Детство и первые шаги в музыке

18 мая 1949 года у супругов Сирила Фрэнка и Милдред Хелен Уэйкманов родился сын — Ричард Кристофер Уэйкман. Ребёнок рано проявил музыкальные таланты. В пять лет Рик начал играть на пианино, в двенадцать — ознакомился с электроорганом.Где-то лет с четырнадцати Уэйкман начинает играть в полупрофессиональных группах.

В 1968 году Ричард поступает в Королевский колледж музыки. Он изучает фортепиано, кларнет, оркестровку и современные музыкальные течения. Однако через год молодой человек оставляет учёбу ради работы сессионным музыкантом.

Начало карьеры (1969-71)


Рик принялся за работу всерьёз. Самые значимые его успехи как сессионщика — исполнение клавишных партий у Дэвида Боуи (Space Oddity, Life on Mars?, Changes, Oh! Pretty Things), Кэта Стивенса (хит Morning Has Broken), Лу Рида (дебютный сольный альбом), Эла Стюарта. Впрочем, уже будучи участником Yes, он тоже не отказывал другим группам в помощи. Так, Рик работал в студии вместе с Black Sabbath над композицией Sabbra Cadabra.

В 1970 году Уэйкман начинает своё недолгое сотрудничество с фолк-роковой командой Strawbs, сначала как сессионный музыкант (альбом Dragonfly), а затем и в ранге полноправного участника (альбом From the Witchwood). Открывающую песню последней пластинки, A Glimpse of Heaven, Рик называл самой любимой из всего творческого наследия Strawbs.

11 июля 1970 года группа дала концерт в Queen Elizabeth Hall. Уэйкман на этом выступлении представил публике сольную фортепианную пьесу Temperament of Mind. Благодаря этому клавишник удостоился появления на обложке Melody Maker, где его назвали «Звездой завтрашнего дня».

Но уже в процессе записи того самого третьего альбома Рик почувствовал, что участие в Strawbs сковывает его, становится обременительным и для группы тоже. Решением проблем стал телефонный звонок от Криса Сквайра, предложившего клавишнику присоединиться к Yes. Рик с радостью согласился.

Время в Yes

Уэйкман станет в итоге рекордсменом по числу уходов и возвращений в группу. В свой первый заход он записал в составе Yes три альбома, считающиеся классикой прогрессивного рока — Fragile, Close to the Edge и Tales from Topographic Oceans.

Последний из них Рик счёл претенциозным и, при всем своей амбициозности, весьма легковесным. На это наложились осложнившиеся отношения с коллегами по группе, намерение выступать сольно, усталость от интенсивных гастролей и желание проводить больше времени с семьёй (в 1974 году у Рика родился второй сын, Адам). Всё в совокупности привело к уходу Уэйкмана.

Уже в 1976 году Рик возвращается в команду. Сначала его пригласили как сессионного музыканта, но быстро стало ясно, что между Уэйкманом и Патриком Морацем придётся выбирать кого-то одного. В результате, Рик вновь стал полноправным членом Yes. Записав с коллективом альбомы Going for One и Tormato (для которого вроде бы именно клавишник придумал название), Уэйкман ушёл опять.

Следующее возвращение случилось через 10 лет. Сначала Рик объединился с Джоном Андерсоном, Биллом Бруфордом и Стивом Хау в проект, озаглавленный фамилиями музыкантов. А далее следует альбом Union и мировой тур, в котором принимали участие восемь бывших и действующих членов Yes. Гастроли имели успех, но пластинка не оправдала возложенных на неё надежд. Рик снова покидает группу.

В 1996 году случилось самое кратковременное присшествие Уэйкмана в Yes. Рик сыграл на альбоме Keys to Ascention, но в гастрольный тур уже не поехал.

2002 год ознаменовался последним, на данный момент, приходом Рика в Yes. Он оставался в коллективе до тура, посвящённого 35-летию команды. В дальнейшем группа решила продолжить гастролировать, но Уэйкман, во-первых, сам не желал этого, а, во-вторых, врачи запретили ему участвовать в длительных концертных разъездах. В этот раз преемником Рика стал его старший сын — Оливер.

Сольная карьера

Сложно найти более плодовитого музыканта среди известных рокеров, нежели Рик Уэйкман. За свою карьеру он выпустил более 100 сольных альбомов, проданных в общем количестве тиражом свыше 50 миллионов копий.

Самыми известными самостоятельными работами Рика остаются его концептуальные пластинки середины 1970-х годов — The Six Wives of Henry VIII, Journey to the Centre of the Earth и The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table.

Впоследствии Рик обращался к творчеству Оруэлла (альбом 1984), образам знаменитых преступников (альбом Rick Wakeman’s Criminal Record), создал саундтрек к документальному фильму о Чемпионате Мира по футболу 1982 года (G’olé!).

На протяжении всей своей карьеры Уэйкман использовал множество клавишных инструментов — пианино, роялей, электро- и «традиционных» органов, синтезаторов (начиная с Minimoog 1970 года выпуска). Рик любил использовать также и меллотрон.

Личная жизнь

Уэйкман за свою жизнь был женат четырежды, имеет нескольких детей. Старшие сыновья, Оливер и Адам Уэйкманы, тоже стали известными музыкантами.

Неутомимый трудоголик Рик не раз испытывал проблемы со здоровьем. За свою карьеру он перенёс несколько сердечных приступов, один из которых случился после концерта 27 июля 1974 года, на котором Уэйкман исполнял альбом Journey to the Centre of the Earth. Помимо этого, с 1980-х годов Рик страдает от ревматоидного артрита. Что поделать, кисти и пальцы рук гениального клавишника подвергаются колоссальной нагрузке.

С детских лет Рик является поклонником футбольного клуба Брентфорд и даже был его председателем. Аналогичную роль Уэйкман выполнял в ФК Манчестер Сити ещё в то время, когда клуб не имел больших денег и бился за возвращение в Премьер-Лигу.

Вместе с Полом Саймоном и Питером Фрэмптоном Рик в 1978 году инвестировал деньги в американский профессиональный футбольный (имеется в виду соккер) клуб Филадельфия Фьюри, выступавший пару лет в лиге NASL. Эта затея окончилась неудачей.

Наконец, в 1984 году Уэйкман познал прелесть игры в гольф и вот уже 30 лет остаётся её преданным любителем.