Предыстория
Записи альбома The Works предшествовал перерыв в деятельности Queen, вызванный занятостью участников в сольных и сторонних проектах.
Непосредственно работа над пластинкой происходила с августа 1983-го по январь 1984-го. Впервые Queen записывались на американской земле.
Параллельно с этим менеджер Джим Бич предложил группе создать саундтрек к фильму «Отель “Нью-Хэмпшир”». Музыканты сначала согласились, но позже оказалось, что работа над саундтреком идёт в ущерб подготовке альбома, посему Queen сосредоточились на своих собственных делах и оставили идею написать музыку к указанному фильму.
Название альбома, The Works, возникло благодаря фразе Роджера Тейлора, брошенной в начале работы: “Let’s give them the works!”
После во многом синтетического Hot Space альбом The Works представлял собой возвращение Мэя и Тейлора к рок-саунду с сохранением влияний ретро-футуристичного немецкого электропопа (благодаря Фредди Меркьюри) и нью-йоркской фанк-сцены (благодаря Джону Дикону).
The Works стал первым студийником Queen, изданным на CD.
1. Radio Ga Ga
Первый главный хит альбома. Изначально песня называлась “Radio ca ca” – именно таким образом сынишка Роджера Тейлора припечатал британское радио. Талантливый папа не оставил это замечание без внимания, и скоро у него созрел замысел композиции, основу которой Роджер создал, запершись на три дня в студии с драм-машиной и синтезатором.
Вообще-то Тейлор планировал выпустить песню сольно, но демо-версию услышали коллеги, распознавшие хитовый потенциал творения. Джон Дикон добавил басовую линию, а Фредди перестроил трек музыкально и лирически. Впрочем, записана в выходных данных Radio Ga Ga всегда была на Тейлора единолично (всё-таки он автор), а Меркьюри выступил скорее в роли аранжировщика.
В итоге получилась вещь на стыке синти-попа и рок-н-ролла, пригодная для исполнения на стадионах. Весь бэк-вокал, кстати, записан Тейлором.
Radio Ga Ga была первым синглом с The Works и быстро обрела популярность, став одним из обязательных концертных номеров Queen. Самое знаменитое живое исполнение состоялось на фестивале Live Aid, когда ритм композиции в ладоши выстукивали более 70 тысяч человек.
Не менее известен и клип на песню, содержавший фрагменты легендарного немого фильма “Метрополис” Фрица Ланга и документальные кадры Второй мировой войны.
2. Tear It Up
Песня написана Брайаном Мэем, и демо-версия содержит вокал в исполнении именно гитариста, а не Фредди. Данная композиция выглядит попыткой возродить и переосмыслить звук Queen ранних лет, а также содержит перкуссию, напоминающую о We Will Rock You и наполняющую музыку энергией.
При исполнении песни во время The Magic Tour Брайан Мэй сначала играл интро из другого творения Queen – Liar – и только затем переходил непосредственно к Tear It Up.
3. It’s a Hard Life
Третий сингл с альбома. По признанию Мэя и Тейлора, для них это одна из любимейших вещей, написанных Фредди, что не мешает им ненавидеть чересчур помпезный видеоклип на песню (в чём с ними солидарен и Дикон).
Мэй сочинил часть текста к It’s a Hard Life. Вступление к песне основано на строчке из оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло.
Композиция также имеет некоторые точки соприкосновения с Play the Game, и сделано это умышленно. Меркьюри в It’s a Hard Life играет на пианино, в звучании активно используются гармонии – в общем, песня записана по лекалам первых альбомов Queen, тех самых, на которых стояла пометка “no synthesizers”. К 1984 году группа переменила свою позицию и синтезаторы задействовала уже весьма активно, поэтому It’s a Hard Life была своеобразным реверансом в сторону фанатов-традиционалистов, неодобрительно взиравших на “новый курс”.
4. Man on the Prowl
Трёхаккордное рокабилли, сочинённое Меркьюри и похожее на Crazy Little Thing Called Love. Мэй записал соло с помощью Fender Telecaster, а сессионный клавишник Фред Мэндел исполнил завершение на пианино. Man on the Prowl, равно как It’s a Hard Life и Tear It Up, является на The Works “зоной, свободной от синтезаторов”. Песня планировалась в качестве пятого и финального сингла с альбома, но группа сделала выбор в пользу рождественской записи (Thank God It’s Christmas).
5. Machines (Or ‘Back to Humans’)
Наравне с Radio Ga Ga самая «электронная» вещь на The Works. Задумана Тейлором, которого поддержал Мэй. Брайан же и завершил композицию. Песня спета как дуэт между Меркьюри, записанный дважды (и поющим в гармонии с самим собой) и роботизированным Тейлором. Инструментальный ремикс на Machines содержит сэмплированные части из таких композиций Queen, как Ogre Battle, Flash, а также Goin’ Black в исполнении Larry Lurex (де-факто Queen без Дикона).
6. I Want to Break Free
Второй главный хит альбома и второй сингл с него. Существует три версии песни – сингловая, альбомная и удлинённая. Но композиция известна главным образом благодаря видеоклипу, в котором участники группы, переодетые в женскую одежду, пародируют популярную мыльную оперу «Улица Коронации».
Впрочем, только этим клип не ограничивается: зрителей восхитила балетная часть, где Фредди предстаёт в образе Вацлава Нижинского.
Меркьюри решил провести связующую линию между клипом и концертами и на выступлениях появлялся в образе домохозяйки из видео, постепенно снимая с себя женские предметы одежды. В Рио, например, такое представление пришлось зрителям не по нраву, и они забросали группу камнями.
В некоторых интервью журналисты желали выведать, не является ли песня скрытым намёком на гомосексуальную ориентацию Фредди. Певец, всегда избегавший разговоров о своей личной жизни, спокойно отвечал, что главная тема – всё-таки желание вырваться из рутины. Кроме того, не он эту песню написал. Автор I Want to Break Free – примерный семьянин Джон Дикон, придумавший её под впечатлением от мужским взглядов на феминистическое движение.
В дальнейшем композиция стала гимном Африканского Национального Конгресса.
7. Keep Passing the Open Windows
Написана Меркьюри в 1983 году. Единственная песня из несостоявшегося саундтрека к фильму «Отель “Нью-Хэмпшир”», вошедшая в итоге в The Works. Сопродюсером выступил менеджер группы Джим Бич.
8. Hammer to Fall
Четвёртый и последний сингл с альбома. Ещё одна рок-запись, сочинённая Мэем, исполнявшим композицию также и в ходе сольных туров. Синтезаторные партии сыграны Фредом Мэндалом, а большинство вокальных гармоний записано Брайаном самостоятельно. Тем не менее лид-вокал исполнил Фредди.
Концертные исполнения песни по темпу быстрее студийных.
Видеоклип на Hammer to Fall содержит запись выступления группы в Брюсселе, но звук в нем студийный. Композиция полюбилась слушателям и исполнялась как на Live Aid, так и в ходе Magic Tour.
9. Is This the World We Created…?
Написана Меркьюри и Мэем в Мюнхене под влиянием новостей о бедности в африканских странах. Большую часть текста написал Фредди, а Брайан отвечал за аккорды и некоторые лирические дополнения. Эта песня является самой короткой на альбоме, но в то же время одной из наиболее популярных. На фестивале Live Aid её исполняли на бис.