Напольные белые вазы с розами и лилиями; цветущие яблони на сцене; огромное изображение богини мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия Сарасвати; песнопения известного исполнителя индуистской религиозной музыки в стиле киртан Кришны Даса; аромат индийских палочек создают настоящий благоухающий райский сад. И попасть в него можно только на концерте
Аквариума.
«Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом, Но давай проведём этот вечер вдвоём. Если кончится день, нам останется ром, Я купил его в давешней лавке…» Это начальная строфа одной из песен
Бориса Гребенщикова «Сталь», которой открылся большой летний концерт Аквариума в родном Петербурге. 5 июля 1500 «аквариуманов» провели вечер в концертном зале
Аврора с музыкой любимой группы. В этот раз, несмотря на задержку концерта из-за длинной очереди на входе в клуб, за которую сам Борис Гребенщиков вышел извиниться, Аквариум отыграл более трёх часов, и многие слушатели даже не успели на метро. Как всегда, концерт Аквариума был полон неожиданностей. В обновлённую программу вошли новые и старые песни, которые зрители встречали с большим восторгом. После
«Стали» и
«Железнодорожной воды» прозвучали три песни из прошлогоднего альбома
«Соль» (
«Пришёл пить воду»,
«Праздник Урожая во Дворце Труда» и
«Ветка»). «Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом, Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом, Не то кроткие, как голуби, поймают тебя, Святые оседлают тебя, Служители любви вобьют тебя в землю крестом…» Так ощущал напряжённую обстановку в современном мире Борис Гребенщиков в период написания
«Соли». Угнетённо-депрессивное настроение концерта продолжилось в трагических композициях
«Последний поворот»,
«Фикус религиозный» и
«Voulez Vous Coucher Aveс Moi?». Но затем музыканты Аквариума сменили грусть оживлённой композицией
«Аригато» с соло ирландского вистла
Брайана Финнегана, а после неё сыграли несколько «пейзажных зарисовок»:
«Лошадь белая»,
«Анютины глазки да божьи коровки» и
«Неизъяснимо». Конечно же, не обошлось и без редкостей. Завершая первую часть концерта, Аквариум неожиданно исполнил песню
«10 стрел», которая в последние годы почти не звучит со сцены. Перед антрактом мы услышали «растаманское рэгги»
«Вавилон-Аристократ». Две песни, объединённые в одну, уже давно забавляют публику юмором, простыми фразами и характерными танцевальными движениями Бориса Гребенщикова. В перерыве Аквариум отпустил своих слушателей на «водопой», но почти никто из нас не стал расходиться, чтобы не потерять своего места в зале. Второе отделение началось ещё одной песней из альбома «Соль» -
«Голубиное слово». Завораживающее вступление флейты в японском стиле ввело в проникновенный монолог Бориса Гребенщикова, его разговор с Творцом (как и в
«Песнях нелюбимых»). «Самым своим последним дыханьем Я скажу: «Господи, любимый, спасибо За то, что я сподобился видеть, Как ты сгораешь в пламени заката, Чтобы никогда не вернуться, Потому что ты никуда не уходишь…» После «Голубиного слова» прозвучало безрадостное повествование
«Кони беспредела» и песня
«Звёздочка». Подвижные
«Рухнул» и
«Нам всем будет лучше» сменились «прозрачной» композицией
«Туман над Янцзы», а затем Аквариум сыграл блюзовые
«Башня» («В подобную ночь») и
«Молитва и пост». Спокойный, умиротворённый
«Капитан Белый Снег» стал лирическим отступлением в динамичном разделе концерта. Эта песня в разное время, посвящалась ушедшим друзьям-музыкантам Аквариума. В ноябре 2015 года не стало клавишника группы
Бориса Рубекина, и теперь «Капитан Белый Снег» - дань его памяти. Сразу после этой песни зазвучали необычные звуки электрогитары
Алексея Зубарева и электроскрипки
Андрея Суротдинова. Началась 20-минутная «психоделическая симфония»
«Истребитель». Это сочинение музыканты исполняют каждый раз по-разному. И особенно оно известно благодаря гитарному соло Алексея Зубарева, который превращает проигрыш в расширенную интродукцию внутри самой песни. Теперь ещё бóльшую окраску звука добавило использование смычка при игре на гитаре. В заключение основной части концерта Аквариум сыграл инструментальную композицию
«Ciaran and Berni», редкую
«Мир, как мы его знали» и гимн времени
«Поколение дворников и сторожей». Несмотря на то, что время шло к полуночи, Аквариум всё же вышел на бис. До 12 часов ночи группа успела сыграть еще 6 песен:
«Сидя на красивом холме»,
«Не трать время»,
«Дубровский». Тут же Борис Гребенщиков напомнил зрителям и о
Викторе Цое . Музыкант возмутился актом вандализма в Москве, которую нелюбители
«Кино» закрасили и написали «Цой мёртв». После слов Бориса Гребенщикова «Мертвы те, кто это написал» Аквариум заиграл
«Маму-анархию» Цоя. А завершился концерт спокойными лирическими
«Я не могу оторвать глаз от тебя» и
«Дети декабря». Творчество Бориса Гребенщикова никогда не теряло своей актуальности, а напротив, часто предсказывало будущие перемены, находило отклик у публики и вызывало интерес у новых поклонников. Откровение текстов песен Бориса Гребенщикова говорит об искренности перед своими слушателями. Выходя с каждого концерта Аквариума мне хочется вернуться туда снова, рассказать о каждой песне, пересмотреть все записи и переосмыслить все тексты. В Петербурге это можно будет сделать уже 5 августа в клубе
А2 Green Concert на 20-летии студии «Добролёт».