В современной России проходят десятки, если не сотни различных музыкальных фестивалей, на которых выступают известные и начинающие артисты. И, конечно, такие мероприятия не могут не проходить в культурной столице нашей страны – городе на Неве, прекрасном Санкт-Петербурге. К ним относится и важнейший независимый фестиваль, который входит в список ста символов культурной жизни Петербурга, — Стереолето. 4 и 5 июля 2015 года в ЦПКиО им. Кирова фестиваль в очередной раз принял у себя большую музыкальную сборную – от артистов знаменитых до новых и неожиданных. Организаторы Стереолета сумели сделать достаточно много для того, чтобы отличиться от предшествующих фестивалей. Два дня на Елагином острове были открыты выставки, уличный маркет, спортивная площадка, а также ресторанный двор с фирменными блюдами лучших петербургских поваров и великолепная детская площадка с весёлыми аниматорами.
Смотреть фото, искать себя →
Но главное, конечно же, оставалось за музыкой. За годы существования Стереолета получило статус фестиваля европейского уровня, с интернациональным составом участников и большим жанровым разнообразием. В этот раз на трёх сценах за два дня выступило почти 40 групп из разных стран и с абсолютно разной музыкой.
Одна из групп, открывших Стереолето, — “BADMAN DJs”. На главной сцене фестиваля два ди-джея исполнили классический хип-хоп, сочетая фанк, регги и рэп, записанные на виниловых пластинках. Их стиль наполнил танцпол лёгкой и чувственной ритмикой с почти осязаемой ритмикой. “Oligarkh”, выступившие на той же сцене, соединил в своём творчестве хип-хоп и русскую музыку в виде колокольных перезвонов и сэмплированного пения церковного хора под современную электронику. В это же время на Квадро-Stage можно было послушать ещё одну группу – «Дунаевский Orchestra». Благодаря своей театральности, внестилевому существованию, разнообразным аранжировкам песен и позитивному посылу, группе удалось показать настоящее сценическое шоу. IDM-группа «СПБЧ» появилась на Main-Stage с большим количеством участников, духовой секцией и интересным видеорядом. Их электронно-танцевальная музыка подготовила выступление одной из самых молодых питерских групп – “Fruкты”. Оригинальный музыкальный проект отыграл на главной сцене фестиваля самую различную музыку – от отбивок до собственных песен и мировых хитов.
А в это же время на двух других сценах Стереолета выступили “Alina OS” с проникновенным соулом, джазом, фанком и реггей и экс-солист группы «Корни», выпускник «Фабрики Звёзд-1», Павел Артемьев с проектом “Artemiev”. Его модная музыка на русском языке в духе новой московской волны – это качественный инди-поп, который органично вошёл в программу Стереолета. Выступление группы “The Valkyrians”, королей финского ска, реггей и рокстеди, оказалось одним из самых захватывающих в первый день фестиваля. Российская электро-поп-группа, исполняющая песни на английском языке, “Tesla Boy”, продолжила действо на Main-Stage. Зрители с восторгом восприняли их музыку, впитавшую лучшие традиции электро-попа 80-х годов. Соединение синтезаторной, нордической музыки и южно-азиатского китча Jannie Abrahamson из Швеции и мелодии Среднего Востока, таинственность спокойной музыки большого города Lola Marsh из Израиля завершили выступление на Квадро-stage.
Пожалуй, главным событием первого дня фестиваля стало появление на сцене известного во всём СНГ украинского поп-певца Ивана Дорна. Он порадовал публику своими хитами «Телепорт», «Синими, Жёлтыми, Красными» и многими другими.
