кто делил сцену Музеона в тот день. Поистине с душою собранный лайн-ап! И все это удовольствие за почти символические 800 рублей.

Это я удачно зашел

Самый неожиданно впечатливший концерт


Фото - Иван Балашов

Александр Нурабаев: Sting & Shaggy в Олимпийском. Да, я представляю ваши возмущения: «Ты че, чувак, это же, мать его, Стинг!». Но никогда я Гордона Самнера не любил по-настоящему. И группу Police считал и до сих пор считаю одной из самых переоцененных. Но, конечно же, уважал. Как тут не уважать общепризнанную звезду, автора такого количества шлягеров на все времена. В этом году Стинг выпустил весьма годную пластинку вместе с подзабытой регги-звездой Shaggy и поехал в большой совместный тур. Наиболее подходящий момент для знакомства с легендой в самой правильной обстановке — не сидячий официозный БКД с солидной музыкой для солидных господ, а настоящий стадионный концерт, да еще и с бодрой реггийной программой. В итоге, концерт из серии «для галочки» стал одним из самых сильных музыкальных переживаний года. Хоровое исполнение Englishman In New York, Shape of My Heart и Fields of Gold, вселенская эйфория на Every Breath You Take — это все прекрасно. Но даже больше зацепил свежий, куда более бодрый материал. Про исполнительский уровень Стинга и его команды и говорить нет смысла. Уровень – есть уровень, как ни крути. Да и Шэгги – красавчик.

Маргарита Леонова: The Кills я услышала впервые в 2008 году. Их песня Sour Cherry звучала в рекламе сериала Сплетница, которую часто крутили по MTV. Хватило меня на пару сезонов, но мотив надолго засел в голове. Чуть позже, когда я уже глубоко увязла в привлекательном болоте меланхолии Placebo, меня поразило открытие, что тот самый тягучий голос с хрипотцой в припеве Meds принадлежит Элисон Моссхарт. Так началось моё знакомство с The kills. По удачному совпадению была в Москве в день концерта и решила: почему бы и нет? И это было верное решение. Полтора часа я сгорала от химии между Элисон и Джейми. Чёрт возьми, ребята, как вы это делаете? Отличный видеоряд, чистый звук и чувственный вокал Моссхарт в сочетании с драйвом и мастерством Хинса. А акустическое исполнение That Love пробрало до мурашек. Я шла на концерт почти вслепую, не смотря до этого ни одного лайва. И не пожалела ни секунды. Пойду ли я на The Kills в их следующий приезд в Россию? Однозначно, да. Эти ребята того определенно стоят.

Иван Балашов: Моё попадание на K. Flay получилось практически случайным. Поступившая от организаторов просьба поснимать её московский концерт, быстрые прикидки в уме «а свободен ли у меня этот воскресный вечер», чуть ли не снисходительное «ну ок, я поснимаю», и вот я уже в 16 Тоннах. И… господи ты боже мой, какая же K. Flay крутая! Её сценическая подача вобрала в себя всё лучшее из лучших образцов рока, хип-хопа и поп-музыки. Тут вам и убойные речитативы, выплёвываемые буквально в лица первым рядам зрителей, и гранжевое гитарное рубилово у микрофона, и эмоциональные вокальные партии под аккомпанемент фортепиано. На своём московском шоу Кристин выложилась на все сто процентов – и стоит ли удивляться тому, что после таких взрывов энергии ей периодически приходилось буквально распластываться по сцене Тонн, не отрываясь от пения?

Дана Аманкулова: На Starset в Минске я шла с небольшой опаской, но все мои страхи оказались, к счастью, напрасны. Первый ряд, любимые песни и их прекрасное исполнение заставили вновь влюбиться в эту группу и не пожалеть о потраченном времени.

Олька Лапенкова: На концерт Sodom я ходила в качестве фотографа. Эту группу я знала, но слушала очень давно, и было интересно увидеть и услышать их вживую. Вот на чьем выступлении я даже успела пожалеть, что у сцены с камерой, а не там, в центре слэмящейся толпы. Однако несмотря на это, я получила удовольствие от музыки и атмосферы, а в следующий приезд группы, возможно, пойду уже без фотоаппарата.

