Мы никогда не вслушивались в его тексты. Это странно, но это чистая правда. Я понимал, что Иэн пишет о страшных вещах, но я был уверен, что он подходит к ним как писатель. Это сейчас, когда оглядываешься назад, очевидно, что он говорил о себе. Тогда нам это совершенно не приходило в голову: ну да, у чувака экстремальные взгляды на жизнь, он любит мрачную музыку — и что?

Бернард Самнер (Joy Division, New Order)

Когда мы репетировали, он обычно просто сидел в углу и бубнил в микрофон. А потом на концертах он превращался в это… неистовое создание.

Стивен Моррис (Joy Division, New Order)

В основном он читал Ницше, Достоевского, Сартра, Гессе и Балларда; была и пара книг про нацистов. Меня поразило, что все свое свободное время он посвящал изучению человеческих страданий. Я понимала, что он ищет вдохновения, но все это начало превращаться в нездоровую зацикленность на физической и душевной боли.

Дебора Кертис

Когда Иэн завел роман с Анник, все сильно изменилось. Он хотел предстать перед ней такой чувственной натурой, измученным поэтом, постигающим глубины бытия. А мы с Бернардом были простыми пацанами, шатались без дела, верили в рок-н-ролл, читали сомнительные журнальчики. Когда Иэн тусовался с нами, он так себя и вел — может, чисто из вежливости, не знаю. С Анник он был таким проклятым поэтом. С Дебби — тихоней и скромнягой. Я до сих пор не знаю, когда он был самим собой, а когда таким, каким его хотели видеть.

Питер Хук (Joy Division, New Order)

В 1980 году мы выступали в Лондоне, в Marquee Club. Мы выбрали четыре группы для выступления с нами, и среди них были Joy Division. Я слышал Unknown Pleasures по радио в передаче Джона Пила, и они были просто замечательны. Они были лучшей группой, которую я когда-либо видел вживую – ну, не совсем когда-либо, потому что я видел Боуи и The Stones […] Очень жаль Иэна Кертиса. Как и Джими Хендрикс или Курт Кобейн… такие великие люди появляются слишком редко.

Роберт Смит (The Cure)

Творчество, которое он оставил, действительно может тронуть за душу. Никто не может этого забрать у него. Это вечное.

Брэндон Флауэрс (The Killers)

Из Иэна бы вышел хороший актер. Он всех убедил в том, что его поведение было вызвано внешними обстоятельствами и что давление, которое он чувствовал, было непосредственно порождено той жизнью, которую он вел. На самом деле он был сам себе и судья и надзиратель, он создал свой собственный ад и запланировал свою гибель. Окружающие были лишь второстепенными персонажами в его постановке.

Дебора Кертис

Проблемы Иэна были непреодолимыми. У него были не только эти ужасные сложности с отношениями, но и болезнь, которая началась в 22 года. И это была не какая-нибудь мягкая форма. Это было очень тяжело и происходило часто. И у него был довольно взрывной характер. Эпилепсия, должно быть, отбрасывала тень на его будущее, особенно будущее в группе, а его отношения отбрасывали еще одну огромную тень. К тому же он чувствовал себя чрезвычайно виноватым в отношении своей дочки Натали, поскольку его брак с Дебби рушился. Помню, как он сказал мне, что не может взять Натали на руки, потому что с ним мог случиться припадок, и он бы ее уронил. Это его действительно волновало. В таком возрасте, каким бы взрослым ты себя ни чувствовал, это чертовски большой набор проблем.

Бернард Самнер (Joy Division, New Order)

Оглядываясь назад, я хотел бы побольше помогать ему тогда. Я постоянно об этом думаю… Но мы все просто хорошо проводили время, и в молодости ты очень эгоистичен. Эпилепсию тогда не понимали. Люди просто говорили: “Да он всего лишь чокнутый с припадками”.

Стивен Моррис (Joy Division, New Order)

На концерте Иэн преображался — все эти ломаные танцы и так далее. В жизни же это был обычный парень: ни дурных предчувствий, ни предчувствия смерти, ни тяжести мира на плечах, ничего подобного. Все те вещи, что приписывали ему позже, — ничего этого не было.

Пит Шелли (The Buzzcocks)

Все дело в голосе. Он король баритонового регистра. Никто другой не может так петь.

Адам Андерсон (Hurts)

Я создал трибьют-группу Joy Division, когда мне было 17. Я действительно считаю, что он лучший автор текстов, которого когда-либо видела рок-музыка.

Моби

В плане текстов он всегда был для меня образцом. В нем всегда была невероятная целостность… Он был сильным и кратким. Я завидую ему из-за этого.

Брэндон Флауэрс (The Killers)

На Unknown Pleasures голос Иэна звучал так, будто бы он в свои 22 уже прожил целую жизнь. Когда я услышала текст New Dawn Fades, я решила поговорить с ним, удостовериться, что это были всего лишь стихи, не имеющие ничего общего с его настоящими чувствами. Бесполезно, все равно что со шкафом разговаривать — он отказался что-либо подтверждать или опровергать и просто вышел вон.

Дебора Кертис

На сцене Иэн погружался в транс, излучал совершенно иррациональную энергию. Именно поэтому он был так увлечен поэзией романтиков и символистов, поиском лирического и вместе с тем правдоподобного описания парадоксальности бытия. В том, как он, Иэн Кертис, вел себя, чувствовалось врожденное одиночество, очень сильное, глубокое ощущение хрупкости собственного я: ты знаешь, что смертен, и всегда чувствуешь дистанцию между собой и окружающими.

Дженезис Пи-Орридж (Throbbing Gristle)

[о том, что Иэн дважды пытался покончить с собой во время записи второго альбома Closer и возвращался в студию как ни в чем ни бывало] Мы спрашивали: “Дружище, все нормально?”, а он отвечал: “Да, отлично, продолжаем”. Как взрослый человек и отец, я сейчас чувствую себе более виноватым, чем тогда. Если бы это был мой сын, я бы пошел туда, ударил Роба Греттона, нашего менеджера, и забрал его домой. Были доктора, консультанты и психиатры, и никто из них не смог в этом разобраться. Невероятно.

Питер Хук (Joy Division, New Order)

Это звучит ужасно, но только после смерти Иэна мы все сели и вслушались в слова. Местами мы думали: “Боже, я это упустил”. Потому что прежде я смотрел на тексты Иэна и думал, что он очень умно поступает, помещая себя на место кого-то другого. Я никогда не думал, что он пишет о себе. Сейчас вспоминаю и думаю, как я мог быть настолько тупым? Конечно же, он писал о себе. Но я не схватил его и не спросил, что происходит. Мне приходится с этим жить.

Стивен Моррис (Joy Division, New Order)

Мы были пост-панк поэтами из Манчестера. Иэн был прекрасным автором текстов и чудесным фронтменом. Думаю, он вдохновляет людей, особенно когда они в таком возрасте, когда чего-то ищут в жизни.

Питер Хук (Joy Division, New Order)