Плох тот музыкальный фотограф, который занимается исключительно механической фиксацией облика музыканта. В наше время это может делать практически каждый. Настоящий музыкальный фотограф создает целый визуальный образ артиста, переводит его музыку на фотографический язык, создает некий миф и решает, каким музыкант предстанет перед аудиторией. Современный мир визуален: сегодня, как ни крути, музыканты вынуждены гораздо больше задумываться о своем имидже, нежели это было, допустим, в первой половине XX века, когда поп-культура еще не была так развита. Именно глазами музыкальных фотографов мы видим кумиров прошлых десятилетий и даже целые музыкальные эпохи, однако немногие знают имена людей, которые не просто фотографировали, а иногда даже пересоздавали наших любимых артистов. Давайте исправим эту несправедливость и узнаем побольше об этих таинственных творцах.

Антон Корбайн

Антон Корбайн является, пожалуй, самым известным фотографом, связавшим свою жизнь с музыкантами. Его стиль узнается моментально: Корбайну свойственно использование зернистой пленки, монохромные, высококонтрастные кадры, мрачные мотивы, расфокус и удачное использование элементов, прочно ассоциирующихся в нашем подсознании с рок-музыкой. На протяжении своей долгой и насыщенной карьеры Корбайн снимал как малоизвестные группы, так и артистов мирового масштаба, выбирая для сотрудничества исключительно тех музыкантов, чье творчество ему нравилось. Именно это субъективное отношение позволяет ему так точно улавливать суть музыки и переводить ее на визуальный язык. Главная заслуга Корбайна – его многолетняя работа с Depeche Mode, плодами которой стали не только фотографии, но и культовые клипы, концертные фильмы и обложки альбомов. Также фотограф плодотворно работал и дружил с U2, Joy Division, Nirvana, Моррисси, Томом Уэйтсом, Ник Кейвом, Metallica, Coldplay, The Rolling Stones и многими другими музыкантами. Жаль, что сейчас Корбайн сосредоточен на съемках художественных фильмов, а музыкальной фотографией занимается лишь изредка и неохотно сотрудничает с новыми артистами.

Ричард Аведон

Заслуги легендарного Ричарда Аведона лежат преимущественно в области фэшн- и селебрити-фотографии, и в его портфолио можно найти практически всех культовых актеров и супермоделей XX века. Стиль Аведона – студийный минимализм. Он принял активное участие в расцвете фэшн-фотографии и создал новые каноны: его модели не смотрели в камеру равнодушным взглядом, а излучали чувства и энергию. Великий портретист успел поработать и с музыкантами. Его самые примечательные творения в этой области – фотографии The Beatles в разные годы, в том числе знаменитый психоделический плакат 1967 года и коллаж из черно-белых портретов, названный “Гора Рашмор”. Позировали Аведону и Боб Дилан, Бьорк, Элис Купер, Фрэнк Заппа, Дженис Джоплин, Патти Смит, Дэвид Боуи и Тина Тернер. Как правило, Аведон снимал портреты на обычном сером или белом фоне и не использовал большое количество декораций, поэтому его работы узнаваемо лаконичны. Тем не менее, даже при таком умеренном использовании дополнительных средств выразительности Аведону удавалось изобразить характер модели и наполнить портрет эмоциями и смыслом.

Энни Лейбовиц

Как и Аведон, Энни Лейбовиц – великий мастер портрета, но уже из более молодого поколения и с диаметрально противоположным, ярким и глянцевым стилем. Некоторые ее работы даже можно принять за кадры из блокбастера: настолько тщательно они продуманы и насыщены деталями. Лейбовиц попробовала себя в таком количестве жанров и поработала со столькими известными актерами, политиками и моделями, что составление полного списка ее звездных гостей заняло бы несколько часов. Среди музыкальных клиентов Лейбовиц были Майкл Джексон, Гвен Стефани, Игги Поп, Мадонна, Стинг и Кит Ричардс. Именно Лейбовиц создала знаменитую обложку Rolling Stone, на которой обнаженный Джон Леннон обнимает Йоко Оно. Этот кадр стал последним профессиональным снимком Леннона. Спустя несколько часов музыкант был убит. В 2005 году Американское сообщество редакторов журналов признало эту фотографию лучшей обложкой за последние 40 лет.

Мик Рок

Далеко не всем поклонникам музыки 70-х известно имя Мика Рока, хотя именно его глазами мы так часто смотрим на сцену тех лет. Рок был личным фотографом Дэвида Боуи и запечатлел практически весь музыкальный пантеон этой насыщенной эпохи: Queen, Лу Рида, Сида Барретта, Игги Попа, Sex Pistols, Ramones, Blondie и многих других. “Человек, который снял семидесятые” – такой почетный титул дали Року музыканты и журналисты. Он проводил с Сидом Барреттом фотосессию, кадр из которой стал обложкой альбома The Madcap Laughs, документировал жизнь Зигги Стардаста, придумывал самый иконический снимок Queen, заставляя Фредди Меркьюри по-разному скрещивать руки. Иными словами, портфолио Рока – лучшая визуальная энциклопедия музыки 70-х. Впрочем, фотограф не остановился на достигнутом и продолжает снимать по сей день. Под прицелом его камеры побывали и более новые музыкальные герои, среди которых The Killers, Kasabian, Queens of the Stone Age, The Chemical Brothers и The Yeah Yeah Yeahs.

