Ранние годы

Музыкант родился в Лондоне, но его детство и юность связаны с другим районом страны, а именно с полуостровом Виррал, территориально расположенным недалеко от Ливерпуля.

Именно в тех краях Пол рос, взрослел и увлёкся музыкой. Правда, вдохновляло юношу отнюдь не творчество знаменитой четвёрки из славного соседнего города. Хамфрис интересовался, главным образом, немецкой музыкальной сценой – Kraftwerk, Neu!, Can были его кумирами. Если же говорить о соотечественниках, то Пол увлёкся ранним эмбиентом и работами Брайана Ино.

В середине 1970-х Хамфрис побывал участником нескольких музыкальных проектов, в основном, ориентированных на прогрессив-рок. Всё изменила встреча с Энди МакКласки. Вместе они начали экспериментировать с электронной музыкой и, в конце концов, назвали свой творческий союз Orchestral Manoeuvres In The Dark. Подобная вывеска однозначно давала понять всем интересующимся, что Энди и Пол не панки, чего парни и добивались.

Orchestral Manoeuvres In The Dark. Золотой период

Группа со столь цветастым названием (“формой”), как это ни удивительно, оказалась способна добиться ещё и весомых творческих успехов (“содержания”).

На первых порах Пол и Энди не имели достаточно денег (да и синтезаторы тех лет не отличались совершенством и простотой), поэтому порой им приходилось даже использовать в работе самоделки. Задокументирован этот период в их творчестве дебютным синглом Electricity (1978, вышел на легендарном лейбле Factory Records) и первым полноценным альбомом, названным так же, как и сама группа.

Вскоре в распоряжении коллектива появилось более качественное оборудование, а в состав Orchestral Manoeuvres In The Dark (далее – просто OMD, ради экономии места) стали вливаться новые участники.

Перед записью второго студийника (Organisation) официальным членом группы стал ударник Малкольм Холмс. Один модный (во всех смыслах) вокалист спустя пару лет заявит, что OMD, дескать, испортились, пригласив живого ударника. Этого вокалиста звали Дэйв Гаан, чей коллектив на тот момент ещё творил в рамках “истинного синт-попа”. Настанет пора (правда, не сразу), когда Дэйв сам захочет, чтобы его группа, Depeche Mode, начала использовать настоящие ударные, и будет говорить, как ему эти нововведения по кайфу. Так что всему своё время, а мы оставим слова мистера Гаана времён начала 1980-х на его совести.

Четвёртым участником OMD недолго пробыл Дэвид Хьюз, но перед записью третьего, самого известного альбома группы (Architecture & Morality) его место надёжно занял Мартин Купер, клавишник и саксофонист.

Малкольм и Мартин, несомненно отличные музыканты-инструменталисты и надёжные товарищи, но движущей силой по-прежнему выступали Энди и Пол. Они оказались одним из лучших творческих дуэтов “новой волны”, да и в истории британской музыки в целом им по праву должно принадлежать видное место. Увы, при словах “творческий дуэт” применительно к рок-музыке чаще всего вспоминают парочки “вокалист-гитарист” (Джаггер-Ричардс, Моррисси-Марр, Браун-Сквайр и т.п.). Но дуэты могут быть и другие, и OMD этому прекрасный пример.

Главным певцом в команде всегда являлся Энди, и это естественно. Пол объективно не самый сильный вокалист. Но, в некоторых случаях, клавишник тоже исполнял партию лид-вокала. Самые известные примеры – песни Souvenir, (Forever) Live and Die, Secret, Stay With Me и первый хит группы – Electricity (которую Хамфрис и МакКласки исполнили вместе).

Пол и Энди отлично дополняли друг друга. Экспрессивный, пышущий энергией, артистичный фронтмен и заметно более тихий, сдержанный и будто бы застенчивый Хамфрис (впрочем, перечисленные качества отнюдь не мешали ему являться одним из талантливейших мелодистов 1980-х). Клавишник по этому поводу шутливо отзывался, что два Энди поубивали бы друг друга, а два Пола не наработали бы много. А так получилось гармоничное и продуктивное сочетание.