На следующий день, 5 июля, гости фестиваля могли сразу попасть на Bastilie-Stage. Эта сцена была предназначена для выступления только французских групп. «Безумный шляпник» в розовой ушанке “Chapelier Fou” в сопровождении альтистки, скрипача и кларнетиста исполнил сюрреалистические электронно-инструментальные семплы в духе фантасмагории, а “Baden Baden” сыграли классический инди-рок, наполненный родной французской меланхолией. “Fills Monkey” устроили настоящее театральное шоу. Дуэт барабанщиков разыграл конкурс, соревнуясь между собой в игре на инструментах. Завершила программу на Bastilie-Stage группа “Les Hurlements d’Leo”, соединившая фолк, французский шансон, ска, панк и балканские мотивы. Музыканты коллектива оказались универсалами: каждый из них успел поиграть на всех инструментах, присутствующих на сцене.
А на Main-Stage в это время выступал коллектив “Optimystica Orchestra” с его руководителем Евгением Фёдоровым, известным также в качестве солиста “Tequillalazzz”. Исполнив свои самые известные песни в джазовых аранжировках, группа погрузила слушателей в лёгкую и непринуждённую атмосферу.
Третья сцена «Звуквокруг» была построена два года назад специально для смотра достижений музыкального искусства. Эта открытая со всех сторон площадка позволяет слушать будущих кумиров на расстоянии вытянутой руки. Во второй день фестиваля здесь выступили молодые исполнители: инди-фолк-певица Даша Шульц, зажигательные “DJ Maneki Neko” из Казахстана с их урбан-регги, белорусская пост-панк-группа “Super Besse”, москвичи “1/2 Orchestra”, смешавшие в своём творчестве джаз, фанк, хип-хоп и электронику, а также поп-рок-коллектив «Зимавсегда».
А ближе к вечеру на главной сцене Стереолета появились эстонские фолк-рокеры “Trad.Attack!”. Они хорошо завели публику, и та не хотела отпускать зажигательных и энергичных музыкантов. Сразу после “Trad.Attack!” на Main-Stage вышла ростовская группа, исполняющая тви-поп и пост-панк на английском языке – “Motorama”. Их светлая грусть переросла в театральный трагизм с элементами безысходности британского оркестрового ансамбля “The Irrepressibles”, который во главе с композитором и певцом Джэми Макдермоттом исполнил свои композиции “Arrow”, “Forbidden”, “In the Shirt” и другие.
Закрыла двухдневный фестиваль одна из известнейших отечественных рок-групп Аквариум. Впервые за 14-летнюю историю Стереолета главным хедлайнером стал российский коллектив. Послушать БГ пришло самое большое количество зрителей.
Аквариум играл на главной сцене фестиваля почти два часа и исполнил около двадцати песен. Кроме жизнерадостных композиций («Сувлехим Такац», «Вавилон», «Марш Священных Коров», «Стаканы», «Поутру»), Борис Гребенщиков спел и медленные лирико-философские баллады («Государыня», «Когда пройдёт боль»). Кульминацией выступления Аквариума стала протяжная казачья песня «Чёрный Ворон», без перерыва перешедшая в трагического и напряжённого «Истребителя» с пронизывающим всю песню риффом и бесподобным гитарным соло Алексея Зубарева. Яркими моментами были и иронично-саркастические реплики Бориса Гребенщикова на злободневные темы. Так, музыкант возмутился реакцией Православной Церкви на предвоенную обстановку в России, а затем спел песню Виктора Цоя «Безъядерная зона», в которой к Аквариуму присоединились Настя Полева и Евгений Фёдоров.
Фестиваль завершился своеобразным гимном Аквариума — песней «День Радости». После слов «Бог есть свет, и в Нём нет никакой тьмы», произнесённых БГ уже в полуночной темноте, зрителям было совсем не страшно расходиться по домам.
Фестиваль Стереолето-2015 прошёл на славу, а это значит, что все остались довольны – и артисты, и слушатели, и организаторы. Два больших концерта и на трёх сценах позволили публике открыть для себя новые имена музыкантов, дебютировавших именно на этом мероприятии. В следующем году фестиваль будет праздновать своё 15-летний юбилей. Пожелаем ему успехов и новых гостей!
Автор: Анастасия Видмайер