Александра Хитрова: Little Big для меня были такими околомузыкальными ребятами с эпатажными клипами. Очень мило посмотреть раз-другой в сети и всё. На их концерт шла за компанию. Оказалось, что они делают настоящий рок! Качественное шоу с разнообразной музыкой, ударной, сильной, с актуальными текстами, с красивым светом, с мошпитом, слэмом и самыми дикими танцами. Это больше, чем рейв, это — электронный панк для удовольствия музыкантов и слушателей!

Жди меня, и я спою

Самый долгожданный концерт


Фото - Masha Mars

Александр Нурабаев: Jack White в Adrenaline Stadium 1 октября. Да, этого дня я ждал почти год. Самый важный и актуальный рок-герой современности доехал-таки до нас. И это было превосходно: плотный наэлектризованный саунд, все хиты, фиолетовые тона, фирменная визжащая гитара, преданная публика, которая с уважением отнеслась к просьбе артиста не пользоваться смартфонами. Редкая в наше время картина: люди смотрят на сцену, а не в экран гаджета. Хотя, конечно, украдкой снимали, но их можно понять – исторический, мощнейший концерт, ради которого стоило и вытерпеть ужаснейший разогрев в лице фаворитов критиков гаражного трио Казускома.

Анастасия Шаталина: В прошлый раз Franz Ferdinand были у нас почти 10 лет назад — осенью 2009 года. И, несмотря на солд-аут, и всю душевность того выступления, в следующий раз концерт шотландцев состоялся только в Москве. И вот, они вернулись и в Петербург! В рамках фестиваля Stereoleto, но с полноценным сетом. За эти годы в составе группы произошли изменения — один из основателей, Ник Маккарти, покинул коллектив, а на его место пришли сразу два участника. В остальном, это были всё те же Franz Ferdinand с их залихватскими песнями, под которые плясал и пел весь зал. А Алекс Капранос выделывал пируэты на сцене, будто ему всё ещё 36. Сложно отойти от сравнений, когда есть, с чем сравнить, но всё же. Именно за тем, чтобы вернуть свой 2009, я и шла, в первую очередь. Рада, что практически так оно и вышло.

Дана Аманкулова: В 2017 году я наивно надеялась на приезд Placebo в качестве одних из хэдлайнеров украинского фестиваля Atlas Weekend, в этот раз я потеряла всякую надежду их увидеть, но буквально за пару недель до начала их объявили на том самом фестивале, да еще и в качестве хэдлайнеров последнего дня! Две недели ожидания начала фестиваля, шесть дней ожидания их приезда, девять часов ожидания их выхода на сцену… и самый эмоционально насыщенный концерт этого года! Когда ты видишь свою любимую группу в нескольких метрах от себя, их выступление автоматически становится лучшим!

Соня Черновол: Я росла на музыке Pink Floyd, Beatles, Uriah Heep. Но психоделический рок покорил меня окончательно, и увидеть флойдовское шоу стало детской мечтой. Но мы же помним — мечты имеют свойство сбываться. Последний день лета 2018 года я не забуду никогда: Олимпийский, легендарный Роджер Уотерс — мозг Pink Floyd, звук, свет… И — о боже, я мечтала увидеть это 20 лет — призма, через которую проходит луч света, распадаясь на все цвета спектра. И знаменитая надувная свинка Элджи (Парвин), парящая над электростанцией Баттерси. И сама электростанция со своими дымящимися трубами и проекциями. Это то ощущение, когда у тебя захватило дух сразу и не отпускало несколько дней.

Фейерверк, взрыв, эмоциональный экстаз и исполнение мечты. И дети, наши, московские, поющие Стену. И почему я не ребенок и не пою вместе с великим Уотерсом… И великий Уотерс с рукой у сердца, явно не ожидавший такого эмоционального приёма, плачущий от того, что несмолкаемые аплодисменты переходят в непрерывное «Спасибо»… И я плачу.

What the гиг?

