Пестривший именами на афише фестиваль Mad Cool привлек огромное количество людей – суммарно было продано 240 тысяч билетов. Для испанского (пусть и столичного) мероприятия – это значительная цифра. Казалось, фееричность действа будет зашкаливать. Но уже после первого дня федеральные каналы, вторя друг другу, рассказывали о настоящем хаосе и отвратительной организации, а социальные сети заполонили возмущенные посты посетителей. В то же время каждое утро территорию покидали тысячи и тысячи абсолютно счастливых людей, которым, казалось, все проблемы были нипочем. Так каким же все-таки был фестиваль – mad, cool или всего понемногу?

Лайн-ап


Начнем с самого главного: с музыки. Лайн-ап просто был призван удовлетворить самую разную публику. В одном фестивале схлестнулись и инди, и альтернатива, и электроника. При этом было очень забавно наблюдать, как четко делилась аудитория, в первую очередь, по возрастному признаку.

Хедлайнерами первого дня стали Pearl Jam, и им единственным разрешили выступать два часа. Посмотреть на группу собрались люди в возрасте 40 и старше, что вполне логично, учитывая годы расцвета гранжа. Многие фанаты приехали из других городов и стран только ради Веддера и компании. Зал откровенно сходил с ума от восторга. И двух часов было катастрофически мало – на стадионах команда всегда играет более трех. В то же время, было достаточно мальчиков и девочек от 20 лет, которые негодовали и недоумевали, почему до шоу их фаворитов Kasabian так долго ждать. Такая же ситуация наблюдалась, когда в одно время на разных сценах выступали Arctic Monkeys и Alice in Chains: поколение постарше развернулось в сторону малой сцены, помладше осталось ждать Мартышек.

В целом почти всегда была альтернатива, если хедлайнер оказался не в твоем вкусе. Иногда и не одна: пока на главной сцене играли Depeche Mode, на малых выступали Black Rebel Motorcycle Club и Rival Sons. В моем случае выбор был не из простых.

Организация

Вот тут-то и начинаются проблемы. Первый день стал откровенным провалом. Очередь на вход растянулась на несколько километров. Запуск задержали почти на час, хотя после его старта команда старалась работать максимально оперативно. Для входа на сам фестиваль нужны были специальные браслеты. Жители Евросоюза получили их по почте заранее, а остальным пришлось забирать их на месте. И потерять еще один час. В итоге первую группу удалось послушать не всем.

В этот же день на всей территории были проблемы со связью. Телефоны плохо ловили, поэтому связаться с друзьями было нереально. Мало того, не работали и терминалы безналичной оплаты. С учетом стоимость мерча и напитков в барах эта проблема была ощутимой.

Получить доступ к воде тоже было нелегко – и это при жаре в 32 градуса! Маленькие бутылочки по 0,3 заканчивались моментально, а очереди в бары были немалые. Единственный выход — литровые стаканы пива, но и до них еще надо было добраться. Хотя по своему опыту могу сказать, что большинство людей просто не дошло до самых дальних прилавков, и там пробиться к стойке было не так сложно.

Утром во второй день организаторы признали свои ошибки и принесли извинения. Изменения были налицо: карты стали принимать почти всюду, очереди сократились, появились краны с бесплатной питьевой водой.

Расположение сцен

Здесь были и плюсы, и минусы. Главные сцены находились в шаговой доступности друг от друга, поэтому далеко ходить не приходилось. Да даже и к маленьким не нужно было бежать по полчаса.

Но близкое расположение площадок одновременно было и минусом: звуки, доносящиеся с одной сцены, перекрывали другую. Наверно все слышали о том, что Massive Attack даже были вынуждены отменить выступление из-за слишком громких Franz Ferdinand. KOKO Stage и Radio Station Stage вообще находились на расстоянии в 300 метров друг от друга, поэтому просто заглушали друг друга. Это очень непродуманно, признаю.

Территория

Помимо сцен, на фестивале были предусмотрены разные активности: маркет с винилом и одеждой, модные показы, бары, стойки спонсоров и, главное, огромное колесо обозрение, которое и напоминало о знаменитой Коачелле. Хотя территория и не казалось очень большой, обойти ее целиком за три дня так и не удалось, потому что просто невозможно было оставить сцены. Но те, кому вдруг надоело слушать музыку, могли найти себе другое занятие.

