Сегодня у нас необычный именинник — крайне своенравный, агрессивный и многоликий. А ещё у него четыре непохожих друг на друга головы. Итак, 15 октября 1981 года в Лос-Анжелесе была основана группа Metallica, занявшая весьма почётное место в истории тяжёлого рока. Её первыми участниками стали ритм-гитарист Джеймс Хэтфилд, ударник, а по совместительству любитель тенниса и знаток живописи Ларс Ульрих и басист Рон Макговни. После недолгой чехарды место соло-гитариста занял рыжеволосый дикарь Дэйв Мастейн, который в то время играл на порядок техничнее других музыкантов группы. Но уже вскоре в составе произошла ещё одна судьбоносная перестановка: вместо Макговни ответственный пост бас-гитариста занял Клифф Бёртон, который утянул группу в свой родной Сан-Франциско.

Впереди было многое: замена неуправляемого Мастейна более покладистым Хэмметом, запись дебютного альбома, гибель Бёртона, приглашение в группу сперва Ньюстеда, а потом Трухильо, резкие смены стиля, тяжба с компанией Napster, концерт в Антарктике и многое другое. Но сегодня мы поговорим только о песнях. Мы постарались создать такую подборку произведений группы Metallica, которая как нельзя лучше отражала бы её творческий путь.

Metallica: песни

  • Metal Militia (Kill ‘Em All 1983)

    Это одна из самых быстрых и агрессивных песен тогда ещё юной, но уже амбициозной группы. Именно с ней, а не с более хитовыми Seek and Destroy или, например, Jump In The Fire у меня ассоциируется первый альбом, сырой и, скажу прямо, достаточно примитивный. Весьма характерно, что сочинил её именно Мастейн, которому не нашлось места в команде уже к моменту записи дебютного лонгплея.

  • Fade to Black (Ride the Lightning 1984)

    Эта песня стала сенсацией. Даже не столько сама песня, сколько её присутствие на альбоме. «Что? У этих парней есть баллада? Какой тогда это, на фиг, трэш?» — так, наверное, рассуждали многие. Словом, для наиболее идейных поклонников этого жанра Fade to Black стала тревожным звоночком, в то время как нормальные любители музыки поняли, что творческие возможности Metallica всё-таки значительно шире, чем казалось поначалу.

  • Master of Puppets (одноимённый альбом, 1986)

    Собственно, одна из вершин тяжёлой музыки и, по мнению многих, лучший альбом группы Metallica. Эти парни показали, что их напор и агрессия никуда не делись и даже органично дополнились усложнением музыкальной структуры произведений и возросшим исполнительским уровнем музыкантов. Песня Master of Puppets затрагивает острую и животрепещущую тему наркотической зависимости и, кстати говоря, является любимой песней Клиффа Бёртона. Простите, являлась.
    http://www.youtube.com/watch?v=WEL6_SuQCu8

  • …And Justice For All (одноимённый альбом, 1988)

    Заглавная песня снова выступает как отражение альбома в целом. В погоне за усложнением песенной структуры музыканты вышли на ту тонкую грань, которая отделяет трэш и хэви от прогрессив-метала, однако так через неё и не перешли. Испугались или просто не захотели — не так уж важно, а важно то, что после «джастиса» творческое развитие группы пошло в совершенно другом направлении.

  • Nothing Else Matters (Metallica (The Black Album) 1991)

    Песня из тех, что в представлениях не нуждаются. Благодаря ей, «метлу» услышали даже те, кто всю жизнь воротил нос от тяжёлого рока. Вот она — слава! И как бы ни ругали многие любители тяжёлой музыки «Чёрный Альбом» за откровенно коммерческую направленность, я не перестану считать: он звучит офигительно!

  • Until It Sleeps (Load 1996)

    Эпоха Load/Reload, другими словами — «загрузки» и «перезагрузки», разочаровала многих. И дело не только в том, что музыканты сменили имидж — остригли свои длинные патлы и приоделись как пижоны. Музыка стала совсем другой. От трэша не осталось и следа, но и хэви-металом это сложно было назвать. Более медленные песни, частое использование чистого звука, элементы стоунер-рока и даже блюза… однажды я даже слышал, как эти альбомы кто-то назвал блюз-металом. Вывод один: далеко не все и не сразу поняли, что же такое сотворила Metallica.
    Until It Sleeps для меня — лучшее олицетворение этой эпохи. Одна из самых мягких по звучанию песен на этой паре альбомов, с глубоко личным текстом и крайне замысловатым видеоклипом. Цепляет…

  • St. Anger (одноимённый альбом, 2003)

    Злющая песня, равно как и альбом, вполне соответствующий своему названию. А каким ещё он должен быть, если басиста выгнали, вокалист дерётся с ударником и лечится от алкоголизма, приглашённый психолог пытается заставить музыкантов работать вместе, и всё это время за группой бегают телевизионщики, снимающие документальный фильм? Да, примерно так велась работа над альбомом St. Anger. И снова Metallica пустилась в эксперименты: бесконечное рубилово на гитарах с пониженным на 2 тона строем, ударные, которые звучат, как жестянки, по которым кто-то зачем-то колотит, что-то орёт Хэтфилд, чередуя пассажи в стиле «fuck it all and no regrets» с лирическими фрагментами вполне в духе американской альтернативы того времени, и ни единого гитарного соло! И фаны снова не переварили.

  • The End of the Line (Death Magnetic 2008)

    «Хватит экспериментов, пора возвращаться к корням!» — если эта фраза никем не была сказана, то её непременно стоило бы произнести. По крайней мере, вся шумиха вокруг альбома Death Magnetic сопровождалась разговорами о возвращении «всадников апокалипсиса» к своим корням: трэшу и хэви с жёсткими и разнообразными риффами и техничными соляками. Отзывы в итоге получились противоречивыми: одни не могли нарадоваться на новую пластинку, а других не устраивало то качество записи, то «незапоминающиеся» песни, то эксгумация многосерийного хита Unforgiven. В качестве характерной вещи я выбрал The End of the Line, хотя с тем же успехом мог подобрать любую другую. Здесь есть всё то, о чём я написал чуть выше: и риффы, и соло, и яркие фрагменты, и более блёклые. А ещё примерно на 2:18-2:24 секундах студийной записи Хэтфилд умудрился зарифмовать слова «пиво» и «красиво».

И ведь самое интересное, что никакой это не The End of the Line.

Metallica в перспективе грозится нам новым альбомом, поэтому ждём с нетерпением!