Самый загадочный концерт


Фото - glavclub.com 

Иван Балашов: Минимум зрителей, полный запрет на фото- и видеосъёмку (хотя когда эти запреты останавливали наших кудесников вертикального видео?), практически полная статичность музыкантов и ни единого слова, брошенного в зал. Казалось бы, что интересного может таиться в подобном аскетизме? Если вышеупомянутые музыканты играют в группе Laibach, то очень и очень многое. Их московское шоу, пожалуй, смогло выйти за рамки концерта в традиционном понимании этого слова и стать виртуозным аудиовизуальным перформансом в трёх действиях. Сухой и мрачный индастриал с абстрактным видеорядом. Возвышенная и чем-то напоминающая творчество Muse версия Звуков музыки, сопровождаемая кадрами из жизни граждан КНДР. И снова индастриал – но уже более хитовый, размашистый и помпезный. Нарезка из Железного неба, исторической хроники царской и советской России, ничем не прикрытых видеовставок порнографического характера, искажённого зловещей гримасой лица Владимира Путина – весь этот концептуальный визуал в сочетании с фирменным чеканящим вокалом Милана Фраса возводит выступление Laibach в ранг чистого искусства.

Карина Кроткова: Аркона – одна из самых загадочных метал-групп на отечественной сцене. И одна из самых талантливых и незабываемых. Вдохновение музыканты черпают из славянской культуры и древних легенд, так что во время их выступления «мурашки по коже» – не то слово. При отсутствии изобилия декораций, Мария Архипова, вокалистка коллектива, способна всех в зале погрузить в транс. В её арсенале только череп какого-то рогатого животного и микрофон. Кажется, что и правда оказываешься где-то в древности или в Северных Землях среди шаманов. А потом отправляешься оттуда прямиком в космос. И курить ничего для этого не нужно.

Атака флешбэков

Самый эмоционально сильный концерт


Фото - Александр Хорошилов 

Маргарита Леонова: Самым ожидаемым и эмоционально тяжелым в 2018 году для меня был концерт Майка Шиноды в Москве. Слушаю Linkin Park с 2006 года, и группа во многом повлияла на мой музыкальный вкус. К огромному сожалению, мне не удалось побывать на концерте Linkin Park. Смерть Честера была тяжелым ударом. И когда Майк собрался с духом и записал Post Traumatic, альбом играл на репите. Не было никаких сомнений по поводу «идти или нет». Пугал только вопрос: а как это будет без Беннингтона? 1 сентября толпы людей в клетчатых рубашках (один из флешмобов) пришли к Adrenaline Stadium, чтобы поддержать Майка. Мне нереально повезло: выиграла мит, как член сообщества Linkin Park Underground. Правда, в Питере. Но мне пошли навстречу и поменяли город на Москву. Было очень важно сказать слова благодарности исполнителю, музыка и тексты которого поддерживают столько лет. Мит прошёл потрясающе. Концерт был похож на эмоциональные качели. Вот я танцую в такт и пытаюсь успевать читать текст за Шинодой. Но вот играют песни Linkin Park, и я вытираю слезы. Сетлист начался бодрой композицией Fort Minor – Petrified, но буквально через несколько песен на Roads Untraveled ревела половина зала. Майк много говорил о поддержке и любви фанатов и его благодарности им, вспоминал российский флешмоб на Красной площади на песне Wisdom, Justice and Love. Это была терапия, необходимая всем. Момент, когда можно сказать спасибо за дар и попрощаться. Перед In the End Шинода сказал: «Я хочу, чтобы вы пели партию Честера». Это было изумительно и очень грустно. Приятный моментом, было исполнение залом знаковой Numb. Пробрало до дрожи. И я не видела ни одного человека рядом, которому бы удалось сдержать слезы. Было здорово услышать на концерте Welcome, Iridescent, Castle of Glass и Remember the Name. Финальная Running from My Shadow окончательно сорвала мой голос.

Из зала я вышла на ватных ногах, обнимая подругу рядом. Это был мощный посыл поддержки и выплеск негатива и печали, необходимый многим из поколения 90-х.

Дана Аманкулова: Placebo на Atlas Weekend. Просто потому что это любовь всей твоей жизни, такие родные сердцу песни, заученные слова и жесты музыкантов и самое настоящее воплощение одного из твоих сокровенных желаний!

