Dando Shaft

Этот коллектив был образован в Ковентри в 1968 году и изначально состоял из пяти прекрасных музыкантов – гитариста/вокалиста Кевина Демпси, вокалиста/мультиинструменталиста Мартина Дженкинса, ударника Теда Кэя, басиста Роджера Баллена, гитариста/вокалиста Дэйва Купера. Название они выбрали, вдохновившись романом Дональда Калхуна, но в тогдашней прессе почему-то писали, что оно взято из порнографического триллера и означало «abundance of well-oiled sex». Так себе реклама для фолк группы. Как бы там ни было — после двух лет выступлений был записан и издан первый альбом An Evening With Dando Shaft (1970), на котором уже сформировался фирменный звук Dando Shaft – это был находчивый акустический фолк-рок с элементами джаза, кантри и прогрессивного рока. Обычно их принято сравнивать с Pentangle и это справедливо, но Dando Shaft были вполне самодостаточны для того, чтобы не развивать эту тему.

Отзывы критиков на альбом были хорошие и группа для карьерного роста переехала в Лондон. Позже в состав вошла вокалистка Полли Болтон. Вскоре был издан второй альбом Dando Shaft (1971). На нем коллектив продолжал исследовать точки соприкосновения фолка, джаза, кантри и рока. И делал это великолепно – этот альбом признается многими как лучший в их дискографии.

Далее в 1972 был выпущен самый фолковый альбом группы Lantaloon, но несмотря на неплохие отзывы, продажи были слабые, и группа столкнулась с дилеммой – либо коммерциализировать звучание, либо… Вот так группа и распалась. Музыканты разбрелись кто куда – Демпси и Болтон сформировали дуэт в США, Дженкинс присоединился к Hedgehog Pie. Однако в 1977 состоялся короткий реюнион и был записан альбом Kingdom (1977), который характеризовался более электрическим и я бы сказал американским звучанием. После этого группа распалась окончательно.

Dando Shaft, наряду с Pentangle, самая техничная из групп фолк-возрождения. Их композиции очень сложны и изощренны, а инструментальная работа находится просто на каком-то заоблачном уровне.

Trees

Сейчас речь пойдет, возможно, о самой недооцененной группе эпохи фолк-возрождения, которая носит название Trees, а основана она была в Лондонском Ноттинг Хилле. Классический состав включал в себя Барри Кларка – лид и акустик-гитара, Цилию Хамфрис – вокал, Анвина Брауна – ударные, Байаса Бошелла – бас, гитара, вокал, Дэвида Косту – акустическая и 12-ти струнная гитара. Дискография группы состоит из двух альбомов, выпущенных в 1970 с разницей в полгода — The Garden Of Jane Delawney и On The Shore.

Релизов всего два, но качество материала на них просто исключительное — три гитариста создают потрясающее звучание. Акустическая и кислотная электрогитара с каким-то умопомрачительным тоном генерируют нетривиальный, глубокий и какой-то размашистый меланхоличный саунд. Типичный, но от этого не мене прекрасный вокал Цилии добавляет лиричного драматизма, а ударные Анвина Брауна настолько находчивы, что только диву даешься. Да, не отметить очевидное влияние Fairport Convention нельзя, но опять же заимствований здесь никаких нет и в помине – это скорее доработка формулы. На On The Shore группа достигла своего пика – этот альбом одна из самых хороших вещей, что случались с фолк-роком.

После выпуска двух альбомов Бошелл и Браун ушли, а на замену им пришли Барри Лайонс (ex-Mr. Fox) и Алун Эден (также из Mr. Fox), и еще добавился Чак Флеминг из JSD Band. В этом составе группа ничего не выпустила и распалась окончательно в 1973 году.

Fuchsia

Еще один настоящий бриллиант навсегда ушедшей эпохи. Группа Fuchsia была образована уроженцем Лондона гитаристом/вокалистом Тони Дюрантом, когда тот учился в Университете Эксетера. Движимый идеей выхода за пределы привычного поп-формата, Тони хотел поэкспериментировать со стилями, смешивая классическую, фолк и рок музыку. На первом этапе к нему присоединились басист Мик Дэй и ударник Майкл Грегори, однако стремление к симфонизму вскоре привело в группу людей с классическим музыкальным бэкграундом: виолончелистку Мэделейн Бланд, альтистку Ванессу Халл-Смит и скрипачку Джанет Роджерс. Они были по горло сыты классикой и хотели пробовать что-то новое.

