24 июня 1944 года в Валлингтоне (Англия) родился легендарный гитарист-виртуоз Джефф Бек. Его юность пришлась на золотой век рок-н-ролла, который и сыграл решающую роль в судьбе музыканта. Как и многие начинающие британские рокеры, к азам будущей профессии он пытался приобщиться в Уимблдонском колледже искусств (Wimbledon Art College) в Лондоне. Но уже через несколько месяцев променял студенческую скамью на практику в «полевых условиях».

Первоначальную репутацию в музыкальных кругах Джефф Бек завоевал, играя в бэк-группе певца Лорда Сатча. После чего благополучно прошел прослушивание в рок-команду Yardbirds, которая только что попрощалась с лид-гитаристом Эриком Клэптоном. Спустя год басист Yardbirds Пол Сэмвелл-Смит выбрал продюсерское поприще, Крис Дрея взялся за бас-гитару, а в команду пришел второй гитарист Джимми Пейдж. Этот блестящий состав, к сожалению такой недолговечный, демонстрировал чудеса исполнительской техники, поражая динамизмом и напором (чего стоит один только трек Over Under Sideways Down). Тандем Бека и Пейджа произвел неизгладимое впечатление и на итальянского режиссера Микеланджело Антониони. Когда Yardbirds исполняли песню Stroll On для его фильма 1966 года Blow-Up, Джеффа попросили разбить гитару. Сцена в фильме заканчивается тем, что обезумевшие фаны растаскивают его инструмент на кусочки.

Из Yardbirds гитарист ушел в конце 1966 года, мотивируя этот шаг тем, что якобы устал от музыки. Изменчивый как ветер, он очень скоро передумал и попытался выйти на самостоятельную дорогу. Его сольным дебютом стал сингл Love Is Blue, обнародованный уже через несколько месяцев. Это был посредственный релиз посредственного артиста (Бек пел сам), и даже верная гитара его не выручила, потому что играл он спустя рукава, оставаясь равнодушным к самой песне. В конце 1967 года он решил попытать счастья с новой командой и собрал Jeff Beck Group. В качестве вокалиста в группу пришел Род Стюарт, на бас-гитаре играл Рон Вуд, за барабанами сидел Эйнсли Данбар. Данбар продержался совсем недолго, уступив место Мики Уоллеру. В самом начале 1968 года с приходом клавишника Ники Хопкинса (Nicky Hopkins) штат был укомплектован.

Jeff Beck Group решительно взялись за блюзовые композиции, которые играли с сокрушительной громкостью, выстраивая диалоги вокала и гитары. Так начал создаваться базовый звуковой стандарт для тяжелого металла. Дебютный альбом Jeff Beck Group Truth (1968) не привлек массового внимания. А между тем это была очень интересная работа и одна из самых удачных в биографии Бека. Мощный вокал Стюарта прекрасно гармонировал со свободными блюзовыми соло гитариста, производившими блестящее впечатление. Свежестью и здоровой агрессией веяло от новых версий его песен Shapes оf Things и Rock My Plimsoul. Второй лонг-плей Beck-Ola, записанный с новым барабанщиком Тони Ньюманом, оказался чуть более успешным. Особого внимания заслуживали на альбоме композиции All Shook Up и Rice Pudding.

В 1970 году Стюарт и Вуд избавили команду Jeff Beck Group от своего присутствия. Их карьера отныне была связана с группой Faces. Джеффу Беку затея с вокальной группой тоже наскучила. У него появилась новая идея — создать сокрушительное инструментальное трио, пригласив в компанию музыкантов группы Vanilla Fudge: барабанщика Кармина Эпписа и басиста Тима Богерта. Но этим планам не суждено было осуществиться: помешала автокатастрофа, надолго оторвавшая музыканта от работы. А когда в 1971 году он вернулся в строй, Эппис и Богерт уже играли в группе Cactus. Джеффу ничего не оставалось, как создать новую инкарнацию Jeff Beck Group. В этой затее принимали участие клавишник Макс Миддлтон, ударник Кози Пауэлл, басист Клайв Шаман и вокалист Бобби Тенч. Заново реконструированные Jeff Beck Group записали две пластинки: Rough and Ready (1971) и The Jeff Beck Group (1972). Ни один из релизов не произвел сильного впечатления на меломанов. На критиков тоже. Остыл к этому проекту и сам лидер команды.

В 1972 году приказала долго жить группа Cactus. Богерт и Эппис вместе с Беком наконец организовали то самое мощное трио, о котором думали еще несколько лет назад. Однако гора родила мышь. Единственный студийный альбом троицы Shapes of Things (1972) подвергся единодушной критике, причем повсеместно. Слишком гладкие аранжировки и откровенно слабый вокал заслуживали справедливых нареканий. В 1973 году, успев выпустить в Японии единственный концертный альбом, трио расформировалось. После краха очередного своего предприятия Джефф Бек полтора года вел тихую, почти затворническую жизнь, которую прервал не в пример громким релизом — альбомом 1975 года Blow by Blow. Инструментальный диск в стиле джаз-фьюжн, рожденный под опекой продюсера Джорджа Мартина, получил очень сильные рецензии. Над новым лонг-плеем Бек колдовал в компании Жана Хаммера, бывшего клавишника Mahavishnu Orchestra. Из старой гвардии присоединился к нему только композитор и клавишник Макс Миддлтон, который предоставил для альбома две оригинальных композиции. Два довольно сильных номера они написали в соавторстве, а также сделали изобретательные аранжировки She’s a Woman The Beatles и двух вещей Стиви Уандера. Альбом Blow By Blow остается одним из авторитетнейших канонов инструментальной рок-музыки.

