Репортаж | Slipknot в Москве | СК Олимпийский | 30.01.2016


Третье пришествие Slipknot на московскую землю состоялось 30 января 2016 года, почти через пять лет после их предыдущего шоу в «СК Олимпийский». За это время группа (которую, пожалуй, можно с полным правом назвать самым тяжеловесным явлением на альтернативной и около-альтернативной сцене) успела потерять ещё одного ценнейшего бойца, пополнить свою дискографию новым альбомом и насытить музыкальную инфосферу невероятным количеством новостей, слухов и домыслов. Так что нет ничего удивительного в том, что именно концерт ребят из Де-Мойна уже на протяжении нескольких месяцев являлся одним из самых ожидаемых и обсуждаемых выступлений 2016-го.


Удивительно другое. При всем мощнейшем информационном давлении, что оказывалось на действующих и потенциальных фанатов Slipknot буквально отовсюду (афиши в метро и на городских улицах, лезущая отовсюду контекстная реклама, бесконечные розыгрыши билетов и анонсы в соцсетях) Олимпийский оказывается полупустым. Во всяком случае, количество зрителей серьёзно уступает размерам толпы, собравшейся неделей раньше на концерте Imagine Dragons. Верхний ряд трибун, откуда давным-давно автор этих строк наблюдал за единственным российским выступлением Slipknot с Полом Грэеем, и вовсе девственно чист. Впрочем, фан-зона забивается достаточно плотно, и потихоньку заполняющие пространство перед сценой зрители уже имеют возможность лицезреть разогревающую группу.

Cyco Moscow

С каждым своим новым приездом Slipknot не устают наращивать обороты в плане саппорт-коллектива. И если в первый раз оный полностью отсутствовал, а в 2011-м право греть публику досталось Amatory (несмотря на неоднозначную репутацию, статус одной из ведущих отечественных групп нулевых годов у них не отнять), то сейчас компанию им составляют аж сами Suicidal Tendencies, приехавшие в Москву в почётном ранге “Special Guests”. Команда с вечно тасующимся составом, но под бессменным руководством Майка Мьюира, выскакивает на сцену, где оказывается в окружении то краснеющего, то синеющего полумрака. Бодрые подзуживания Нико Санторы (гитара) и Эрика Мура (ударные) приводят человеческую массу в фан-зоне в движение, позволяя Мьюиру выйти из-за кулис уже под более-менее ощутимые крики и аплодисменты. «Вечно молодой, вечно в бандане» Сайко Майко принимается за свои фирменные телодвижения (без улыбки наблюдать за его дёргано-ритмичными размахиваниями руками решительно невозможно), открывая концертную программу вечера песней You Can’t Bring Me Down — композицией, которая была написана ещё до рождения кое-кого из тех, кого ему сегодня приходится разогревать. Забавно. Несмотря на то, что по стилю и настроению весёлый и чуть ли не танцевальный кроссовер ST бесконечно далёк от стоеросовой ярости (сменяющейся не менее стоеросовой лиричностью) Slipknot, Мьюир сотоварищи получают самый что ни на есть тёплый приём от публики Олимпийского. В свою очередь, в промежутках между песнями он даёт возможность музыкантам группы отдохнуть, восполнив запас жидкости в своём теле и запас трофейных медиаторов в зале и толкает позитивные, воодушевляющие речи. Речи о скейтбординге и спорте вообще, о своей нелюбви к слову «но» (мол, любая подобная оговорка превращает утверждение в ложь), о том, «как я рад, как я рад, что приехал в Ленинг…в Москву». Улыбчивый крепыш Майк то прячется где-то в глубине сцены, выпуская на первый план своих коллег по группе (среди которых особо стоит выделить разбушевавшегося вплоть до разрушения собственной барабанной установки Мура), то подбегая к самому её краю и раскручивая образующиеся в толпе сёркл-питы до сверхзвуковых скоростей. В общем, всеми правдами и неправдами Майко стремится придать окружающей его действительности оттенок того самого Cyco, которое сквозит из каждой песни, каждого риффа и каждого сценического выкрутаса Suicidal Tendencies. И у него это получается – под конец сета ST народ уже успевает разрушить ограждение, традиционно отделяющее фан-зону от фотопита.

