Репортаж | Steven Wilson в Москве | Yotaspace | 15.02.2016



К музыке Стивена Уилсона я пришёл примерно в 2010 году. Как и у многих других, это произошло через знакомство с творчеством Porcupine Tree, его наиболее известного проекта. Тем сильнее было моё огорчение, когда я узнал, что группа вряд ли выпустит что-то новое и вообще пребывает в бессрочном творческом отпуске. Но время шло, музыкальный кругозор расширялся, и оказалось, что творчество Уилсона гораздо более разнообразно. Тут вам и No-Man, и Blackfield, и очень интересные сольные альбомы музыканта. Сами понимаете, что концерт 15 февраля 2016 года в клубе Yotaspace стал для меня одним из самых долгожданных.

Смотреть фотоотчет →

Стивен приехал в Москву с концертной программой Hand. Cannot. Erase., в основе которой – его прошлогодний альбом, обласканный прессой и на ура встреченный поклонниками. Двумя днями ранее Уилсон выступил в Санкт-Петербурге. Не обошлось без эксцессов. Из-за сильной задержки на таможне начало концерта пришлось отложить часа на полтора. Конечно, фаны были сполна вознаграждены за ожидание грандиозным шоу, но особо ретивым поклонникам пришлось помёрзнуть. В Москве таких неприятностей не было. Более того, я не помню столь пунктуального артиста. Стрелка часов ещё только подползала к восьми, а на экранах уже начался обратный отсчёт. Появился и видеоряд – привычные русскому глазу виды запущенных дворов и типовых многоэтажек. В голове промелькнула шутка в духе: «А Стивен выйдет? А скиньте гитару!», но времени на хохмы уже не было – музыканты вышли на сцену. Концерт был разбит на два отделения. Первое целиком посвящено материалу пластинки Hand. Cannot. Erase.. В репортаже наших петербургских коллег я обнаружил интересную параллель между ним и легендарным альбомом The Wall. Вроде как новый альбом Уилсона это The Wall для поколения фейсбука. Общие места действительно есть. В обоих произведениях затрагивается тема одиночества, отчуждения, разъединённости людей. Но если Роджер Уотерс поднимается до философских обобщений, то Уилсон концентрируется на деталях, моментах частной жизни, что делает его работу ещё более пронзительной. Поэтому перед глазами зрителей во время концерта разворачивалась история главной героини альбома – молодой девушки, проходящей путь от беззаботного детства к разочарованиям молодости и дальше, в темноту. В альбомной версии песни Perfect Life Стивену помогала израильская певица Нинетт Тайеб. К сожалению, в Москву она не приехала, поэтому её голос звучал в записи. Надо сказать, получилось естественно и органично. Зато остальные музыканты были как на подбор: соло-гитарист Дэвид Килминстер, которого вы могли слышать на московском концерте всё того же Уотерса в 2011 году, басист Николас Беггс (виртуозный обладатель загадочного многострунного басового агрегата), повелитель ударной установки Крейг Бланделл и американский клавишник Адам Хольцман, который «не голосовал за Трампа». Сам Уилсон играл то на гитаре, то на басу, то на клавишных. И всё звучало на высшем уровне! Эмоциональный пик первого отделения – это, безусловно, песня Routine. «Вообще я счастливый человек, - признался Уилсон, - потому что свои негативные эмоции я отдаю вам». Вот уж добрый парень! На самом деле, вот уж интересный парадокс: Уилсон одновременно предстаёт и интровертом, и весьма общительным, остроумным человеком. И такое бывает. Во время исполнения Routine казалось, что безысходность и отчаяние вперемешку с состраданием к героине песни накрывают зал, подобно океанской волне. Накал эмоций требовал выхода, и им стал сет из сыгранных подряд треков Home Invasion / Regret # 9 / Transience, на время которого Уилсон временно овладел бас-гитарой. Потрясающие соло вытащили-таки зал из омута депрессии. Примерно в 21:30 первое действие концерта под затухающие звуки клавишных из Ancendant Here On подошло к концу. Можно перевести дух и приготовиться к продолжению… …и оно последовало! Уилсон тут же погнал с места в карьер, открыв второе отделение хорошо всем знакомыми риффами песни Open Car. Под такую песню сложно было не преисполниться бодрости и сил! А следом зазвучала Harmony Corine, открывавшая первый сольник Стивена. В целом же второе отделение получилось более разрозненным и слегка потеряло в общей динамике. Зато теперь каждая песня задавала свою особую атмосферу. Между собой чередовались хиты времён Porcupine Tree и сольные произведения Уилсона. Надо сказать, что играть старьё Стивен не любит и всячески это демонстрирует, ласково именуя старые песни “this old shit”. Но разве мог он не сыграть, скажем, Lazarus, вещь, судя по всему, глубоко личную и очень важную именно для него самого? Очень убедительно прозвучала Index – едва ли не самая злая и страшная композиция за весь концерт. Во время её исполнения дым настолько заполнил сцену, что едва ли музыканты могли что-то разглядеть вокруг себя. Мы услышали и песни из мини-альбома 4 ½, самого свежего релиза Уилсона. В My Book of Regrets каждый музыкант сполна продемонстрировал, на что способен, а в Don’t Hate Me, песенке времён Porcupine Tree, перезаписанной на 4 ½ в дуэте с Нинетт Тайеб, Стивену пришлось по старинке исполнить всю вокальную партию самостоятельно. Перед агрессивным инструменталом Vermillioncore из-под крыши опустился полупрозрачный занавес, отделивший музыкантов от зрителей. Там, за занавесом, музыканты отыграли Vermillioncore и грянули потрясающую Sleep Together, завершив ей основную часть концерта. Как обойтись без выхода на бис? Да совсем никак. Начался он нетривиально: Уилсон в сопровождении Килминстера и Хольцмана исполнил в акустическом варианте кавер на Space Oddity, песню недавно ушедшего от нас Дэвида Боуи. Затем прозвучала песня Sound of Muzak времён Porcupine Tree (это о ней Уилсон отозвался столь нелестно), и напоследок музыкант исполнил, как он сказал, одну из своих любимых вещей: песню-притчу The Raven That Refused to Sing о вороне, который своим чудодейственным пением прогонял силы тьмы, угрожающие главному герою песни, но отказался петь, оказавшись в неволе (главный герой посадил его в клетку и принёс к себе домой, вот уж злостный браконьер). На этом трёхчасовое (!) выступление завершилось. Звук, свет, подача – всё было на высшем уровне! Можно констатировать, что зрители увидели не просто рок-концерт, а самый настоящий перфоманс с грамотно продуманной структурой и внутренней драматургией, не дающей расслабиться ни на мгновение. Внимание к деталям, тончайшая проработка всех музыкальных нюансов, уважение к зрителям – то, что отличает концерты Стивена Уилсона от выступлений многих его коллег. И то, что заставляет ждать новых концертов как откровения. Стивен Уилсон не из тех, кто застывает в развитии, он всегда стремится вперёд и ищет новое. И я уверен, что он ещё не раз нас приятно удивит. Будем ждать.

Смотреть фотоотчет →



Комментарии