Знаменитый гитарист-виртуоз Джон Маклафлин ярко проявил себя в таких музыкальных направлениях, как джаз-фьюжн, джаз-рок, world music, фламенко и даже в экзотическом стиле рага-рок, возникшем в результате синтеза рока и индийской музыкальной культуры. Маклафлин сотрудничал с известным джазовым музыкантом Майлзом Дэвисом, основал джаз-роковую группу The Mahavishnu Orchestra, создал акустический проект Shakti, а также составил знаменитое акустическое трио вместе с двумя другими прославленными гитаристами – Пако де Люсией и Элом ди Меолой.

Джон Маклафлин: факты

  1. Мать Джона Маклафлина была скрипачкой, поэтому к музыке его приучали с самого детства. С 9 лет он начал учиться игре на фортепиано, с 11 – взялся за гитару. Джон знакомился с самыми разными музыкальными направлениями. По его собственному признанию, Между 11 и 16 годами он познакомился со всеми основными музыкальными культурами, которые сформировали его последующую жизнь в музыке (блюз, фламенко, индийская музыка, джаз).
  2. В 1970 году Маклафлин познакомился с неоиндуистским проповедником Шри Чинмоем и стал его последователем. Гуру дал музыканту духовное имя Махавишну.
  3. Во время выступлений в составе The Mahavishnu Orchestra музыкант стал активно использовать гитару с двумя грифами, что стало впоследствии его отличительной чертой. С 1971 по 1973 Маклафлин играл на двухгрифовом Gibson EDS-1275, затем перешёл на гитару Double Rainbow, изготовленную фирмой Rex Bogue. На ней он играл до 1975 года. Полный список задействованных им инструментов занял бы слишком много места.
  4. Акустический проект Маклафлина Shakti объединяет индийскую музыку с элементами джаза и может рассматриваться как пионер жанра world music. Его созданию предшествовало несколько лет «идейной» подготовки – всё это время музыкант активно изучал индийскую классическую музыку.
  5. За участие в проекте The Guitar Trio, чей концертный альбом Friday Night in San Francisco имел невероятный для инструментальной музыки успех, Маклафлин удостаивался не только панегириков, но и критических стрел. Некоторые музыкальные «знатоки» отметили излишнюю сухость импровизаций, добавив также, что для безукоризненной игры фламенко необходимо иметь испанские корни и темперамент.
  6. «Человек был бы идиотом, чтобы не ценить технику Маклафлина. Он управлял гитарой, как если бы это был пулемет. Я всегда в восторге от его соло, которые я слышу, или способов, которыми они извлекаются. Я не думаю, что могу обвинить его, хотя бы из-за затраченных количества времени и усилий для того, чтобы играть на музыкальном инструменте так быстро. Я думаю, что если кто-то сможет играть так быстро — это будет просто замечательно. И я уверен, что 90% подростков Америки согласятся с этим», – сказал о Маклафлине Фрэнк Заппа.

Стоит также вспомнить и некоторые интересные мысли и замечания самого мэтра, высказанные им в различных интервью.

Джон Маклафлин: цитаты

  • Я вырос без какого-либо религиозного образования вообще. Я вступил в Общество теософов, потому что у них была превосходная библиотека. Мой аппетит разыгрался, когда я обнаружил удивительную глубину в индийской мысли и философии. Я узнал о Рамана Махарши, личность которого произвела сильное впечатление и продолжает оказывать большое влияние на меня. Далее я прочитал Рамакришна, Вивекананда, Премананда и Шри Нисаргадатта Махарадж. Когда же я услышал индийскую музыку, это также стало откровением для меня. В первую очередь меня поразила ее красота и мастерство импровизации, которое одинаково присуще и Югу и Северу. Значимость этого для моей джазовой музыки была огромной – я понял необходимость овладеть этим мастерством импровизации.
  • Невозможно быть одним в музыке и другим – в жизни. Слушатель всегда узнает, что чувствует исполнитель или композитор, к чему питает склонность. Это естественно.
  • Я считаю, что мы живем в «глобальной деревне», и она по необходимости мультикультурна. Все мы люди, и различия между нами поверхностны. Настоящей проблемой является идеология. Политическая ли, религиозная, она всегда разделяет людей. Но, назло пессимистам и негативистам, в мире находятся замечательные человеческие существа. И это вдохновляет меня как ничто другое.
  • Математические формулы ритма универсальны. Они не принадлежат какой-то одной культуре. Это правда, что чувственность ритма соединяется с математическим складом ума в Индии. Это не случайность, что Индия дала миру великих атомных инженеров, математиков и астрономов – особенно в двадцатом столетии. Там есть обсерватория, в которой много сотен лет назад были вычислены орбиты планет. Так что можно сказать, что здесь музыка развивалась на более интеллектуальном уровне, чем в джазе, например.
  • Как только вы понимаете, что мы здесь лишь на несколько лет, признание реальности настоящего момента становится частью вашей повседневности. Этого достаточно, чтобы остановить падение в опасную рутину. Я сказал «опасную», так как наши жизни, и музыка не исключение, наполнены рутиной; но нельзя позволять ей доминировать, особенно в искусстве. Импровизация – один из важнейших аспектов музыки, поскольку имеет дело только с настоящим моментом времени.
  • Мы достигли большого успеха с Mahavishnu. Но когда я образовал Shakti, я бы сказал, особых перспектив не просматривалось. После того, как я ушел из Mahavishnu – очень мощной электрической группы – я оказался сидящим на ковре с индийскими музыкантами. Все думали, что я тронулся рассудком. Этот переход далеко не с радостью был воспринят записывающей компанией, моим агентом и менеджером. С точки зрения искусства, я был уверен, что это прекрасно, но они все думали, что я сумасшедший. Это не было радостным известием для них.
  • Я счастлив видеть эволюционную роль, которую играет музыка, будь-то панк или рок-музыка. Например, рок-музыка помогла разрушить Берлинскую стену. Рок стал lingua franca для молодых людей и это просто замечательный, объединяющий и оздоровительный процесс. Поэтому я абсолютно и безоговорочно верю в музыку. Я чрезвычайно взволнован и возлагаю большие надежды на ее будущее.