При выборе треков для альбома Rammstein советуются не только со своей звукозаписывающей компанией. Мнение друзей, для которых они играют готовые песни, и особенно мнение поклонников очень важны для них. Небольшая группа фанатов смогла услышать готовый альбом Mutter ещё до его релиза. В фан-клубе группа сыграла секретный концерт, на который не допустили даже представителей Motor Music. От реакции аудитории на отдельные песни зависело то, какие треки музыканты должны окончательно включить в альбом.

Песни, которые они, наконец, продемонстрировали общественности, звучали как настоящий Rammstein. Вновь произошло столкновение поп-гармоничности и тяжёлых гитарных рифов, но в этот раз не так грубо и бурно, как на двух первых альбомах. Позже гитарист Пауль Ландерс в интервью Rock Hard для издания от 06/04 рассказал:

Теперь я не знаю, что лучше, а что хуже. Факт в том, что, по меньшей мере, Herzeleid звучит более сыро‚ а Mutter, наоборот, слаженно, более выработанно. Разумеется, тогда Herzeleid был в более экстремальном положении, чем Mutter годы спустя. Нельзя забывать, когда были выпущены альбомы. Mutter появился в то время, когда большинство других рок-групп выпускали диски, которые звучали так же хорошо или лучше наших песен. Поэтому Mutter — не великое достижение, вошедшее в историю. Спустя время Herzeleid кажется мне более милым, и сегодня я не думаю: Ух ты, вот это звук!

Mutter действительно сильно связан с более доступной по сравнению с дебютным альбомом предшествующей пластинкой. И, как и пять лет назад, для записи Engel Тилль Линдеманн вновь пригласил в студию Бобо, вокалистку группы Bobo in White Wooden Houses, которая в этот раз исполнила вместе с ним песню Nebel. Другой гостьей стала дочь Рихарда Круспе Кира Ли, которую также можно услышать на Live aus Berlin в песне Tier. В новом альбоме она вместе с Тиллем исполнила припев песни Spieluhr.

Следующая параллель с предшествующим альбомом состоит в том, что группа в песнях Mutter использовала несколько семплов, а также музыкальные трюки, например, в Adios. В этой песне Тилль Линдеманн на заднем плане поёт короткое «бопбопшубоп», как это было принято во многих американских рок-н-ролл композициях 1950-х и 1960-х годов, и мелодия ведущего голоса сопровождается этим коротким ритмичным стаккато. Таким образом, группа хотела подражать типичному рок-н-ролл-хору той эпохи. Adios с её быстрым, заколачивающим ритмом звучит очень по-американски в стиле новых и популярных в США метал-групп. Создавалось впечатление, что Rammstein будто бы хотели подражать таким группам, с которыми они уже однажды ездили в тур, например, Soulfly в 1999 году. Флаке оспорил это в интервью журналу EMP Merchandising в апреле 2001 года:

Вообще-то нет, мы просто хотели попробовать что-нибудь в ритме рокабилли. Из американских групп больше всего на нас произвели впечатление Korn и Limp Bizkit. Это просто невероятно, что происходит с публикой, когда они играют, — воздух горит. Когда мы выходили на сцену, люди были скорее скованными. Основной ритм этих команд просто
чрезвычайно суров. Тогда мы задумались: мы больше не занимаем новаторских позиций. Нужно следить за тем, чтобы не оказаться в музее.

На следующий вопрос, чувствовали ли они давление со стороны конкурентов, Флаке ответил:

Не напрямую, но почивать на лаврах не стоит. Иначе будут говорить: «Ах да, Rammstein, они тоже ничего», и в то же время думать, что всё было бы в порядке.

В немецкоязычной Европе конкуренция у Rammstein, напротив, убавляется, поскольку речь идёт о шокирующих и провоцирующих текстах. Для Mutter их также придумал Тилль Линдеманн — хоть выбор тем дался ему тяжело, поскольку ощущалось давление со стороны звукозаписывающей компании и менеджмента, которые вновь рассчитывали на грандиозные продажи, как рассказал Пауль Ландерс в интервью группы для еженедельной газеты Die Zeit для издания от 14/01:

Тилль говорит: хорошо, инцест у меня уже был, убийство уже было, кошмарный сон был (…) какие подлости мы уже отметили, куда ещё можно направить корабль?

Но во время беседы Пауль успокоил, что у Тилля есть ещё «много идей в этом направлении».

Это относится и к альбому Mutter, для которого Тилль писал песни глубоко волнующего содержания — как, например, заглавная композиция альбома. В ней речь идёт о ребёнке, который был искусственно выращен из пробирки и глубоко огорчён тем, что не получил материнскую любовь. Поскольку эта песня дала имя альбому, обложка и буклет были оформлены на ту же тематику — с шокирующими мотивами, которые сразу же после появления альбома дали повод для критики СМИ, которые назвали изображения безвкусными и омерзительными.

Камнем преткновения стала, прежде всего, обложка, которая представляет собой фотографию эмбриона, умершего в лоне матери. Внутри буклета компакт-диска музыканты Rammstein изображены в виде огромных заспиртованных мёртвых влажных препаратов, которые — в меньших формах — подготавливают в медицине или биологии к консервированию частей тела животных и людей. Флаке в интервью EMP Merchandising в апреле 2001 года рассказал, как проходили съёмки:

Мы случайно увидели в журнале фотографии Гео и Даниэля Фукс. Супружеская пара специализировалась на фотографии научных препаратов как живых существ. При этом их работы больше направлены на эстетику, они выглядят очень мирно и красиво, а не как
готический уголок ужасов. Мы связались с ними, и они согласились пофотографировать нас: наконец кто-то живой! Фотографии были сняты в специальной студии с большим круглым стеклянным сосудом, похожим на огромный аквариум. Мы погрузились в воду и приняли соответствующие позы. На протяжении двух дней от четырёх до шести часов мы могли выходить на поверхность, чтобы только сделать глоток воздуха. Но мы получили огромное удовольствие. Находясь так долго в воде, чувствуешь себя невесомым, будто в космосе.

Розыгрыш | Книга «Rammstein. Горящие сердца»

Роккульт совместно с издательством АСТ разыгрывает 2 книги Михаэля Фукс-Гамбёка и Торстена Шатца «Rammstein. Горящие сердца» за простые и привычные...