Символисты

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

Поэзия Серебряного века началась с символизма, утвержденного в нашей стране силами Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус и других поэтов, несмотря на противостояние критики и читателей, которые считали символистов упадочными представителями современного вырождающегося человечества. Критика не смущала новых поэтов-декадентов, и они намеренно писали провокационные стихи, переплетали жизнь с искусством, произносили туманные речи, говорили о грядущем конце века и были особенно чувствительны к переменам.

Но кроме этого – значительно обогатили форму стиха, внесли в него музыкальность, освоили новые ритмы, иначе стали использовать возможности звуков. Важным элементом их поэтики было наличие символов, отсылающих читателя прочь от земной жизни к вершинам духа. Причем второе поколение символистов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) считали поэта способным связать с помощью творчества мир земной и небесный, Божественный – поэтому их символизм называют религиозным.

Стихотворения символистов в большинстве своем напевны, музыкальны сами по себе. Возможно, поэтому они не так популярны среди рок-музыкантов (на стихи того же Блока написаны, в основном, классические произведения и романсы). Но вот несколько песен, написанных на стихи поэтов-символистов:

Акмеисты

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

К концу первого десятилетия ХХ века символизм исчерпал себя; возникло новое течение – акмеизм. Главными чертами хорошей поэзии акмеисты считали предельную ясность и конкретность, устремленность вовне, на жизнь, а не внутрь себя. Эти поэты не чурались обыденности и заговорили о простых вещах. Однако нематериальный мир не был им чужд – просто они хотели избавиться от перевеса «мистического» и «потустороннего», пытались найти равновесие и гармонию: за их земными картинами виден духовный мир человека, который проявляется в неприметных, казалось бы, деталях (таких «обиходных», но всем понятных деталей особенно много в стихах Анны Ахматовой). Однако и от обыденности акмеисты уходить умели: Николай Гумилев рассказывал о дальних экзотических странах («Жираф», Китайский цикл стихотворений), он же обращался к мифологии и истории («Ольга», «Змей»).

Футуристы

Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз

Еще одно важное поэтическое течение Серебряного века – эпатажный футуризм. Он зародился в Италии, однако русские футуристы говорили, что сами пришли к идее дать свободу словам и творить принципиально новое искусство (а Велимир Хлебников называл футуристов «по-русски» – будетлянами). Футуристы экспериментировали с языком произведений: меняли структуру предложений, ломали ритм стихотворения, добавляли необычные суффиксы к знакомым словам и изобретали новые «корнесловия» (именно таким словотворчеством занимался Велимир Хлебников, поэтому его неологизмы – новые слова – наименее понятны читателю). Экспериментаторы от музыки – группа АукцЫон и Хвост (Алексей Хвостенко) – в 1995 году записали на стихотворения Хлебникова целый альбом – Жилец вершин. Но его стихи вдохновляют музыкантов и сейчас – именно они звучат в зажигательной песне Свиристели молдавской группы Zdob și Zdub.

Ещё одна важная фигура футуризма – всем известный поэт Владимир Маяковский, покоривший читателей контрастным сочетанием смелости поэтической формы и лиричности, откровенности содержания. Еще в Советском союзе группа «Песняры» создала на стихи поэта программу «Во весь голос». А любители русского рока, безусловно, слышали Маяковского в исполнении группы Сплин.

Сергей Есенин

Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на х…
Не умру я, мой друг, никогда.

Сергея Есенина все знают как певца тоски по старинному русскому укладу, по идиллистическому деревенскому быту: именно ему принадлежат яркие метафоры природы, по-новому раскрывающие для читателей красоту российского края; именно он выразил в стихах любовь и печаль деревенского парня, мечтателя и хулигана. И неважно, что сам поэт быстро превратился в горожанина («Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные края») – строки его говорили об обратном. Берущая за душу эмоциональность творчества поэта, небанальные образы, напевность строк – вот почему стихи Есенина так любимы музыкантами, работающими в разных жанрах. Целый проект («Горшенев-Есенин») создал лидер группы Кукрыниксы. Несколько самобытных песен исполнили The Retuses. Группа Чайф проникновенно спела «Клен ты мой опавший», а Монгол Шуудан положили на музыку есенинскую исповедь деревенского парня, убежавшего в город в поисках счастья.

Марина Цветаева

И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.

Творчество Марины Цветаевой нельзя отнести, пожалуй, ни к одному из течений Серебряного века русской поэзии – настолько самобытен язык ее стихотворений. Отбросив рассуждения о многообразии тем цветаевской поэзии и о том, какие разные музыкальные коллективы ей вдохновлялись, я просто перечислю названия песен: Александр Иванов «Я зову дождь» («Милый друг, ушедший дальше, чем за море»); группа Ленинград «Приметы»; группа Мельница «Богиня Иштар» («От стрел и от чар»); Сурганова и Оркестр «Морская» («И что тому костер остылый»). Диана Арбенина пела цветаевский Реквием («Уж сколько их упало в эту бездну») – эта песня входит в репертуар Аллы Пугачевой под названием «Монолог». Юрий Шевчук исполнял «Всюду бегут дороги» – музыку для этого стихотворения написал советский композитор Андрей Петров, изначально она звучала в сериале «Петербургские тайны» в исполнении Николая Караченцева.

Вот, пожалуй, и всё. И напоследок: музыканты – люди творческие, поэтому могут сильно изменить текст стихотворения в процессе работы над песней. Поэтому если хотите знать этот текст точно – не доверяйте музыкантам, а проверьте его сами!