Аудитория

Несмотря на огромное количество народа, никакой давки не было. Если не стремиться попасть в первый ряд, то в принципе и очередь заранее занимать не нужно. В последний день я ушла от главной сцены после выступления Queens of the Stone Age, послушала Black Rebel Motorcycle Club и Rival Sons на сценах у выхода, а потом спокойно вернулась к главной на Nine Inch Nails и стояла достаточно близко. Люди спокойно пропускали друг друга, не толкались и извинялись, если случайно наступали на ногу.

Транспорт

Добраться до Mad Cool было легко – на метро, электричке или автобусе. А вот уехать домой непросто. Фестиваль заканчивался в четыре утра, многим хотелось уйти после хедайнеров, в два или три. К услугам зрителей была одна ветка метро, на которой работали только две конечные станции, или фестивальный автобус. Несмотря на то, что и подземка, и наземка везла в общем-то в центр, этот вариант спасал немногих: от остановок все равно приходилось брать такси до дома.

Во многих европейских городах метро в выходные работает круглосуточно, но только не в Мадриде. Власти разрешили оставить открытой только одну ветку, а за работу остального транспорта без перерывов попросили денег у организаторов. А те, конечно, не могли себе позволить такую роскошь.

Косяк устроителей был исключительно в том, что о работе транспорта они предупредили слишком поздно, поэтому приезжие гости уже не могли поменять место жительства на более удобное. Но уж таков испанский менталитет — все решать в последний момент.

Фестиваль был омрачен и аварией, которая случилась по дороге в центр города. Передняя часть автобуса вылетела с моста над дорогой, а задняя осталась на нем. Кроме самого водителя никто не пострадал.

Погодные условия

Давайте честно, этот фактор уж точно ни от кого не зависит. Лето в Испании жаркое всегда, о чем, по-моему, все знают. Климат в Мадриде в принципе не из приятных: очень сухой и изнурительно жаркий. При этом если днем температура доходит до +34, то ночью резко падает до +18. Тот момент, когда не знаешь, то ли оголяться по максимуму, то ли брать с собой куртку. Но я уверена, что при должной подготовке погода проблемой не станет.

Спасибо организаторам за искусственный газончик на всей территории, благодаря которому земля почти не остывала ночью и не нагревалась днем, а заодно и не пачкала одежду. Но и тут не без минуса: покрытие моментально впитывало пролившиеся жидкости и превращалось в губку. В предпоследний день я в темноте наступила в пивную лужу, а по возвращению домой мои кеды отправились в помойку. Увы!

Трудности перевода

Фестиваль Mad Cool не является международным и никогда не собирался им быть. Он проходит в Испании и в первую очередь для испанцев. По-хорошему, работники имеют полное право говорить на родном языке, но, учитывая обстоятельства, на барах и стойках с мерчем стояли ребята, которые так или иначе говорили на английском. И уж точно могли принять заказ и озвучить цену. Больше от них ничего и не требовалось. Да, книги продавались только на испанском. Но, опять же, мы еще в Испании.

Лучшие выступления

Честно признаюсь, я пропустила двух хедлайнеров и сделала это умышленно. Никаких чувств к Depeche Mode и Arctic Monkeys я не питаю. Да и в целом ехала на фестиваль ради Pearl Jam, Alice in Chains и Nine Inch Nails. И, конечно, осталась в полном восторге от увиденного. Кроме них мне особенно понравились Queens of the Stone Age, Джек Уайт (телефоны, конечно, не отбирали!), Kaleo и Rival Sons. Некоторые выступления транслировались на федеральных каналах, поэтому в Сети легко найти полные записи в хорошем качестве.

Вердикт

Я убеждена, что хорошая музыка сильнее всех проблем и неполадок. Поэтому если на будущий год лайн-ап будет настолько же прекрасен, я, возможно, поеду снова.

Думается, организаторы не ожидали такого наплыва и слабо представляли себе, что такое 240 тысяч билетов. Первый Mad Cool прошел в 2016 году и, хотя имел не менее крутых хедлайнеров, не собирал столько посетителей. Проходивший в те же выходные португальский NOS Alive имеет более длительную историю (с 2006 года), поэтому опыта у устроителей больше, соответственно, и косяков меньше.

Уверена, организаторы Mad Cool учтут все ошибки и смогут избежать их в будущем. Рок победит!