Карина Кроткова: Katatonia. Вот кто вынимает душу с первых звуков, кто заставляет грустить и радоваться, смеяться и плакать. На мой взгляд, это одна из немногих современных групп, затрагивающих сразу все известные чувства: тонкости любви, сомнения, страхи, печали, радости и надежду. Причем, в большей степени это касается их современного творчества, поскольку в начале своей карьеры они играли блэк-метал в перемешку с дэтом. И несмотря на мою большую любовь к этим жанрам, то, что музыканты стали делать сейчас, идёт им намного больше. И получается лучше. Так что после мартовского концерта в душе остались лишь приятные нотки свободы и лёгкой грусти. Жду их следующего приезда с нетерпением!

Соня Черновол: Самым завораживающим, откровенным и трогательным в этом году для меня стало юбилейное выступление Ночных Снайперов в Олимпийском. Во-первых, исполнилась мечта Арбениной собрать такую площадку, во-вторых, команда подготовилась более чем основательно: звук, свет, театрализованные номера, гости, и наконец — сооружение, мост, поднимающийся высоко над залом и поворачивающийся в стороны.

Диана Арбенина ещё до концерта устроила душевную пресс-конференцию, на которой ответила на всё, чего хотели журналисты, несмотря на волнение. И детей с собой прихватила. Дети же сопровождали Диану на этом самом мосту, который перемещался над сценой. А ребята держали фонарик: знак всем присутствующим, что нужно включить свои. Таким образом, весь Олимпийский превратился в звёздное небо и от этого зрелища перехватило дыхание. Ну и когда весь зал поёт хором — какой же это мощный объединяющий заряд. А в прямом смысле «ламповым» можно назвать и акустическую часть концерта, когда музыканты оставались «наедине» со зрителем под огромным абажуром.

Но самым трогательным стало хоть и временное, но воссоединение со Светланой Сургановой. Тут уже прослезилась все. И откровенная речь Светы: «Родная, ты только живи, пиши, люби и знай, что я всегда где-то рядом».

Внешность имеет значение

Лучшее оформление сцены


Фото - Mary Mary

Александр Нурабаев: Безусловно, грандиозное шоу Us+Them Роджера Уотерса в Олимпийском. По сложности, дороговизне, свету, звуку и режиссуре уровень просто запредельный. Мало кто из поп- и рок-монстров способен на что-то подобное, разве что навскидку The Rolling Stones и U2. А главное — это не просто красочные декорации, впечатляющий видеоряд, вечная флойдовская классика в идеальной звуке и, конечно же, летающая свинья, но и четкое, убедительное и очень актуальное высказывание на злобу дня и о вечных вещах от неравнодушного гражданина мира. Это был не просто концерт, а настоящее Событие. Историческое. Большое счастье, что я это видел.

Даша Лукина: Nickelnack порадовали оформлением шоу ещё задолго до того, как оно началось. Огромный таймер, отсчитывающий вместе с заждавшейся публикой время (как оказалось, не до выхода ребят, а до начала их видеопослания фанатам), видеоряды из турне группы, и, наконец, удачная визуализация во время самого шоу гармонично дополняли происходящее на сцене. Трансляция самого концерта на большой экран — тоже весьма выигрышное для площадки такого масштаба решение.

Александра Хитрова: Little Big. Кудесники рейва сделали своё шоу таким, чтобы с любой точки клуба можно было наслаждаться картинкой. И команда, и приглашённые гости сделали для этого всё. Яркие задники подчёркивали смысл каждой композиции и стиль артистов, грамотно подобранный свет создавал настроение и идеально сочетался с песнями, артистами, оформлением сцены. Визуальная часть совершенно не была перегружена: все успевали и потанцевать, и помеситься в слэме, и проорать все песни, и сполна насладиться красотой происходящего.

Соня Черновол: Самым зрелищным и крутым по оформлению, кроме концерта Роджера Уотерса, стало выступление Massive Attack на третий день фестиваля Park Live. Отголоски дикой грозы накануне витали в воздухе, но впечатления от хэдлайнеров перебили все негативные воспоминания. Наверное, выступление Дель Наи лично для себя я могла бы поместить в несколько разделов этого опуса: это и одно из самых круто оформленных шоу года, и самое ожидаемое, и самое удивившее. Весь поток музыки и метафор заливает тебя, как вчерашний дождь, но только ты тонешь и выкарабкиваешься от песни к песне. И пока музыка рождается и исходит от инструментов, рук, связок и лёгких всей этой чудной компании, ты неотрывно следишь за словами, фразами и их обрывками на огромных экранах. Здесь философские изречения, политические манифесты, глупые журнальные заголовки и мемы… И будто ты находишься не на открытой площадке парка Горького, а в замкнутой экосистеме, где всё подчиняется своим законам.

