Фотоотчет | Фестиваль Боль в Москве | КЦ ЗИЛ | 11.06.2018


Фото: Лев Гиллер

Второй день фестиваля Боль продемонстрировал, как обстоят дела в российской независимой музыкой и дал богатую пищу для размышлений.


Фестиваль Боль на глазах становится событием исторической важности. Возможно, не все это принимают и осознают, но это так. Уже сейчас главные герои предыдущих Болей — группы Пасош, Пошлая Молли, Буерак — собирают тысячные залы и катают туры по стране.  У всех на слуху имена героев сегодняшних: Гречка, Монеточка, Антоха МС, IcePeak. Группы ГШ и Short Paris покоряют западные шоу-кейс фестивали и влюбляют в себя критиков.

В общем, у независимой российской сцены сейчас очевидно хорошие времена. Наконец-то появилась и консолидировалась вокруг различных фестивалей, шоукейсов и интернет-медиа интересная движуха, и, вполне возможно, грядет, а то и нагрянула  «та молодая шпана», которая лет двадцать все никак не приходила. И, хотя по качеству музыки и исполнения большинства артистов фестиваля могут возникать вопросы, на Боль обязательно надо сходить, чтобы знать о состоянии дел на российской независимой сцене.

В этом году к команде Степана Казаряна (основателя Боли) подключились ребята из Pop Farm. В результате, фестиваль стал двухдневным, состав участников серьезно расширился и включает заметных иностранных исполнителей, а главное — сменилась локация на более просторную и комфортную по сравнению с предыдущей в центре городской культуры Правда.

Начнем с локации. Фестиваль впервые проходил на территории культурного центра ЗИЛ. Главная сцена Сартр – на открытом воздухе, остальные (Гегель, Кант, Фуко, Гоббс)  – в здании. До важнейшего памятника конструктивизма пока не дошла московская реконструкция, и он сохранил небольшую потрепанность и дух советских драмкружков, что для маргинально-авангардного действа подходит почти идеально. Роккульт впервые освещает фестиваль Боль, и потому сравнивать не с чем. Но адских очередей, на которые все жаловались в предыдущие годы, не наблюдалось в принципе. Да и по организации вопросов никаких.

Первыми, чье выступление удалось захватить, стало буйное сербское трио Repetitor. И это было охрененно. Настоящий CBGB. Гипероктановый драйв, гаражный саунд, наэлектризованный фронтмен со внешностью молодого Тома Верлена, не менее отвязные девчонки на басу и барабанах и бешенный слэм – начало положено.

Питерские ветераны Кирпичи выдали преимущественно тяжелую роковую программу, на репчину (Байка, Get Down, Школьники) перейдя лишь к концу сета. Лабают парни очень четко, профессионально, что на общем фоне звучало, почти как Пятая симфония после Собачьего вальса. Да, и конечно, же был слэм.

Самый удивительный и неожиданный участник обоих дней – это группа Альянс, вошедшая в историю одной единственной песней. И конечно, ради того, чтобы хором  затянуть «На зареее, голоса зову-ут меня-а-а-а», набился полный зал. Солист Игорь Журавлев долго не мог договориться со звукорежиссером и отстроить звук. Но оно того стоило. Оказалось, что подзабытая новая волна 80-ых вполне уместно звучит и в 2018. Толпа  с интересом внимала и своего дождалась.

Хорошая коломенская группа Дайте танк(!) не впечатлила, хотя определенные желания на нее возлагались. Тот самый случай, когда студийные записи и клипы звучат и выглядят ощутимо лучше лайвов. Но слэм был и на них.

На Motorama на сцене Гегель было не протолкнуться. Ростовские пост-рокеры отыграли качественно, держась отстранено, под стать музыке. Но и тут какое-то подобие слэма также случилось.

Завсегдатаи Боли группа Пасош сыграли свой гаражный пост-панк, собрав внушительную толпу у главной сцены. Почти все знали тексты и отрывались, как в последний раз. Фронтмен Петар Мартич — весьма обаятельный парень и знает, как общаться с аудиторией. Но всего этого оказалось недостаточно, чтобы понять, что ж в этих парнях такого особого и почему они так популярны. Того же мнения, судя по всему, остался и Евгений Хавтан, который, прислонившись к дереву, с явно скучающим видом наблюдал минут десять за выступлением и после чего спешно ретировался. Кстати, лидера Браво практически никто не узнавал и не фоткался с ним, что как бы намекает на средний возраст аудитории фестиваля. Последовав примеру заслуженного рокера, автор покинул сцену Сартр и в темпе вальса обследовал другие площадки. А в частности, заглянул на видного российского электронщика Филиппа Горбачева на сцене Гоббс. Там, как и положено, были техно биты и танцы. Даже охранник, стоящий у сцены, подплясывал. Редкое зрелище.

Очень понравилась сцена Фуко, переоборудованная из лекционного зала. Достаточно просторно и хорошо видно выступающих из любой точки. Тем вечером королем Фуко стал Евгений Горбунов (экс-NRKT, ГШ), выдавший огненный сет со своим проектом интурист.. «Женя ты о*уенный. Просто е*ашь!» — кричали из зала. Женя к советам прислушивался и вжаривал еще сильнее.

В это же время на главной сцене играл Хаски. И, как по мне, это был самый мощный сет второго дня. Вот этот парень полностью оправдал ожидания. Характерная читка, эмоциональна подача, дерганные движения, классные биты, под которые тело само вибрирует, живой бенд, одетый в омоновкую форму, и огромная толпа, хором орущая Панельку, Бит качает голову — это сильно.

Выступавшие следом и закрывавшие фестиваль The Slaves выдали наидичайшее шоу на свете. Корреспондента РК, стоящего у сцены, с первых же аккордов основательно так прокрутило в воронке слэма и отбросило куда-то в последние ряды. Все, что происходило до этого, оказалось детским садом.  Молодежь отрывалась исступленно, неистово под истошные кричалки со сцены. Трэш и угар в концентрированном виде. Достойное завершение феста.

Впечатления остались смешанные. С одной стороны, качественно герои российской молодежи сильно уступают средним европейским группам и немногочисленным отечественным ветеранам сцены. (Помимо Пасоша, наскоком, но по возможности вдумчиво были изучены группы Источник, Кобыла и Трупоглазые Жабы, RSAC, Казускома). Те же, кто действительно впечатлил (Хаски, Интурист, ну и, пожалуй, Motorama)  к пресловутой «новой волне» при всем желании не отнесешь. Почти во всех случаях  недостаток исполнительского мастерства и просто хороших песен частично компенсируется молодецкой удалью, задором и максимализмом.

С другой стороны (и это главное), замечательно, что такой фестиваль существует, поскольку такие мероприятия, где дается возможность быть услышанным самым разным  коллективам, жизненно необходимы. Степан Казарян и его команда делают важное дело. И возможно, уже на следующей Боли упомянутая в начале «молодая шпана» убедительно себя проявит и « сотрет нас с лица земли».

Ищем себя




Комментарии