Репортаж | Múm в Москве | ГлавClub | 29.11.2013



Исландия, край гейзеров и вулканов с непроизносимыми названиями, страна, жители которой прекрасно обходятся без фамилий и железных дорог, помимо всего прочего давно является для остального мира этаким заповедником уникальной и аутентичной музыкальной культуры. И если две составляющие главного триумвирата исландской музыки – Бьорк и Sigur Rós уже давненько не давали концертов в России, то выступление múm, состоявшееся 29 ноября в столичном ГлавКлубе, стало уже четвёртым за последние годы. Подробный фотоотчет с концерта смотрите здесь Примечательно, но ни до концерта, ни после его завершения у клуба не толпились ставшие уже неотъемлемым атрибутом гастролей заезжих звёзд девушки с веерами свежеотпечатанных фотографий артистов. Никто не горланил: «Фото музыкантов с автографами!», никто не выкладывал за закорючки сомнительного происхождения последние (никогда не забуду, как после выступления Deftones мне предложили «автограф» басиста Чи Ченга, на тот момент уже три года находившегося в коме) деньги… Видимо, концерт группы, в именах участников которой присутствуют такие непривычные нам литеры, как Þ и ð, в этом отношении становится чуточку честнее к зрителям в сравнении со среднестатистическим шоу англоязычных исполнителей. К слову о зрителях. Если примерно за полчаса до указанных на билетах восьми вечера у заграждения ютились жалкие два-три десятка самых расторопных фанатов, то к фактическому старту действия поголовье поклонников экспериментальной исландской музыки достигло уже нестыдных нескольких сотен. Смею предположить, что если бы в Stadium Live параллельно не проходил концерт Limp Bizkit, в зале стало бы намного теснее. Однако и тех зрителей, что предпочли провести вечер в ГлавКлубе, вполне хватило для того, чтобы обеспечить появившимся на сцене múm по-настоящему тёплый и радушный приём. Концерт открывается потрясающей в своей красоте и монументальности Sveitin milli sólkerfa. Гюннар скромно выводит эмбиентные чудеса посредством своих клавиш, барабаны Самули ненавязчиво придают этому звуковому океану тихую, но ощутимую ритмичность, Эрвар расхаживает по сцене, дополняя «ритм-секцию» этаким исландским битбоксом, а в центре всеобщего внимания находятся две сладкоголосые дамы. Вокалы Сигурлауг и Гиды (ко всеобщей радости не так давно вернувшейся в официальный состав múm) то сменяют друг друга, то сливаются воедино, периодически разбавляясь гитарой госпожи Валтисдоуттир и звуками, чем-то напоминающими аккордеон и исходящими из мелодики в руках Сигурлауг. Следить за последующей миграцией музыкантов от одного инструмента к другому было по-настоящему интересно. Единственным «однолюбом» на этом шоу оказался финский перкуссионист, да и то Самули Косминен регулярно откладывал в сторону барабанные палочки и принимался извлекать самые невероятные звуки из всего, что было под рукой – будь то поскрёбывание щёточкой некоего металлического диска или едва слышимое позвякивание пары колокольчиков. Остальная же четвёрка чуть ли не каждую песню обменивалась инструментами – общее количество задействованных за всё выступление девайсов (в числе которых были и такие редкости как укулеле или связка звенящих бубенчиков) перевалило за десяток. Причем, несмотря на явную электронную окраску многих композиций группы, мною не было замечено ни единого сэмпла – вся звуковая палитра múm создавалась исключительно усилиями пяти музыкантов, находившихся на сцене. Гида проявила себя настоящей душой группы. Её неземной полушепот, её чувственно звучащая виолончель, её невероятные танцы – сложно представить, что её не было в группе целых десять лет. Только в исполнении этой босоногой девушки многократное сворачивание собственной шеи с последующим падением на пол может выглядеть так грациозно и завораживающе. Только она может сделать так, что несколько сотен человек будут хором свистеть, создавая иллюзию присутствия в весеннем лесу, наполненном птицами. И, в конце концов, именно Гида взяла на себя почетную роль «парламентёра», время от времени тихо-тихо разговаривая с залом на английском и русском языках. Явного смещения сет-листа в сторону недавнего Smilewound замечено не было. Múm прошлись по всей своей дискографии, от дебютного Yesterday Was Dramatic – Today Is OK до вышеупомянутого Smilewound, затронув практически каждую сторону своего творчества, будь то фолк, трип-хоп, пост-рок или эмбиент. И, судя по уважительной и трепетной тишине в зале во время исполнения песен (лишь в перерывах зрители позволяли себе нарушить молчание аплодисментами), недовольных таким раскладом не осталось. Ну разве что товарищ, ближе к финалу концерта требовавший от музыкантов If I Were A Fish. В другой раз, дружище, в другой раз. А пока дослушаем заключительную The Island Of Children’s Children и помечтаем о путешествии в райское место под названием Исландия. Ведь только по-настоящему райское место может стать родиной таких чудесных и необычных музыкантов как múm.

Комментарии