Группа начала придумывать свой неординарный материал и обкатывать его на университетских концертах. Вскоре было записано небольшое демо, которое благодаря добрым людям попало в нужные руки и был заключен контракт на один альбом с Chrysalis Records. Так, при помощи продюсера Дэвида Хичкука (Caravan, Camel, Genesis) появился на свет альбом Fuchsia (1971) — прекрасный образец полноценного прог-фолка со сложными структурами и аранжировками, но при этом обладающий притягательным незагруженным и даже лаконичным звучанием. Кстати, улетную обложку для альбома нарисовала Энн Мари Андерсон. Ее же руке принадлежит, например, обложка Caravan – In the land of grey and pink.

Жаль, но даже несмотря на исключительный материал раскрутить альбом не удалось, т.к. тур в его поддержку был отменен и группа вскоре распалась.

После распада Тони Дюрант играл в разных проектах и занимался продюсированием. И однажды в 1978 году, приехав по работе в Австралию, остался там навсегда и сделал неплохую карьеру занимаясь музыкальной стороной телевидения и продюсированием альбомов. Он реанимировал проект Fuchsia в 2012 году и с другим составом записал отличный альбом Fuchsia II, From Psychedelia to a Distant Place (2013). Коллектив активен до сих пор.

Mellow Candle

Единственный альбом Swaddling Songs (1972) этой группы из Дублина сейчас очень ценится в оригинальном издании на виниле, но на момент выхода он, увы, популярности не снискал. История группы началась в 1965 году когда три школьницы Клода Саймондс, Элисон Булс и Мария Уайт организовали коллектив и начали репетировать и давать школьные концерты. В 1968 году даже дошло до выпуска пары синглов, но известной группа тогда так и не стала.

Школа закончилась и девушки рабрелись кто-куда – Клода уехала на год в Италию, Элисон устроилась работать в магазин и пела в кавер группе Blue Tint. Когда Клода вернулась, то они с Элисон и ее парнем Дэйвом Уильямсом решили возродить Mellow Candle. Был рекрутирован басист Пэт Моррис и группа начала репетировать, писать новый материал и играть различные концерты. Вскоре их менеджером стал Тэд Кэрролл и был заключен контракт с легендарным лэйблом Deram. К моменту начала записи альбома Морриса заменил Фрэнк Бойлэн, также в группу пришел ударник Уильям Мюррей , а Дэйв и Элисон поженились. Этим составом и снова при помощи Дэвида Хичкука был записан отличный альбом Swaddling Songs. Звучание альбома характеризуется прекрасными женскими голосами, трогательной мелодикой и прогрессивными гармониями.

Релиз в коммерческом плане оказался провальным и поэтому в 1973 году группа распалась. В 1997 году вышел сборник записей с 69 по 70 год под названием The Virgin Prophet, который также представляет интерес, так как качество материала на нем тоже очень высокое.

Gygafo

Об этом одноальбомном коллективе известно мало, но я все же считаю, что их альбом Legend Of The Kingfisher, который был записан в 1973-м, а выпущен только в 1989-м, вполне достоин того, чтобы с ним ознакомиться. У группы необычное название, правда? Получили они его, когда на одном из прослушиваний для известного лэйбла управляющий не стерпел и выпалил: «Get Your Guitar And Fuck Off».

При прослушивании может показаться, что для 73 года парни звучали довольно архаично – это и так и не так. Альбом очень неровный и даже слегка какой-то размытый, но на нем немало волшебных моментов и интересных ходов. Есть и невнятный кислотный фузз (And A Timne Tot Hink (Box 1)), и странноватый недохард (Nineteen Eighty Four). Но главное здесь то, что на нем есть такие прекрасные прог-фолковые номера как A Room With A View и Legend Of The Kingfisher. В них целиком раскрывается потенциал группы – классные мелодии, вдохновленные классикой клавишные, сбалансированность и оригинальность подхода. Прослушав этот альбом вы не потеряете время впустую.