Репортаж | Secret Chiefs 3 в Москве | China Town Cafe | 31.08.2014



Признаюсь, считанные дни назад словоцифросочетание Secret Chiefs 3 мне не сказало бы ровным счётом ничего. Но всё изменилось, стоило мне узнать, что главной творческой единицей в этом проекте является Трей Спруэнс, планы на вечер 31 августа как-то сами собой обрели чёткость и осязаемость. Возможность увидеть и услышать в деле экс-гитариста Mr Bungle и Faith No More… Это дорогого стоит. Увидеть, как это было, можно в нашем фотоотчете. Впрочем, судить о музыкальной природе этого человека только по ошеломляющему и развесёлому балагану Mr. Bungle и восхитительному предпоследнему альбому Faith No More (могу смело занести Digging The Grave, Take This Bottle и Just A Man в список своих любимых композиций ever) было бы крайне опрометчивым шагом. На протяжении трёх десятков лет Трэй усердно изучает, структурно и исторически вникая в них, все возможные музыкальные культуры мира. Пройдя через более-менее «традиционный» авангард (вплоть до японского нойза), в один прекрасный момент Спруэнс увидел в себе тягу к совершенно иной музыке, не имеющей практически ничего общего с западным пониманием этого слова. Звуки древней Индии, Византии, Персии, Арабского Халифата – всё это в лице соответствующих мелодий, ритмов и инструментов слилось с разнообразными европейско-американскими элементами в невероятнейшем проекте Secret Chiefs 3, где Трэй с середины девяностых трудолюбиво создаёт собственную уникальную музыкальную вселенную. Ещё одно важное отличие от FNM и «Мистера Бангла»: если от любой затеи с участием Майка Паттона всегда шёл дух неприкрытого раздолбайства, фиглярства и вызывающей дядьмишиной ухмылочки, то «Тайные Вожди» напротив, подчёркнуто академичны и сдержаны (что придаёт их музыке ещё большей эзотеричности). Из каких-либо визуальных отличительных особенностей в наличии разве что матерчатые балахоны, за капюшонами которых в полумраке China Town Cafe практически не различить лиц. Нет и общения музыкантов с публикой – в то время, как другие знатные инструменталисты вроде Pelican или Animals As Leaders периодически находят возможность перекинуться с фанатами парой-тройкой (ну или чуть большим количеством) слов, то единственный микрофон, установленный на сцене клуба сегодня, служит лишь для усиления звуков трубы и перкуссионной «погремушки» в руках у Тимба Харриса, большую часть концерта проведшего, играя на скрипке и гитаре. Философия Secret Chiefs проста и строга – ничто не должно отвлекать от Музыки ни зрителей, ни самих музыкантов. А подобная музыка, безусловно, заслуживает заглавной буквы. Давайте загибать пальцы, какие стили, настроения и отсылки мы можем услышать за те полтора часа, что длится концерт. Хотя нет, не стоит. Просто-напросто не хватит пальцев. Вот звучит нечто джазообразное, чуточку смахивающее на Mr Bungle. Вот прямое цитирование Камиля Сен-Санса и его «Пляски Смерти» (вспомните финальную мелодию из «Что? Где? Когда?» или «Незнайку на Луне»). Вот аллюзии на саундтреки к классическим кинофильмам, преимущественно вестернам и хоррорам. Вот звучащая на восточный манер скрипка накладывается на совершенно немыслимую и алогичную – с привычной точки зрения - ритм-секцию, услышав которую, бывалые маткорщики заплачут от непонимания происходящего вокруг них. Вот в развесёлый и летний сёрф-рок вторгаются сшибающие с ног бластбиты, секундой спустя дополняемые дэт-металлической беготнёй пальцев Спруэнса (сегодня он, к слову, травмирован и сидит со сломанной ногой в офисном кресле) и бас-гитариста Тоби Драйвера по грифам своих инструментов. И так раз за разом, минута за минутой, композиция за композицией. А ты просто стоишь в переполненном зале Чайна Тауна и не веришь в реальность происходящего, в то, что это нечеловеческих размахов нагромождение всего и вся способно уместиться в рамках одной группы, одного вечера и пятерых матёрых инструменталистов. И ведь Трэй не собирается останавливаться на достигнутом – в субботу он выступил с Красноярским филармоническим оркестром русских народных инструментов, таким образом открыв для себя ещё одну доселе неизведанную музыкальную культуру, а одна из зрительниц московского концерта вручает Спруэнсу винил с записями колокольных звонов. Одним поводом ждать новый релиз SC3 больше – кто знает, быть может, на нём мы услышим и вариации на тему русской музыкальной культуры? А пока проводим с трудом ковыляющего на костылях через толпу Трэя и его соратников восхищёнными взглядами и полностью заслуженными аплодисментами. И уже по дороге к метро хлопаем себя по лбу, осознав, что забыли расспросить Спруэнса о причудливой «микротоновой» расстановке тонов на его гитаре.

Комментарии