Брэд Элтерман

Брэд Элтерман – еще один фотолетописец 70-х. Он начинал с украденной камерой еще подростком, затем бросил школу, чтобы путешествовать с рок-группами и фотографировать их, а в 24 уже открыл одно из первых фотоагентств в Лос-Анджелесе. Элтерман – не относительно академичный Аведон и не сказочница Лейбовиц: правила его мало волнуют, и он предпочитает подлавливать музыкантов в необычных, иногда не самых выгодных и даже слегка провокационных обстоятельствах, поэтому некоторые его снимки, с их резкой вспышкой и почти полным отсутствием ретуши, по стилю напоминают скандальные кадры папарацци. У Элтермана много друзей в музыкальной среде, что позволило ему, например, сделать редкий снимок Джона Леннона и Ринго Старра после распада The Beatles. В съемке современных музыкантов Элтерман придерживается тех же принципов сырой документальности и необычности: Мак Демарко у него красит губы красной помадой, а Мэтт Хили из The 1975 выглядывает из унисекс-туалета.

Чарльз Питерсон

Чарльз Питерсон вошел в историю музыкальной фотографии благодаря своим снимкам эпохи расцвета гранжа. В отличие от предыдущих фотографов, Питерсон снимал преимущественно на концертах и уделял не так много внимания съемке в студии и в любой другой обстановке. Композиция его снимков зачастую неидеальна, но подобная небрежность сказалась на снимках такой тематики положительно и позволила добиться нужной динамичности и эффекта присутствия. На его фотографиях Nirvana, Soundgarden, Alice in Chains, Mudhoney и других героев этих времен много, на первый взгляд, отвлекающих голов и рук зрителей и технических недостатков вроде размазанных шевелюр и пятен света. Судя по фотографиям, Питерсон предпочитает широкоугольный объектив, а это значит, что в поле зрения камеры попадает много лишних деталей. Тем не менее, комбинация всех этих средств позволила ему добиться действительно атмосферных концертных снимков.

Джанет Бекман

Джанет Бекман начинала с изучения молодежных субкультур Лондона, попутно снимая The Clash, Blondie, Echo and the Bunnymen, Sex Pistols, Ramones, The Jam и других музыкантов, значимых для тех или иных течений. Результатом этого исследования, проведенного на рубеже 70-80-х гг., стала книга «Made in the UK: The Music of Attitude», посвященная преимущественно лондонским панкам и модам. Затем Бекман перебралась в Нью-Йорк, где процветал хип-хоп, и сменила специализацию, обратившись к совершенно иным героям вроде Salt-N-Pepa и Run DMC. Этот период творчества фотографа был оформлен в книгу под названием «The Breaks: Stylin’ and Profilin’», состоящую из портретов звезд рэпа и хип-хопа. В настоящее время Бекман уже не занимается подобными крупными проектами, освещающими целую эпоху. На ее сайте можно найти несколько портретов музыкантов, но в основном это малоизвестные артисты, смотрящиеся несколько тоскливо на фоне своих легендарных предшественников, с которыми работала Бекман в былые времена. По крайней мере, на данный момент. Возможно, и эти люди однажды станут иконами и подарят эпохе свои лица.

Пенни Смит

Первым серьезным достижением Пенни Смит было освещение тура Led Zeppelin. В 80-е она начала работать в NME и со временем превратилась в одного из важнейших фотографов рок-музыки. Даже людям, далеким от творчества The Clash, знаком ее поистине рок-н-ролльный снимок Пола Симонона, разбивающего свою бас-гитару о сцену, ставший обложкой альбома London Calling. Смит фотографировала Дэвида Боуи, Игги Попа, Пола Уэллера, Моррисси, The Stone Roses, Blur, Oasis, Radiohead, The Strokes. Снимая легенд, Смит сама стала легендарной в музыкальном сообществе. Можно было бы долго перечислять ее культовых клиентов и обложки альбомов, в создании которых она приняла участие, но давайте просто остановимся на том, что в 2002 году журнал NME провозгласил ее “Богоподобным гением” (почетная категория NME Awards), а эту награду обычно получают музыканты, причем только самые-самые.

Кевин Камминс

Кевин Камминс – еще один фотограф, долгое время сотрудничавший с NME и создавший известные портреты Бьорк, Кортни Лав, Марка Болана, Oasis, Blur, The Stone Roses, Joy Division. Его фотографии были важным элементом становления эпохи бритпопа и мэдчестера. Главный творческий принцип Камминса – постараться сломать барьер, который представляет собой камера, и добиться от артиста, чтобы он смотрел не в объектив, а в глаза фотографу. В этом плане Камминс гордится своими портретами Моррисси: фотосессия прошла настолько удачно, что музыкант забыл о камере и позировал вполне раскрепощенно. Камминс четко представляет образ группы, который хочет создать, и проводит со своими героями много времени, чтобы добиться нужной атмосферы (как минимум 2-3 дня). Однажды он отказался от снимков улыбающегося Йена Кертиса, потому что это не вписывалось в его представление о Joy Division, а как-то раз ушел с концерта Принса без единого кадра, потому что фотографов поставили в очень жесткие условия и заставили снимать не из пита, а из противоположного конца зала.

