Репортаж | Борис Гребенщиков (БГ) в Москве | Arena Moscow | 07.12.2013



Субботняя Arena Moscow дымила табачным дымом и готовилась встретить один из главных концертов года – последний из трех юбилейных концертов Бориса Гребенщикова. Идти на него было для нас с женой делом решённым с того самого момента, когда мы посетили творческий вечер БГ в Высшей школе экономики. Вдруг стало понятно, что это более чем необходимое мероприятие, что услышать Гребенщикова живьём с Аквариумом – обязательно. Поэтому 7 декабря мы оказались в прокуренном (естественно) клубе среди нескольких тысяч людей, ожидающих рок-н-ролла этой ночью. Но прежде чем выйти собственно с Аквариумом, Борис Борисович появился в зале и представил разгорев – группу Flook, ирландских инструментальных фолкеров. Представили их как «Толкиновских эльфов», Гребенщиков ушёл в последние приготовления, а мы сорок минут внимали дивной ирландской музыке – жаль, не танцевали. На последней из песен состоялось второе за вечер явление Аквариума народу – подыграть Flook вышел Борис Рубекин, а затем небольшой перерыв – и на сцену выходит, наконец, «Аквариум». Волшебство началось уже с того, что на сцену вышел не ставший за год привычным состав-минимум (БГ-Рубекин-Шар-Зубарев), а настоящая сборная ветеранов – Титов из «Золотого состава» 80-х, Зубарев и Суротдинов из 90-х, Шар, Рубекин, Потапкин и Тимофеев из 2000-х. Лучшего и желать нельзя, тем более что погнали с места в карьер. «Как движется лёд» для начала, сразу за ней – злой и энергичной «Губернатор», проиллюстрированный фотографиями черепов и миниатюрами времён Чёрной смерти. Темп взяли быстрый, и дальше концерт только набирал обороты. Новый сингл «Праздник урожая во дворце труда» прозвучал весь, не остались обиженными и многие другие альбомы (не все, конечно, но это не страшно). Когда над «Истребителем» раздался оглушающий вой гитары Зубарева, рок-концерт состоялся окончательно – за ним пошли «Елизавета», «Гарсон №2», «Навигатор», «Аделаида» (которую поддержал многоголосый хор зрителей), «Небо становится ближе», «Не пей вина, Гертруда» и многие другие песни, горячо любимые народом. Мне сложно выделить кульминационный пик концерта. Лично я себя счастливее всего чувствовал несколько раз – и среди них не могу не выделить «Небо» и «Аделаиду», на которых едва не расплакался. Но, конечно, когда после «Бурлака» Аквариум ушёл со сцены и вышел на бис в первый раз – тогда я, пожалуй, и услышал ровно то, что услышать для меня было особенно важным. «Праздник урожая во дворце труда» и «Рок-н-ролл мёртв» - два страшных диагноза всему вокруг от самого БГ. Злые до беспощадности тексты, мрачная музыка – две песни о «молчаливых днях» с разницей в 30 лет, такой вот круг сделала наша история. Гребенщиков напустил мороза и даже страха, так что то, что мы ушли как раз после рок-н-ролла, для меня не такая и проблема. Да это было правильно, что народ потом услышал и «Серебро господа моего», и «Стаканы», и даже в самом финале «День радости», но для меня именно эти две песни стали самым главным, и ушли мы именно с этими песнями как главным ощущением. Оно мне и кажется самым важным из того, что стоило получить там. Чувство, что одному гениальному и честному человеку не всё равно. И он не боится об этом говорить. Какое же сделать резюме? Я не так уж много рок-концертов видел, но в этот раз уходил потрясенным. Это был лучший рок-концерт в моей жизни, и в нем было прекрасно даже то, что мы ушли после всего двух из девяти песен на бис. Потому что эти песни были самым главным. Источник фотографий instagram.com

Комментарии