И вроде нет никаких сложных конструкций, полётов и вращающихся экранов, а оторваться невозможно. Хочется переживать это снова и снова. А ещё эта жалящая мысль о парадоксальной близости выставки Banksy…

То, за что мы особенно любим

Лучшее взаимодействие с фанатами


Фото - Катерина Гафт

Катерина Гафт: Shinedown в принципе славятся своим теплым отношением к поклонникам. На их концерте в Барселоне летом 2018-го случился форс-мажор: на третьей песне отключился свет во всем клубе, и музыканты вместо того, чтобы запаниковать или уйти со сцены, спустились в зал и начали объяснять зрителям, что происходит, что будет дальше. Группа не прервала выступление и отыграла пару песен в акустике, сидя в середине танцпола. В Москве вокалист группы Брент Смит спускался в толпу пообщаться со зрителями, а во время регламентных песен пожимал руки фотографам и охране, потому что уверен: все люди, выполняющие свою работу, заслуживают уважения и благодарности. Мне кажется, многим современным артистам стоит поучиться этому.

Даша Лукина: Не могу не согласиться с Катериной, вспоминая московский концерт Shinedown. Когда музыканты мирового масштаба, говорящие на другом языке и преодолевшие тысячи километров, делают все, чтобы в этот вечер вас не разделял даже фотопит между сценой и залом – это бесценно. На пару часов ты просто забываешь, кто они, а кто ты. Вы просто старые хорошие друзья, которые наконец встретились. Так почему бы не спуститься в зал поболтать?

Олька Лапенкова: Моими победителями по общению с фанатами до сих пор являются дэт-металлисты. Тур Hell Over Europe, устроенный Aborted вместе с Benighted, Cryptopsy и Cytotoxin в очередной раз доказал, что за брутальными внешностью и имиджем скрываются очень милые, добрые и общительные люди. И даже не важно — знали ли тебя музыканты раньше или нет, они не избегали общения и, порой, сами начинали и поддерживали разговор. Вокалист Benighted даже выходил на улицу до концерта, чтобы пообщаться с фанатами. Вокалист Cytotoxin во время своего выступления спускался со сцены, чтобы послэмиться с фанатами, а на выступлении Aborted даже вылез в первый ряд, встав рядом со мной, чтобы просто потрясти башкой. После выступлений музыкантов можно было поймать в клубе и просто пообщаться или выпить с ними пива. В общем, я за эту поездку на концерт получила большую дозу обнимашек и общения, о которых до сих пор вспоминаю с улыбкой на лице.

Диана Lane: Про общение с публикой и музыкальный перфоманс — это к сербам. Здесь можете не сомневаться, ведь эти люди до сих пор игнорируют все мыслимые и немыслимые нормы и правила, продолжая курить в общественном транспорте. Что говорить о музыке?

Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra — гости в Москве достаточно частые и горячо ею любимые, но мне в 2018 году посчастливилось попасть на них впервые, так еще и по какому-то фантасмагорийному стечению обстоятельств в первый ряд. Главклуб Green Concert собрал в тот день единомышленников по значимому поводу: 20 лет легендарному фильму «Черная кошка, белый кот». Тогда я наблюдала настоящий сценический карнавал: группа вышла, водрузив на головы сомбреро, половина из них была одета в наряды военнослужащих, другая половина — в наряды заключенных. И среди всего этого мелькания тисненых золотой нитью эполетов, скачущих в ритм аксельбантов и трассирующих черно-белых полосок звучал настоящий балканский мотив.

Предводитель Эмир то «ручейком» ведет за собой весь коллектив через зрительный зал, то с гитарой перелезает через ограждение — прошу заметить: великому режиссеру в ноябре натикало аж 64 года. Но самый большой сюрприз ожидал меня впереди.