Следующая пластинка Wired вышла в 1976 году и сопровождалась туром, в который Джефф Бек отправился на правах хэдлайнера вместе с группой Хаммера. Тур задокументирован на альбоме 1977 года Jeff Beck with the Jan Hammer Group — Live. Утомленный гастролями, по возвращении в Лондон музыкант хранил молчание больше трех лет. Пауза была прервана в 1980 году с выходом альбома There and Back, который создавался при поддержке коллег по туру Jan Hammer Group. По традиции растягивая отдых между релизами, на этот раз Бек выдержал паузу в пять лет. И вернулся, конечно, не с пустыми руками, а с новым диском Flash (1985), продюсирование которого доверил Найлу Роджерсу. Альбом стал кульминационной точкой в коммерческой карьере гитариста. Вовсю флиртуя с поп-роком, Бек обратился за помощью к самым разным вокалистам, чем привлек небывалое внимание меломанов. На звание хит-сингла тянула только одна композиция — People Get Ready, которую исполнил Род Стюарт. Однако фавориты у рядовых слушателей и профессионалов оказались разными — организаторы церемонии Grammy наградили другой трек — Escape как лучший образец инструментального рока.

Самым значительным событием 1987 года стала для Бека запись партии лид-гитары для второго сольного альбома Мика Джаггера Primitive Cool. А между диском Flash и новой студийной попыткой снова пролегли долгие годы. Лонг-плей с замысловатым названием Guitar Shop with Terry Bozzio and Tony Hymas Джефф Бек представил в 1989 году. Фантастическая слайд-гитара Бека с ловкостью управлялась как с хард-роком, так с блюзом и реггей. Публика отреагировала на релиз довольно вяло, а вот критики рассыпались в комплиментах. Не остались равнодушными и устроители Grammy. С церемонии музыкант снова ушел победителем как лучший исполнитель инструментального рока. В новом турне его компаньоном становится гитарист Стив Рэй Воэн. А на смену гастрольной лихорадке приходит период затишья.

В 1992 году музыкант участвует в записи камбэка Роджера Уотерса Amused to Death. А через год представляет лонг-плей Crazy Legs, трибьют Джину Винсенту и его лид-гитаристу Клиффу Гэллапу, записанный с группой Big Town Playboys. Чем более опытным и зрелым музыкантом становился Джефф Бек, тем реже радовал своих поклонников новыми записями. В 90-е годы его страсть к автомобилям достигает маниакальной остроты, он отдает им почти все свободное время. Но это не значит, что его гитара пылится где-то в углу. Как минимум два часа игры — обязательный пункт в его ежедневном расписании. В 1995 году Джефф Бек сопровождал Карлоса Сантану в его концертном туре и, обрадованный по-прежнему восторженным отношением фанов, обещал им вскоре вернуться с новым материалом. Он планировал поработать в студии с бэк-группой Сантаны, но этим планам не суждено было осуществиться. Только в 1999 году музыкант подготовил альбом нового материала Who Else!, на котором впервые поэкспериментировал с электронными звуками и новейшими технологиями звукозаписи.

После на редкость короткой, всего двухгодичной, паузы вышла новая запись You Had It Coming (2001), продолжившая опыты с электронным саундом. В рамках промо-кампании, объезжая с живыми шоу Европу и Америку, Джефф Бек дал волю ностальгическим ноткам. Его концертная программа называлась «Jeff Beck: From the Yardbirds to the Future». Исполнять новейшие композиции и старые вещи из репертуара Yardbirds музыканту помогали как юные герои британской сцены White Stripes, так и именитые ветераны рока: бывший басист и вокалист Pink Floyd Роджер Уотерс, лид-вокалист Bad Company Пол Роджерс и гитарист Mahavishnu Orchestra Джон Маклафлин.

Наверстывая годы студийного простоя, уже через два года после You Had It Coming гитарист выпустил свежий альбом Jeff (2003). Как отмечают критики, игра музыканта достигает редкого даже для него эмоционального напряжения, доходящего до неистовства. Неплохим подарком к грядущему 60-летнему юбилею стала еще одна премия Grammy, которой удостоился трек Plan B за лучшее исполнение инструментального рока. Все премии и награды Джеффа Бека — только слабое эхо того чуда, которое происходит каждый раз, когда музыкант берет свою шестиструнную гитару. Если по техническим параметрам (скорость, эффектность и так далее) у него найдется немало достойных конкурентов, то в том, что касается искусства фразировки, он намного опередил лучших из лучших. Кажется, он один знает секрет безошибочной дозировки сумасшедшего веселья, сокрушительной агрессии и невыносимой нежности.