Боб Груэн

Боб Груэн прославился съемками Джона Леннона во время его визита в Нью-Йорк и успел поработать с целым рядом выдающихся представителей классического рока, среди которых Led Zeppelin, Queen, The Who и Боб Дилан. Многие видели фотографии с Moscow Music Peace Festival, ставшего настоящим прорывом в отечественной фестивальной культуре, а теперь вы еще и будете знать, что некоторые из них сделал именно Груэн, отправившийся в Москву в компании Bon Jovi, Mötley Crüe и Оззи Осборна. Груэн, в отличие от дерзкого Брэда Элтермана, во время съемки ведет себя этично и “не тыкает камерой в лицо”, как заметил Элис Купер. А Игги Поп вспоминает, что Груэн всегда крутился рядом, но не раздражал, поскольку было видно, как работа заставляет его светиться от счастья. Как выяснилось, такой подход тоже имеет свои преимущества, и в работах Груэна чувствуется своеобразная интимность и доверие музыкантов.

Хельмут Ньютон

Хельмут Ньютон еще при жизни стал классиком фотографии. Он совмещал несовместимое, часто работал в жанре ню и руководствовался девизом “Sex sells”. В его фотографиях – роскошь, эротика, загадки и яркие контрасты. Стиль Ньютона считали агрессивным и скандальным, и кому-то это не нравилось, а другие полюбили его работы именно за эту прямолинейность, отличавшую его работы среди фотографий тех времен. Ньютон не специализировался на музыкантах, однако чести поработать с мэтром все же удостоились Дэвид Боуи, Серж Генсбур, Мик Джаггер, Мадонна и Грейс Джонс. Как и следовало ожидать, к изображению женщин фотограф подошел абсолютно по-ньютоновски, а мужчины на его фотографиях выглядят более сдержанно, хотя и тоже с некоторой долей эротичности. Во многих статьях о Ньютоне прослеживается подобная мысль: даже когда на его фотографиях нет ничего выходящего за рамки приличий, они все равно производят какое-то неприличное впечатление.

Терри Ричардсон

На фоне Терри Ричардсона Ньютон – совершенно невинный и изысканный творец. Если Ньютон подходил к обнаженной натуре с изящностью художника, то Ричардсон идет гораздо дальше, шокируя общественность провокационными сюжетами и используя свою фирменную вспышку в лоб, которая резко подчеркивает каждый изъян изображаемого объекта и придает какую-то неприятную натуралистичность даже приличным фотографиям. Ричардсона постоянно критикуют за снимки на грани порнографии, модели боятся его непристойного поведения во время съемок, а в интернете собирают подписи за запрет его публикаций. Тем не менее, поток желающих сняться у Ричардсона не слабеет. К нему идут и актеры, и крупные политики, и прочие всевозможные деятели. Из музыкантов с Ричардсоном работали Джаред Лето и Леди Гага, с которыми фотограф давно дружит, Эми Уайнхаус, Лана Дель Рей, RHCP, Стинг, Мэрилин Мэнсон, Лу Рид.

Гисберт Ханекроот

Гисберт Ханекроот, задокументировавший расцвет музыки 70-х, держался от своих героев на расстоянии, и, возможно, именно это позволило ему найти свое собственное видение и ракурс. Пару лет назад в Москве проходила выставка его работ “От Аббы до Заппы”, и это название показательно. Ханекрооту действительно удалось поработать с легендами от A до Z, причем из разных жанров: Kiss, The Rolling Stones, The Who, Патти Смит, Blondie, Джон Леннон, Боб Марли, Фредди Меркьюри, Лу Рид. Ханекроот пытался пробраться через стену рок-н-ролльного пафоса и грима и создать внутренний, а не внешний портрет. Сейчас он занимается исключительно документальной и стрит-фотографией, объясняя это тем, что музыканты его поколения либо умерли, либо состарились, а те, что до сих пор выступают, делают это только ради денег, и фотограф не хочет разочаровываться.

Нил Круг

Нил Круг – самый молодой фотограф из нашей подборки. Круг известен своим методом обработки фотографий. Если вы видите как будто старинные снимки современных музыкантов, психоделические оттенки, пленочную желтизну, обилие цветов и прочие хиппарские мотивы, скорее всего, это работы Круга. Ретро-стилистика фотографа привлекла Лану Дель Рей, Foals, The Horrors, Hurts, My Chemical Romance, Tame Impala. Попасть к Кругу стремятся в основном исполнители, в творчестве которых есть нечто винтажное, ведь такие кадры приближают их к желанному образу легенд прошлого. Правда, не для каждого музыканта эта эстетика выглядит уместной.