На песне Was Romeo Really A Jerk бездонные сербские глаза останавливаются на мне и вызывают на сцену — проассистировать группе в качестве Джульетты. Один раз я уже упустила подобный шанс и сейчас терять возможность не собиралась — страх улетучился; остался пожирающий все конечности интерес. И в какой-то момент понимаешь, что ты уже не в зрительном зале, а на возвышении, вся группа погружена в атмосферу кочевых цыган, мелодия звучит на распев, а ты тем временем уже танцуешь с лучшей скрипкой Белграда. Самое главное — ты улыбаешься.

В завершение хочется сказать следующее: Эмир Кустурица продолжает творить собственный яркий, провокационный, ни на что не похожий мир. Он пишет сборник Сто бед, а потом сочиняет альбом для лечения от этих самых бед. И каждый день он подтверждает собственную фразу:»Я создаю, а не произвожу». Таких «создателей» очень не достает современности — надеюсь, наступающий 2019 год даст нам возможность понаблюдать за подобными личностями.

Соня Черновол: Для меня, как для фаната Алисы, самым крутым взаимодействием является общение Кинчева с Армией Алиса. Ещё на подходе к залу всегда образуются очаги выкрикивания лозунгов типа «Алиса» или «Мы вместе!», которые моментально подхватывает толпа. Армия чётко соблюдает красно-черный дресс-код, зажигает красные фаеры и на всё готова ради лидера. В этом году в Москве 35-летие группы отмечали в Олимпийском 2 ноября. И по энергетике это было дико, круто и яростно. И особо трогательно, когда Костя изображает кулаком биение сердца в знак преданности публике. Кроме того, Кинчев всегда защищает своих поклонников, которые от переизбытка эмоций могут провоцировать охрану или перелезать через ограждение. И в этот раз Константин Евгеньевич прямо по ходу песни попросил охрану отпустить эмоционального парнишку и не реагировать так бурно.

Также хочется отметить ещё один юбилейный концерт — Ночных Снайперов. Диана Арбенина, казалось, готова была бросить себя толпе или обнять каждого в отдельности. А фан-клуб, кроме того, что пел хором все песни и танцевал, приготовил традиционные флешмобы: запуск бумажных самолётов, сердца и розы, которые завалили Диану по колено.

Юбилейный же концерт Кипелова и вовсе напоминал поклонение божеству. Каждому слову фанаты внимали и делали всё, что бы он ни сказал. А толпа, поющая хором по дороге в гардероб, сметала всё на своём пути.

Cиница на руках, журавль на сцене

Лучший полет со сцены


Фото - Иван Балашов

Карина Кроткова: Кори Тейлор со своей харизмой и любовью к общению с фанатами способен зацепить любого. А музыка, как обычно, драйв. Однако, такой концерт не мог обойтись без эксцессов. Один из фанатов умудрился пробежать сквозь охрану и почти достиг Кори… но охранниками был отправлен со сцены на высокой скорости. Так что парню повезло быть замеченным всеми зрителями клуба и не повезло всё-таки не дотянуться до своего кумира. А полет получился эпичным. Поэтому вполне достоин своей номинации.

Там лучше, где нас нет

Лучший концерт, который мы пропустили


Фото - Иван Балашов

Александра Хитрова: The Hatters. Шляпники всегда делают отличное шоу, какой бы ни была площадка. И на фестивале, и на концерте, и на пресс-конференции они своей музыкой способны расшевелить любую аудиторию. И всё же их осенний концерт в Stadium был столь фееричен, что пропустить его было особенно обидно. Как всегда — отличные песни, шикарная музыкальная составляющая, неизменные стихи, танцы, множество инструментов и отличный свет. Чад кутежа. Концерт, частью которого так нравится быть. Но узнать о том, что Юрий Музыченко, солируя как вокально, так и на скрипке, летал, подвешенный под потолок, а я этого не видела, было особенно больно. А также огненные спецэффекты, тележка с апельсинами, премьера песни, рыцарь в сверкающих доспехах — всё это совсем не хотелось пропускать.

Лучшие концерты 2017 года по мнению редакции Роккульта

Раскачивающие целые стадионы и трансформирующие небольшие клубы в отдельные вселенные, безгранично буйные и по-домашнему ламповые, показывающие признанных королей и знакомящие...