Ох, нелёгкая это работа…

Множество сотрудников техперсонала брошено на восстановительные работы. В то время как на сцену вытаскивают многочисленные ударные установки, а в ушах звучат, перемежаясь, Дэвид Боуи и Metallica, женский голос из динамиков уговаривает правую половину фан-зоны отойти на несколько шагов назад. Шаги в нужном направлении делаются, но их явно недостаточно. Девушка, раз за разом проявляя всё большую ожесточённость, продолжает свои увещевания, на что некоторая часть фанатов, не мудрствуя лукаво, отвечает простым предложением отправиться в пешее эротическое путешествие. Воздух, и так достаточно спёртый, всё сильнее пропитывается сигаретным дымом, водяными парами (то тут, то там кто-то окропляет себя и соседей минералкой из припасённых бутылок) – дышать становится заметно сложнее. Вверх взмывает подсдувшаяся резиновая женщина, расписанная словами из песни Custer, и в таком весьма специфическом антураже техникам Slipknot и сотрудникам Олимпийского удаётся-таки отодвинуть толпу на необходимое расстояние и восстановить целостность барьера. Как раз вовремя.

See the devil in I

Обратным отсчётом, возвещающим совсем скорое появление Slipknot на сцене, становится фоновая Be Prepared For Hell, словно выдернутая из репертуара Мэрилина Мэнсона этак двадцатилетней давности. Интро плавно перетекает во вступление к Negative One, зрительский гул растёт в геометрической прогрессии, а на сцене одна за другой появляются неясные тени. Тени приветственно поднимают руки, одна из них (оказавшаяся Сидом Уилсоном) делает головокружительный прыжок к столику с вертушками, и концерт Slipknot официально открыт!

Сегодня ритм шоу задаёт новичок группы, юный драммер Джей Вайнберг. Пусть былой джордисоновской роскоши (поездки на верховом Клоуне, картинное простирание ветвящихся пальцев к небу, «космическое» барабанное соло) на сей раз Москве увидеть не удаётся, но в сугубо инструментальном плане Вайнберг способен отработать за себя и за того парня. И ещё вон за того, носатого. Частота джеевских ударов по барабанам и тарелкам столь высока, что традиционно расположившимся по краям сцены перкуссионистам можно преспокойно отлынивать от своих прямых обязанностей.

У Криса с Шоном есть достаточно времени, чтобы составлять бэк-вокальную компанию Тейлору в припевах и других кульминационных моментах композиций, прикинуться Крейгом Джонсом (обеими руками вцепиться в свои инструменты и трясти головой, что есть мочи), прогуляться вдоль сцены, подзадоривая публику жестами различной степени приличия, вдоволь полазать по барабанам друг друга… Но однако, иногда они всё-таки утраивают легендарную драм-атаку, то фигача в такт с бас-бочкой, то обрамляя основную ритм-линию изящными мелкими перестукиваниями. Звёздный час обоих наступает на Psychosocial, где Фен и Крэхан, повесив на грудь по барабану, принимаются маршировать по сцене Олимпийского. Впрочем, всего этого ребятам явно мало (особенно Клоуну), и периодически Шон принимается расшатывать свои несчастные ударные или избивать их битой до такой степени, что запыхавшийся роуди еле успевает упаковать разлетающиеся в разные стороны барабаны обратно. Да уж, злобный Клоун – это действительно страшная сила.

Кори Тейлор к 2016-му году решил не ограничиваться ношением своей новой крючконосой кожаной маски, покрыв её гримом на манер нолановского Джокера. Правда, дополнительного безумия и хаоса в его поведении не появилось. Перед нами всё тот же старый добрый Кори – разве что с чуть отросшими волосами и в относительно свежей маске. Когда надо, он превращается в настоящего зверюгу, исторгающего из своей глотки потоки ненависти и боли, но это нисколько не мешает ему уже в следующей песне продемонстрировать тысячам своих почитателей ту же боль, но поданную в лиричном и прекрасном ключе (см. Dead Memories, Devil In I и Killpop, которая вполне может стать полноценной наследницей Vermilion). После небольшой паузы по завершению Eyeless он долго-долго стоит, с изумлением оглядываясь и словно пересчитывая многие сотни взмывших ввысь бумажных «двоек» (здесь могла бы быть шутка про Юлия Гусмана). Те, кто видел запись с легендарной пресс-конференции, которую Slipknot провели на следующий день после смерти своего коллеги, друга и брата, знают, как участникам группы в целом и Тейлору в частности был дорог Пол Грэй. И поэтому можно не сомневаться в том, что фанатский флэш-моб Кори оценил по достоинству. Равно как и в искренности его тёплых слов благодарности в адрес Москвы и местной публики (хотя какой там публики? Семьи!).

