Репортаж | Фестиваль Усадьба Jazz в Москве | Архангельское | 4.06.2016



Зарядивший с утра проливной ливень не помешал состояться тринадцатому по счету фестивалю Усадьба Jazz, который в этом году вернулся на свою историческую родину – в живописную усадьбу Архангельское.

Смотреть фотоотчет →

За 12 лет Усадьба Jazz выросла до статуса одного главных из культурных событий лета и, пожалуй, самого семейного фестиваля. Детей здесь всегда много, и не только потому, что посетителям до 14 лет вход бесплатный. Но еще и потому, что тут для них предусмотрено множество игр, развлечений и полезных мастер-классов, в которых и сами родители охотно принимают участие. Да и сама атмосфера старинной усадьбы, с ее архитектурой, аллеями и садами прекрасно располагает семейному отдыху. Хоть фестиваль уже давно вышел за рамки обозначенного в названии жанра, джазовая программа здесь представлена максимально широко. В этом году организаторы пригласили исполнителей в диапазоне от Джаз-Секстета Фонограф Сергея Жилина до гения современного танго Richard Galliano и его New Musseto Quartet и легендарного саксофониста, короля фанка Масео Parker, в свое время поработавшего с James Brown, Parliament-Funkadelic, Red Hot Chili Peppers и Prince. Но началось наше музыкальное путешествие с Вари Демидовой, выступившей на сцене Индикатор, которая посвящена молодым талантам, найденным в ВКонтакте. Хотя начинающей певицей Варю никак не назовешь: профессиональную активность девушка ведет с 2010, и в последнее время ее имя на слуху все чаще. В активе Демидовой и дуэты с Би-2, и заглавная тема в фильме «Сюрпирз для любимого», и работа со многими известными музыкантами: Корнеем, Михаилом Габолаевым и Евгением Феклистовым. Исполняет Варя романтичный ретро-поп с неглупыми текстами, напоминающий одновременно и советскую эстраду, и другого фаворита московский критиков – группу Наадя во многом из-за электронных аранжировок. Выступление прошло очень позитивно и легко, и даже снова зарядивший дождь не распугал зрителей, тем более что почти каждый заблаговременно запасся дождевиками и зонтиками. Публика тепло приняла музыкантов, в числе которых неожиданно оказались и играющие с Найком Борзовым гитарист Артем Садовников и кудесница бита Алена Шленская. Но нужно было двигаться дальше, и транзитом через сцену Jazz & World, где Аннэя Пашинская исполняла на арфе что-то медитативное и шаманское, команда Rockculta двинулась на главную сцену Партер как раз к началу сета проекта из Израиля Lucille Crew and Gal de Paz. Качающий бит, резвая читка, духоподьемные духовые, серьезный грув - вот основные составляющие музыки коллектива. Устоять под них было просто невозможно, и танцевали все от мала до велика. И не смотря на дождь, было по-настоящему жарко. А вот у сцены Аристократ царила совсем другая обстановка. Там выступал статный норвежец Hakon Kornstad, исполняющий что-то на стыке оперы и джаза. Почтенная публика восседала и внимательно внимала ариям и сложным импровизациям на саксофоне. Какое-то время послушали и мы, но были вынуждены вернуться на Партер, чтоб не пропустить концерт Мэйсио Паркера. По пути мы снова заглянули на Индикатор и по достоинству оценили отлично свингующий питерский джаз-бенд NеwLux. Выход на сцену Maceo Parker и его группы анонсировала ведущая Тутта Ларсен, заодно похваставшаяся новым дизайнерским пальто, купленном на фестивальной ярмарке. Начали ветераны фанка как полагает – настоящий черный грув моментально захватил публику и не отпускал все полтора часа, что длилось выступление. Даже погода не смогла устоять перед таким напором, и дождь, наконец, прекратился окончательно. Сам Мэйсио умело дирижировал и своим бэндом, и залом, строя при этом умилительные гримасы и демонстрируя обезоруживающую широкую улыбку, как у Луи Армстронга. В коллективе Паркера собрались настоящие профессионалы и виртуозы, знающие про фанк и соул все и даже больше. Да и как может быть по-другому в группе человека, прошедшую и жесткую муштру Джеймса Брауна и фанк-раздолбайство Джорджа Клинтона. Помимо собственного материала и дани уважения Арете Франклин, Рэю Чарльзу и Марвину Гею, нашлось место и продолжительным импровизациям, среди которых публике особенно полюбилось фееричное соло барабанщицы, которой устроили настоящую овацию. Но и сольные выходы других участников были не менее эффектны. Завершил концерт обязательный номер Pass the peas/ Soul power, после чего музыканты откланялись. Но расходиться никто не стал, так как следующим и заключительным по списку значилось выступление Бориса Гребенщикова и группы Аквариум. Выход патриарха отечественного рока на сцену предваряла проникновенная речь президента Усадьбы Jazz – Марии Семушкиной. Мария поблагодарила всех пришедших, а также спонсоров, и заверила, что фестиваль ждет великое будущее, несмотря на всякие кризисы и сложности, и что именно группа Аквариум в свое время вдохновила ее на создание этого проекта. После такого представления, БГ и сотоварищи просто обязаны были сыграть не просто хорошо, а очень–очень хорошо. И музыканты блестяще справились. Полуторачасовая программа вместила многие песни за более чем сорокалетнюю историю группы: Вавилон, Сидя на красивом холме, Стаканы, Рухнул, Псалом 151, Дубровский, Истребитель, Праздник урожая во дворце труда и даже неожиданный кавер на Маму-Анархию. Нынешний состав, помимо британских ударника и флейтиста Лайама Брэдли и Брайана Финнегана соответственно, включает и постоянного уже скрипача Алексея Суротдинова, многостаночника Игоря Тимофеева, легендарного басиста Александра Титова и потрясающего гитариста Алексея Зубарева. Последних двух было особенно отрадно видеть поклонникам со стажем, которые еще помнят Аквариум образца 80-х и 90-х. Стоит упомянуть и загадочного колоритного Доктора Грассхоппера, отвечающего за перкуссию, который оказался сыном Гребенщикова – Глебом. Что ж яблоко от яблони… В целом, это было характерное для Аквариума очень качественное выступление, подарившее слушателям много-много радости. Не на каждом концерте встретишь такое количество счастливых лиц, просто светящихся в темноте от благостности и умиления. Усадьба Jazz – одно из главных событий летнего фестивального сезона и уж точно одно из самых симпатичных. И непонятно, что именно делает его таким: обширная ли джазовая программа вперемешку с отечественными рок-звездами, живописная обстановка усадебного комплекса или прекрасные условия для семейного досуга. А скорее все это вместе и создает ту характерную атмосферу, в которую год за годом окунаются тысячи посетителей. Так что если вы не переносите огромных пьяных толп и громких тяжелых рифов, а хотите просто отдохнуть и расслабиться на фоне природы и прекрасной архитектуры, услаждая свой слух чудными звуками самой разной музыки, то вам однозначно сюда.

Смотреть фотоотчет →



Комментарии