Тем не менее, в какой-то момент отношения лидеров дали трещину. Важным звеном в цепи стала неудача экспериментальной пластинки Dazzle Ships, посвящённой эстетике радио и других видов связи, а темой главного сингла которой являлись вопросы генной инженерии. В ретроспетиве альбом стал оцениваться гораздо выше, но тогда, в 1983-м, публика его не приняла. В результате, творчество OMD повернуло в более коммерческое русло, парни покорили американский рынок и приняли на борт своего корабля ещё двух человек — братьев Уэйр. Но вслед за этим настал творческий кризис, а слишком коммерческий характер музыки притомил Хамфриса.

Группа промаялась ещё несколько лет, теряя былую популярность. В итоге, парни были вынуждены выступать на разогреве у Depeche Mode в ходе их знаменитого турне 101 (в том числе и на последнем его концерте, на стадионе Rose Bowl в Пасадене, запечатлённом на легендарном видео). Ирония судьбы заключалась в том, что на создание Depeche Mode Винса Кларка (ко времени описываемых событий уже покорявшего чарты с Erasure) вдохновила композиция Almost, би-сайд с уже упоминавшегося сингла OMD Electricity. Теперь же, десять лет спустя, “депеши” возносились к звёздам, а OMD, напротив, находились в состоянии свободного падения. Возможно, именно эти выступления с Depeche Mode способствовали тому, что Пол Хамфрис загрустил окончательно и вскоре объявил о своём уходе из родной группы.

The Listening Pool

Пол покинул OMD отнюдь не в одиночестве, компанию ему составили Малкольм Холмс и Мартин Купер (братья Уэйр ушли ещё раньше). Троица организовала новый коллектив, получивший название The Listening Pool.

Здесь в полной мере нашли отражения слова самого Хамфриса, что “два Пола не наработали бы много”. Бремя главного сочинителя оказалось для клавишника, ставшего теперь ещё и лид-вокалистом, очень тяжёлым.

Холмс, Купер и Хамфрис ушли из OMD в 1989-м. Первый (и единственный) студийный альбом их нового проекта увидел свет в 1994-м (справедливости ради, стоит уточнить, что тут не обошлось без юридических препирательств с Virgin Records, издававшими продукцию OMD). Музыка на нём представляла собой милый, непритязательный синт-поп, умело приправленный саксофоном и акустическими ударными. Диск не имел коммерческого успеха.

Музыканты собрались было работать над новым альбомом (предварительно обозвав его Satellite), но передумали и разошлись в 1996 году. Для сравнения, МакКласки, сохранивший за собой название OMD, за тот же временной промежуток выпустил три альбома, пытаясь осовременить звучание и заигрывая ради этой цели даже с брит-попом. Популярность последнего, однако, вынудило-таки неугомонного Энди распустить ансамбль и заняться продюсерской деятельностью.

Onetwo

Пол Хамфрис, тем временем, создал новый проект вместе с солисткой группы Propaganda Клаудией Брюкен. Их союз оставался безымянным до 2004 года, затем дуэт назвался Onetwo. Пол и Клаудия под этой вывеской выпустили EP в 2004 году и полноформатный альбом в 2007-м. Саунд оказался заметно более электронным, чем у того же The Listening Pool.

27 апреля 2008 года Onetwo приезжали в Россию, где в московском клубе Точка выступили на разогреве у группы Mesh.

Воссоединение Orchestral Manoeuvres In The Dark

К моменту визита в Москву, правда, OMD уже официально воссоединились (в составе МакКласки-Хамфрис-Холмс-Купер), о чём было объявлено в 2006 году. Первоначально музыканты катали обычные реюнион-туры, где целиком исполняли альбом Architecture & Morality и лучшие хиты. Но потом почувствовали, что способны на большее, и записали уже два новых студийных альбома, которые получили высокие оценки критиков. На какой-то момент деятельность OMD была приостановлена из-за сердечного приступа, перенесённого барабанщиком Малкольмом Холмсом прямо на сцене во время концерта в Торонто 19 июля 2013 года.

Джон Доран из онлайн-журнала The Quietus об OMD:

Грубо говоря, если Энди является интеллектом и инстинктивной природой группы, то Пол – её сердце.