Господин Никто / Mr Nobody (2009)

Великолепный фильм бельгийского режиссёра Жако ван Дормеля, вышел в 2009 году и получил сразу две награды Венецианского кинофестиваля, а также приз зрительских симпатий от Европейской киноакадемии. В главных ролях — Джаред Лето, Дайан Крюгер, Сара Поли и Джуно Темпл.

Этот «многослойный» фильм представляет собой разветвлённую блок-схему, которая перемежается вставками с научными выкладками о происхождении Вселенной, количестве измерений и коллапсах. Картина, где персональные переживания лишь заостряются фактологическими справками, не утяжеляя их. Потрясающая визуальная составляющая дополняется сочным саундтреком, где находится место и The Chordettes, и Eurithmics, и Хансу Циммеру, и Бадди Холли, и даже Эрику Сати.

Солярис / Solaris (1972, 2002)

Есть две экранизации романа польского писателя-фантаста Станислава Лема: 1972 и 2002 годов. Первая — дело рук знаменитого режиссёра Андрея Тарковского, являющаяся вольным пересказом первоисточника, чем был недоволен Лем. Здесь на первый план выходят душевные терзания, нравственная проблематика, нежели изучение неизведанных космических просторов. Примерно такого же рода претензии были у Станислава Лема к Стивену Содербергу, явившему миру фильм, в котором космическое пространство — не более, чем фон для любовной линии доктора Криса Кельвина и иллюзии его покойной жены Реи.

Каждая из экранизацией заточена под своего зрителя: версия Тарковского выполнена гораздо примитивнее (она вышла 45 лет назад!), но по психологизму на голову разбивает драму, разыгрываемую Джорджем Клуни в куда более технически совершенных декорациях. Достаточно странно сравнивать камерность и простоту с поистине голливудским размахом, стоит всего лишь сделать выбор между обёрткой и содержанием.

Человек-амфибия (1961)

Трогательная и наивная экранизация романа Александра Беляева, снятая более полувека назад, по-прежнему не теряет своего очарования. Созданная в 1961 году в Советском Союзе, картина выглядит абсолютно по-европейски. В New York Times была опубликована статья, где говорилось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации Беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе». Киностудия Ленфильм воистину сотворила чудо.

Это очень крутая даже по нынешним меркам (не в техническом исполнении) кинолента. Она выгодно выделяется своей несоветской, приджазованной стилистикой, а сочетание научно-фантастической основы с почти Гриновской историей любви вписало «Человека-амфибию» в список лучших фильмов пост-советского пространства.

Прибытие / Arrival (2016)

Фильм недавний, 2016 года выпуска, с Эми Адамс и Джереми Реннером в главных ролях. Это повествование о трудностях коммуникации с внеземными цивилизациями и личной драме одного человека, который сумеет обрести себя, лишь разгадав тайну письменности пришельцев. Режиссёр Дэнни Вильнёв играет со зрителем в кошки-мышки благодаря флэшфорвардам и нагнетает саспенс завораживающим саундтреком от Йоханна Йоханнссона и мрачной, почти обесцвеченной картинкой.

Как ни странно, «Прибытие» отнюдь не только про пришельцев, не про «абстрактного человека и Неизведанное». Это фильм про боль утраты, про то, как жить с этим дальше, о замках и ключах к ним. Несомненно, один из лучших фильмов 2016 года.

Аватар / Avatar (2009)

Вышедший семь лет назад «Аватар» порвал всех конкурентов по кассовым сборам. Планета Пандора предстала перед зрителем в 3D во всём своём пышном изобилии и разнообразии, а народ на’ви надолго стал объектом шуток комедиантов всех мастей. «Аватар» — один из самых дорогих в реализации фильмов: его бюджет составил более 230 млн $, а сама концепция была рождена на свет Кэмероном в далёком 1994 году. Однако в 90-х нельзя было даже подумать о технологии motion capture (захват движения), зато в 2007-2009 она проявилась на полную мощь, подарив миру прекрасную Нейтири и Джейка Салли.

С мощным визуалом соседствует социально значимая составляющая: на Пандору Кэмерон спроецировал экологические проблемы Земли (добыча полезных ископаемых как угроза окружающему миру). Не осталась в стороне и проблема экспансии и доминирования милитаристской мощи над более слабыми и отсталыми народами. Справедливость восторжествует, поставив жирную точку в споре искусственного и природного. Таким образом, режиссёр говорит о простых, но при этом важных вещах, иносказательно, сочно и доступно.

Гостья из будущего (1985)

Мечта почти всех советских мальчиков, пример для подражания юных пионерок — Алиса Селезнёва — вышла из-под пера писателя Кира Булычёва, впервые появившись в повести 1977 года «Сто лет тому вперёд». А материализовалась на экране уже в 85-м в облике юной Наташи Гусевой. Этот фильм стал по-настоящему культовым, а каждому увидевшему его хотелось полетать на флипе или заполучить миелофон.

«Гостья из будущего» принадлежит к почившему ныне жанру детского приключенческого кино. Картина хоть и стоит в одном ряду с «Приключениями Электроника», но обросла за годы существования мощной фан-базой из повзрослевших (если не сказать — постаревших) пионеров и пионерок, а тот самый миелофон для некоторых до сих пор сопоставим со Священным Граалем. «Гостья» — must watch для детей до 10 лет, потому как его наивность в переводе в нынешние реалии не выдерживает никакой критики. Нет идеалов, нет веры в то самое «прекрасное далёко», а первоисточник морально устарел.

Эффект бабочки / Butterfly Effect (2004)

Слоганом фильма 2004 года с Эштоном Катчером в главной роли стала фраза: «Изменишь одно — изменится всё». Спустя 5 лет после выхода «Эффекта бабочки» это явление будет продемонстрировано в «Господине Никто», о котором уже написано выше. Это мощная и захватывающая драма, лейтмотивом которой скользит пресловутое «если бы». Ключом к разгадке сюжета-блок-схемы является теория хаоса, по которой сложные системы зависимы от первоначальных условий, и небольшие изменения в окружающей среде могут привести к непредсказуемым последствиям. Кстати, в самом фильме есть несколько отсылок к рассказу писателя-фантаста Рэя Бредбери «И грянул гром» (в нём толчком к развитию повествования является убийство бабочки).

Значимость киноленты подтверждена и номинацией на премию «Сатурн» в категории лучший научно-фантастический фильм, и двумя продолжениями (впрочем, не снискавшими такого же успеха, как первая часть). Захватывающие твисты, флэшбэки и качественная актёрская работа не оставляют шансов пропустить эту картину.