Репортаж | Горшенев-Есенин: Жизнь поэта | Измайлово Concert Hall | 3.10.2014



Почти год назад стартовал необычный во многих отношениях концертный тур, представляющий собой музыкально-театрализованную программу «Жизнь поэта» в рамках сольного проекта «Горшенев-Есенин» лидера группы Кукрыниксы. И, пройдя по России-матушке, этот тур, наконец, добрался и до столиц. 3 октября, в день рождения трёх человек, связанных с постановкой "Жизнь поэта" (собственно, самого Сергея Есенина, Алексея Горшенева и Дмитрия Гусева), показ концерта-спектакля состоялся в Москве. И можно с уверенностью констатировать, что после этого лично мой мир никогда больше не будет прежним. Услышав о проекте "Горшенев-Есенин" и его сценическом воплощении в первый раз, я сразу осознала, что мне нужно это увидеть. Уже хотя бы потому, что такая постановка - новаторство и авангард, - а я, признаться, падка до авангарда.
«Здесь у нас и театр, и концерт в одном лице, - поясняет Алексей Горшенев. - В данной ситуации я режиссёр, и это, так сказать, моя авторская работа, которая вылилась в какую-то полутеатрализованную игру. При этом я ещё и пою, музыканты присутствуют на сцене… Не знаю, как назвать этот жанр».
Видео с таких концертов, правда, показывали, что сочный и по-кукрыниксовски мелодичный в альбомной записи звук в концертной версии немало прибледняется. Но видео и лайв, как известно, - коленкор разный, и атмосфера, пропитанная творческим безумием и трагизмом, небось даст о себе знать. Поэтому гора стоила того, чтобы Магомет в лице меня направился в её сторону. И ожидания «Магомета» оправдались с лихвой. Как ни крути, а музыка - дело эмоциональное, и если арт-акт попадает вожжей по уже разгоряченному сознанию, то катарсис - это даже и не предел. А если при этом ещё и заложенный в музыке месседж вам близок и успешно задевает струны вашей души... Кстати, на этом месте вспоминаются слова самого Алексея Горшенева, неоднократно говорившего, что творчество - это поиск единомышленников, и если ты находишь в чьем-то творении созвучные своим мысли, то понимаешь, что ты не один. Яркой иллюстрацией такого явления для меня и стал концерт "Жизнь поэта". Концерт, благодаря которому я поняла посыл, который своим творчеством пытается донести Алексей. Ни больше ни меньше. А что, собственно, произошло? Зал заполнялся. «Будем импровизировать», - кивал актеру Антону Ляшенко Алексей. «Поэт» с музыкантами между делом придумывал забавные записи, которые во время спектакля самолётиками запустит в зал. А темная сцена была оттенена разбросанными, словно звёзды на небе ("таящие мысли глубокие"), белыми листами. Яркий контраст черного и белого будет проходить через весь этот концерт-спектакль. Кстати, белая скатерть на столе поэта уже в начале постановки была сменена на черную. Стал поэтом - утратил душевную девственность? Талант даётся не от Бога? А от кого?.. Белая половина лица Поэта рвано соседствовала с половиной, измазанной чёрным. А в запале сценического действа Поэт рисовал на зеркале картинку: «палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек». Подождите-ка, а человек ли это? Пара новых штрихов – и человечек на рисунке становится похож на ангела. А вот к ангельскому лику уже пририсованы рожки... Поэт тем временем предстаёт перед зрителем этаким дитятей. Его движения эмоциональны и трогательны, и смотрит на мир этот человек непосредственно и с интересом. Окрепнет ли психика Поэта когда-нибудь настолько, чтобы он мог «как все нормальные люди», «по-человечески» жить на этом весьма своеобразном свете? Поэт скрывается от капель мелодии под большим зонтом, играет бутылками, как кеглями, не задумываясь, какой тяжелой силой может обернуться алкоголь, и взаимодействует со своим Тёмным Товарищем. Тут возникает мысль, а приходил ли знаменитый Чёрный Человек к Сергею Есенину в конце жизни, или же он всегда шёл рядом от самой белой скатерти на столе поэта до белой ткани, оставшейся в объятиях Черного человека после смерти Творца?
