Репортаж | Аквариум в Москве | Crocus City Hall | 03.12.2016


Фото: Crocus City Hall

Суббота 3 декабря прошла у многих под знаком БГ. Действительно, концертный зал Крокус Сити Холла был практически заполнен, по крайней мере, насколько это можно было разглядеть с балкона.


Каждое выступление Бориса Гребенщикова — это погружение в музыкально-космический мир внутри тебя самого. И каждое выступление — от уличных песен до больших симфонических концертов — по-своему ценно и необычно.

Как на ладони передо мной простиралась сцена, а также заполненный танцевальный партер. Вот уж и начало восьмого, а народ все идет, и зал постепенно и повсеместно заполняется. Наличие инструментов и стульев на сцене сразу же обнадежило: сегодня явно будет круто и очень симфонично. Ну, а привычная для завсегдатаев концертов Гребенщикова медитативная музыка настраивала на особый «аквариумный» лад. После каждой мантры зал начинал аплодировать, призывая лидера группы Аквариум выйти на сцену.

Перед началом концерта, минут за 5-10, Борис Борисович наконец вышел, но один, чтобы обсудить с нами два серьезных момента: во-первых, предложил помочь благотворительному фонду, который занимается сбором средств на лечение детей. В вестибюлях Крокуса можно было встретить волонтеров фонда и поделиться с ними своим материальным добром, которое со временем трансформируется в физическое здоровье детей, а также в тысячи плюсов к карме. Ну а «второе объявление еще более серьезное. Концерт в двух отделениях, у вас будет перерыв».

В 19:15 оркестр собрался на сцене. Большая редкость для рок-исполнителей начинать концерт вовремя, но участие в выступлении оркестра, конечно, сказалось: нельзя же задерживать такое количество человек. Затем вышли музыканты группы Аквариум и элегантный БГ в черном. Таинственный голубоватый свет и сочетание индийских инструментов со скрипками, арфой и басами с духовыми, проникновенное и тревожное, спокойное вначале, но торжественное в кульминации, переходящее в гитару Бориса Гребенщикова. А эти волшебные звуки, в свою очередь, привлекли в наше пространство чудесных существ Сирина, Алконоста и Гамаюна. Эти сказочные птицы и начали погружать нас в действо на сцене, в котором музыканты Аквариума солировали в оркестре. Между песнями группы гармонично вклинивались небольшие инструментальные композиции, которые мягко перетекали в следующие песни, а Борис Борисович периодически благодарил зал за прием с немного смущенной интонацией.

«Мне очень нравится ваша реакция, мы явно ввели вас в задумчивость, что было нашей основной целью». И тут же разорвал задумчивость торжественными звуками труб, вырвав зрителя «из хрустального захолустья».

«Ну что же, от общественного надо переходить к личному», — сказал Гуру. Сказал и сделал: Цветы Йошивары поведали об отражении БГ в этом мире. И в голове начали мелькать образы певца в разные творческие годы, которые зафиксировались в отражении символа БГ Симфония с райскими птичками по бокам. А пока мои мысли роились и бросались в разные стороны, Гребенщиков представил прекрасный оркестр Глобалис и «старинного друга и приятеля» группы, композитора и дирижера, Саймона Басса. Затем БГ представил музыкантов Аквариума, этих людей, в каждом из которых помещается целый оркестр, ибо звуки, которые они могут извлекать из своих инструментов иногда кажутся нереальными. Ну а пока лидер группы представлял всех, на сцену поднялся хор и посодействовал исполнению Stella Maris. «Ну, и спасибо нашему прекрасному хору. Теперь у вас есть возможность отдохнуть и обдумать произошедшее в первом отделении», — оповестил БГ, и вся команда удалилась на перерыв, оставив нас в восхищении и оцепенении.

Ровно через 15 минут все музыканты заняли свои места на сцене, и флейта Брайана Финнегана донесла свое Голубиное слово до каждого зрителя в зале Крокуса. Интересно свет поддерживал содержание песен. Как на слова «И может быть, следующим, кто постучит К нам в дверь, Будет война…» в первом отделении сцена залилась кроваво-красным, так и сейчас на словах «Долго мы пели про Свет, А сами шли сумраком, Не замечая за болтовней, Как ветер играл стеклянными струнами, Соединяющими нашу Душу с Землей…» зал осветился, а сцена осталась темной. И снова минутка симфонической музыки во главе с Финнеганом и Суротдиновым.

«К нам вновь присоединился детский хор радио и телевидения России, потому что пришло время эпических повествований», — уточнил БГ и спел о том, что «Под Тобольском есть плес, где гнездится минтай, И там подземные тропы на Цейлон и в Китай» — после чего логичным продолжением стал Туман над Янцзы. Как сказал Гуру: «Ну что, дошли до Тобольска, пора идти и дальше».

«Как вы хорошо знаете, есть песни, которые можно петь стоя, есть песни, которые поют лежа, а есть те, которые необходимо петь сидя. А слушать можно в любом положении, совершая любые действия», — и вот тут, на Стаканах, проходящих под аккомпанемент аплодисментов, мне стало жаль, что я не предаюсь веселью в танцевальном партере. А все уже идет своей чередой, и букеты, летящие на сцену, сбивают микрофон. Ну, а свет продолжает радовать, поддерживая содержание песен и вовлекая зрителей в действо. «Как мне увидеть тебя, Когда прожекторы прямо в лицо?», — поет БГ, а прожекторы не дают нам рассмотреть его в этот момент. А Навигатор Борис Борисович подстраивает под обстоятельства прямо в процессе концерта, и вместо «Ну, а тем кто с мечом — я скажу им: «Шалом», абсолютно актуально выдает: «Ну, а тем кто с мечом — я скажу «Go fuck yourself».

«Спасибо за то, что вы пришли сегодня, что добрались сюда, за то, что позволяете играть для вас. Теперь то, ради чего мы собрались»: и величественная, проникающая в глубины подсознания музыка «напомнила о главном» — «послеполуденном отдыхе фавна».

«Мы только что совершили с вами прекрасную невозможную вещь, о которой узнаем позже», — заверил БГ и еще раз представил и поблагодарил оркестр Глобалис и Саймона Басса. А после исполнения любимой мною безумно Я не могу оторвать глаз от Тебя, Гребенщиков с музыкантами покинул сцену, «не слишком касаясь земли». Оркестр на своих местах, и мы понимаем, что бис точно состоится. И, помучив поклонников немного, под общий одобрительный гул, ребята вернулись на сцену, одарив нас, под звездным небом фонариков, Дубровским, Днем радости, (а концерт БГ для меня всегда день радости), а также своей невероятной энергетикой и любовью.

«Спасибо, что пришли. С наступающим рождеством, может еще увидимся», — попрощался Борис Борисович, оставив зрителей наедине со своими мыслями о произошедшем. А мы еще долго стояли и аплодировали…

  • Сет-лист:

    Первое отделение
    1. Сирин Алконост Гамаюн
    2. Очарованный Тобой
    3. Лошадь белая
    4. Дело мастера Бо
    5. Из хрустального захолустья
    6. Цветы Йошивары
    7. Stella Maris
    Второе отделение
    8. Голубиное Слово
    9. Небо цвета дождя
    10. Нога Судьбы
    11. Туман над Янцзы
    12. Стаканы
    13. Желтая луна (USB)
    14. Навигатор
    15. Фавн
    16. Я не могу оторвать глаз от Тебя
    Бис
    17. Дубровский
    18. День радости




Комментарии