Репортаж | Сергей Калугин в Москве | Московский Дом Журналиста | 11.04.2015
Хороший концерт отличного музыканта в приятный тёплый день - что может быть лучше? Мне посчастливилось попасть именно на такое мероприятие - 11 апреля в Московском Доме Журналистики, или попросту Домжуре, состоялся концерт Сергея Калугина, приуроченный к дню рождения мэтра. 9 апреля ему исполнилось 48 лет - вполне боевой возраст. О группе Оргия праведников, лидером которой является Сергей Александрович, часто говорят как о "широко известной в узких кругах". Поэтому для сольного выступления был выбрал концертный зал Дома Журналистики - небольшая площадка, где уют и камерность удивительным образом сочетаются с налётом аристократизма в виде вычурной лепнины на потолке и массивных люстр. Однако даже для такого зала зрителей было совсем немного - первые ряды пустовали. Ко второму отделению народ, правда, подтянулся: очевидно, многие были введены в заблуждение некоторыми афишами, на которых было написано о начале концерта в 8 вечера. Сам натыкался на такие в Интернете, но не повёлся. Публика представляла собой интеллигенцию всех мастей - от скромных студенток в очках до длинноволосых неформалов. Был замечен и харизматичный дедушка с длинной, патриархальной бородой. Калугин появился на сцене сразу после третьего звонка, взял в руки свою видавшую виды гитару и начал со знакомого всем поклонникам перебора - зазвучал "Рассказ Короля Ондатры о рыбной ловле в пятницу". Первое отделение он посвятил лирическим композициям. Прозвучали хорошо знакомые "Путь во льдах", "Радость моя", "Возвращение в Неаполь", были и менее известные (во всяком случае, для меня). В преддверии Пасхи к месту пришёлся "Гимн", в котором есть строчки "Кто был мертвым - Тот ныне воскрес, / Камень гроба отвален, и нет Его здесь". В целом же, калугинская лирика, яркая, образная и по-хорошему пафосная, удивительно сочетается с его музыкой - Сергей Александрович прекрасно владеет классической техникой игры на гитаре, и наблюдать за работой обеих его рук - большое удовольствие. Даже в лирических композициях он один, вооружённый акустической гитарой, даёт больше драйва, чем некоторые группы с электричеством, ударными и прочими погремушками. Тем временем после "Возвращения в Неаполь" был объявлен перерыв. Антракт прошёл с пользой. Потолкавшись в холле, я узнал, что в скором времени "Оргия праведников" запишет новый альбом, появление которого долгое время откладывалось из-за проблем со звукозаписывающей студией (она сгорела). Разузнать побольше подробностей о новой пластинке я не успел, потому что пришло время возвращаться в зал. Второе отделение Сергей Александрович начал с лирической композиции "Вдаль по синей воде", но вскоре пустился во все тяжкие. Если до перерыва все вещи были достаточно серьёзными, то сейчас в песнях прибавилось юмора и здорового стёба. Прозвучали: разудалый боевик на четырёх аккордах под кодовым названием "Шитрок", сыгранная в честь дня рождения "Школа мудрости" (песня начинается со слов "Презирай стакан порожний...", ударный рок-н-ролл про Женю и дагестанцев ("Женя, стоп!"), а также песенка о православной Москве. Затем грянула хорошо знакомая и всеми любимая композиция "Сицилийский виноград", а после неё ещё две лирических вещи: одна из них, "Раковый корпус" поначалу показалась мне инструменталом - вступление было очень долгим, даже для Калугина. Впрочем, слов в этой песне оказалось совсем немного, так что я был почти прав. Замечу, что многие песни Сергея Александровича даже без слов звучали бы очень выигрышно и были бы достойны прослушивания, в отличие от многих творческих потуг современных авторов, выдаваемых за музыку. Затем настало время для новой юмористической интерлюдии, во время которой было сыграно драматическое танго о горячей женщине Бригитте Долорес, а также песни "Последний фараон" и "Грибочки (Осенняя колыбельная)", которую можно воспринимать как инструкцию к потреблению этих самых грибочков и предупреждение о последствиях ("Проглотил грибочки - отвалились почки"). Также Сергей рассказал басню про орла, содержание которой вряд ли попадёт в репортаж по цензурным соображениям. Басня рассказывалась с характерным грузинским акцентом и была принята на ура. Кто-то из зрителей просил сыграть "Селёдку", но эта эпическая вещь, увы, не прозвучала. Сразу после песни про грибочки Калугин совершил резкий и неожиданный переход к проникновенной лирике: в тревожных переборах слушатели узнали любимую многими "Ночь защиты". А для следующей песни маэстро основательно понизил строй гитары. Публика внимательно следила за этими приготовлениями и, наконец, дождалась. Зазвучал "Танец Казановы", пожалуй, моя любимая песня из всего калугинского творчества. Во время её исполнения я впервые задался мыслью: как вообще можно сочинять подобные вещи? Честное слово, впервые! Никогда раньше такого не было, даже когда я слушал более известные и, возможно, более гениальные композиции других авторов и исполнителей. Короче говоря, я был потрясён. А завершился концерт песней "Ступени". Исполнив её, Сергей Александрович попрощался со зрителями и ушёл за кулисы. На бис он так и не вернулся: в зале зажёгся свет, и зрители начали не спеша расходиться. А я задумался, не сходить ли ещё и на "электрический" концерт "Оргии"?