Парочка здоровенных гитаристов делает всё то, за что мы и любим Мика с Джимом. #7, со всей присущей ему солидностью, целиком вкладывается в «нарубание» всё новых и новых риффов, застыв на месте и сопровождая свою игру лишь мелким хэдбэнгингом. Двухметровый Рут же вовсю вентилирует окружающее пространство взмахами чёлки и бородищи, опровергая все стереотипы о том, что на «Фендерах» не играют столь тяжёлую музыку. Где-то между ними неспешно и деловито выполняет свои обязанности ещё один новичок слипнотовской семьи – басист Алессандро Вентурелла, чья маска чем-то смахивает на шерстяную черепашью мордочку. И, разумеется, от зрительских взглядов не скроется почётный егоза Slipknot – Сид Уилсон, с лихвой компенсирующий нехватку скрэтчей в композициях сегодняшнего сет-листа презабавными отплясываниями и более или менее удачными попытками залезть на всё, что возвышается над уровнем сцены хотя бы на полтора метра.

The platinum jumpthefuckup

Где-то между Psychosocial и Wait And Bleed Тейлор с гордостью вытаскивает на сцену панно, свидетельствующее о присуждении 5: The Gray Chapter платинового статуса в России. Кори от всей души благодарит фанатов, фанаты от всей души благодарят Кори. Наверное, Пол и вправду гордился бы этим, равно как и тем, что после его ухода ребята сумели выпустить столь мощный и цельный альбом.

К слову, об альбомах. В отличии от двух предыдущих шоу, программа сегодняшнего концерта Slipknot не становится зацикленной на материале одноимённого дебютника – примерно равные доли с ним достаются песням с Iowa (в том числе и достаточно редким вещам вроде I Am Hated и Metabolic) и последней на данный момент пластинки (а вот отсюда каким-то непостижимым образом пропал шикарнейший Custer). All Hope Is Gone, как обычно, присутствует в сет-листе в лице двух главных синглов, а от Vol 3 и вовсе остаются рожки да ножки – без Duality и Клоуна, методично уничтожающего пивную бочку бейсбольной битой, концерт Slipknot не был бы концертом Slipknot.

Увы, но как зрелищное мероприятие третий концерт Slipknot всё-таки уступает двум своим предшественникам. Сегодня мы не наблюдаем, затаив дыхание, за барабанно-центрифужным соло (по понятным причинам), и не ощущаем жара от многометровых языков пламени (по причинам менее понятным). Из фирменных слипнотовских развлечений толпе остаётся разве что традиционный присед-прыжок на Spit It Out, на сей раз отодвинутой в самый конец сет-листа. Всё как мы любим – Кори как по волшебству утихомиривает бушующую фанатскую массу и приостанавливает песню сразу по окончанию своего пулемётного речетатива, оставляя одиноко жужжать лишь гитару могучей «Семёрки» (наверное, мало кто осмелился бы заставить замолчать такого детину). Лавина хвалебных слов в адрес начинающих готовиться к кульминации фанатов, попытка разобраться, кто из сегодняшних зрителей уже знает, что такое живое шоу Slipknot, а кто является новичком… Фронтмен усаживает всех оставшихся посетителей Олимпийского и принимается за свою любимую присказку «Don’t move till I say Jump the fuck up, not till I say Jump the fuck up» . Она плавно перетекает в тот же речетатив – теперь он ощущается куда более пружинящим, воздух буквально звенит от напряжения, и через несколько секунд словно многие тысячи гигантских рогаток в один миг выплёвывают ввысь всю фан-зону Олимпийского.

Даже несмотря на снизившийся градус умопомрачительности, концерт Slipknot по-прежнему остаётся чрезвычайно важным явлением в музыкальной жизни Москвы. Те поклонники группы, что предпочли остаться дома вместо того, чтобы поучаствовать в бесконечных слэмах, давках и мошпитах, выбивающих весь дух даже из самого крепкого человека, или хотя бы занять более комфортное и безопасное место на трибуне… Что ж, ребят, вы многое упустили. Как минимум, одно из самых крутых, жестоких и запоминающихся выступлений, что Москва видела за последние годы.

Suicidal Tendencies setlist

  1. You Can’t Bring Me Down
  2. Ain’t Gonna Take It
  3. Possessed To Skate
  4. Who’s Afraid?
  5. Subliminal
  6. Cyco Vision
  7. How Will I Laugh Tomorrow
  8. Pledge Your Allegiance

Slipknot setlist

Be Prepared for Hell

1. The Negative One

2. Disasterpiece

3. Eyeless 4. Skeptic

5. I Am Hated

6. Killpop

7. Dead Memories

8. Everything Ends

9. Psychosocial

10. Wait and Bleed

11. Duality

12. The Devil in I

13. Metabolic

14. (sic)

Encore:

Hell (The Tiger Lillies song)

15. Surfacing

16. Left Behind

17. Spit It Out

‘Til We Die

Комментарии