«Я играю тень Есенина, черную личность, которая в некотором роде ему как друг, а в некотором роде давит на него. Я показываю, что такое отрава в жизни Поэта, и я - его душевное состояние», - рассказывает Ягода.
И на взаимодействии Поэта и его тени держится всё напряжение концерта. Песня "Мне грустно" – одна из тех, что бьют в самое сердце, - в такой ситуации оборачивается первым крупным всплеском взаимоотношений этих двух образов. Страсти накалились, Поэт и Черная тень слились в отчаянной схватке. Старт обескураживающего трагизма задан. От детской непосредственности Творца пора бы уже избавляться. Если этакая зараза вообще поддаётся вытравлению. Потуги вытравления (начиная с метода под названием «Грубым даётся радость») во время спектакля будут предприниматься ещё не раз. И, рикошетя от Поэта, будут бить по зрителям. Доводя до слёз. А слёзы - это катарсис, это очищение души, - так замечал Алексей Горшенев. Вообще, стихи Сергея Есенина - это что-то интимное. Это вскрытие души. И ты, скорей всего, не будешь конкретизировать, чем лирика Есенина близка лично тебе, потому что такие откровения считаются слишком безрассудными. Нет, мы лучше тихонько порыдаем внутри или вовсе замнём ситуацию. А вот Алексей Горшенев не побоялся поковыряться в себе, пропустить себя через фильтр есенинских стихов и показать результаты исследований миру. И таким манером, между прочим, открывал нараспашку душу снова и снова почти целый год. Для этого надо быть очень решительным человеком.
«Сейчас появилась возможность апгрейда проекта, - делится размышлениями Ягода, - и я буду думать, как ввести в него женскую роль - ведь есть ещё много лиричных вещей – и как ввести друга Есенина. Чтобы я просто исполнял песни. Чтобы была сценическая постановка. Потому что сейчас я и пою, и какие-то аллегорические вещи играю... это интересно, но мне уже становится сложно нести такой груз. А я не хочу, чтобы для меня выступления были грузом».
«Всякое искусство совершенно бесполезно», - резюмировал в своё время Оскар Уайльд. Да, с практической, осязаемой точки зрения это так. Но искусство может изменить человека, может указать ему на то, о чём раньше он и не задумывался. Прояснить то, что раньше, может быть, в какой-то степени и было понятным, но после встречи с этакими тонкими материями с глаз как будто спала пелена. Вспоминая о прожитом концерте, я могу упомянуть, конечно, и постановку света, которая держала зрителей в рамках мира поэта и не давала расширить пределы обозрения слишком уж широко. Могу отметить, что звук таки соответствовал определённому уровню, учитывая то, что приходилось удерживать тонкий баланс между рок-концертом и хрупкой сущностью моноспектакля. Но, несомненно, главным в постановке «Жизнь поэта» стало созвучие душ Сергея Есенина и Алексея Горшенева, которое вылилось в отчаянно резонансное действо, способное тронуть как ценителей творчества первого, так поклонников второго. А то и случайного прохожего, если он окажется тем самым единомышленником.
«Ты знаешь, в столице очень взыскательная публика, и мы решили, что сначала обкатаем спектакль на периферии. Полгода назад вот выступали в Петербурге. Закончить решили в Москве», - рассказывает Алексей.
И таковой ход был обоснован. Измученная предвкушением, московская и околомосковская аудитория приняла эмоциональную и авангардную «Жизнь поэта» тепло и благодарно. Посмотрим, во что выльются нововведения в программе. Мне кажется, они могут уменьшить накал постановки - то изначальное «на разрыв», держащееся за счёт взаимодействия музыканта и актёра, которое обеспечивало концерту такую душещипательность. Но всему свои причины. И мы будем с трепетом ожидать дуэта Горшенева с Есениным в новом проявлении, на новом витке спирали. Зал встал, благодаря артистов сочными аплодисментами и поздравляя всех именинников. Обнажение души Поэта подошло к концу, и зрители начали задумчиво расходиться. А за кулисами, притулившись к стене, стояло зеркало с изображением рогатого ангела и отражало в себе каждого проходящего мимо поэта...

Комментарии