Репортаж | Gamma Festival в Питере | Завод им. Степана Разина | 14.07-16.07.2017


Фото: Василь Давлетшин

В середине июля многие любители чего-то странного, непонятного и магнетического были точно в предвкушении одного крупного события. Фестиваль Gamma, главной задачей которого стоит синтезировать музыку и современное искусство, прошёл 15 и 16 июля на территории Завода имени Разина. Вдобавок, 14 числа фестиваль открыла специальная программа на новой сцене Александрийского Театра.


Гамма проходит уже второй год. После прошлогодней программы организаторы m_division решили не просто повторить её успех, а постараться превзойти, расширив программу ещё более мощными артистами.

После анонсирования выступающих музыкантов, где были такие личности и команды, как Drew McDowall, Rrose, Vatican Shadow, Douglas Dare, Terence Fixmer, [Q] Phase, Emptyset, Xosar, Martin Kohlstedt, Oake, Zadig и Robert Lippok я без раздумий решил пойти и увидеть максимум, что получится.

Посещение Гаммы я решил начать с основной программы, которая проходила на территории завода имени Степана Разина. Здесь расположились несколько сцен: Gamma, Omega, Delta, Sigma и Epsilon, которые находились в самом заводе. На улице же находилась «живая» сцена (Live Stage). К началу программы произошли некоторые изменения: первые концерты были только на живой сцене, и выступления на ней сместились на час. Что ж, бывает.

Первым делом я решил посмотреть выступление молодого, но безусловно талантливого музыканта Дугласа Дэр (Douglas Dare). Этот парень является одним из приятнейших открытий за последнее время. Его песни, где доминируют фортепиано и голос самого Дугласа, дополненные минималистичной электроникой с резким ритмом имеют мощную внутреннюю силу. Не зря его сравнивают с Томом Йорком и Джеймсом Блейком; я ещё нахожу общие параллели с Джей-Джей Йохансоном и East India Youth.

Выступление Дугласа произвело не меньшее впечатление, чем его музыка. Он выступал один наедине со своим фортепиано, и поначалу были некоторые сомнения, сможет ли он удержать внимание зрителей до конца. И у него получилось. Являясь единоличным создателем своих песен, он смог выразить их максимально эффективным способом, составив отличный сет-лист: например, были Oh Father, Rex, Swim и New York. А за проникновенное исполнение радиохэдовской Daydreaming ему отдельное спасибо. Атмосферу нарушило лишь то, что тогда было ещё светло. В темноте с приглушенным светом это смотрелось бы ещё глубже и «объёмнее». В целом же, это было цепляющее выступление человека, которому есть, чем поделиться с миром. Уверен, что через некоторое время он станет намного известнее. После этого первого концерта в России жду сольного концерта с полным составом.

Расширил границы душевности и поддержал фортепианную меланхолическую атмосферу немецкий экспериментальный пианист Мартин Колдест (Martin Kohlstedt). Этот молодой человек любит создавать непростые композиции, которые как бы рассказывают отдельную историю, используя вместе с фортепиано минималистичную электронику. И всю мощь своего творчества он продемонстрировал на главной сцене. Его эмоциональность при игре кому-то может показаться чрезмерной, однако не остаётся сомнений, что Мартин отдаётся своей музыке полностью. Это касается также и композиционной структуры его выступления, того, как он играет, стараясь не разрушить магию своего творческого мира, и того, как открыто реагирует на аплодисменты. Тебе действительно есть за что аплодировать, Мартин. Замечательное выступление.

Уже практические стемнело. Площадка заполнена людьми, зрители стоят вплотную друг к другу, и начинается выступление мексиканского электронщика музыканта Murcof. Фернандо Корона занимается музыкой много лет, и благодаря Murcof занял определённую нишу. Свой сет он решил начать с длинного эмбиент вступления, и, на мой взгляд, оно слишком затянулось. Учитывая, что видеоряда никакого не было, а сам Фернандо просто сидел в наушниках, манипулируя своим лептопом, бОльшая часть его выступления показалась мне довольно скучной. Не знаю, играет ли он всегда именно так, но было бы интересно посмотреть его более техничный сет, где будет больше ритма (здесь же ритм у него появился под конец сета). Может, в следующий раз так и выйдет. Однако не отнять того, что Murcof органично завершил Live stage-часть.

Теперь уже открылись двери завода, на территории которого сцены были расположены в секциях А и Б. И многочисленная аудитория разбрелась по различным площадкам. В моем расписании образовалось окно, потому что я решил передохнуть и подготовиться к объёмному массиву экспериментальной электроники от Emptyset, Дрю Макдауэлла и Oake. Так что было самое время немного прогуляться по ночному городу, и затем походить по территории фестиваля.

Так совпало, что первый день я провёл только на двух сценах: Live и Delta. Поэтому не пришлось метаться туда-сюда между концертами, что хорошо.

На часах час ночи, и настало время ‘зажечь’ бристольскому дуэту Emptyset (который у нас разросся до трио). Джеймс Гинзбург и Пол Пургас мыслят за пределами рамок стандартов создания композиции. Для них звук – скорее способ передать нечто подсознательное, и благодаря этому их монолитный, но не статичный звуковой массив захватывает тебя с головой. Недавний альбом Borders показал, что они всё ещё могут удивлять. А вживую, благодаря соответствующему «шумовому» видеоряду, уровень восприятия возрос ещё выше. С самого начала и до конца Emptyset не давали шанса хоть на секунду отвлечься и перевести дух. Массированная атака в действии.

Настала пора самого ожидаемого и интригующего для меня выступления фестиваля. Дрю Макдауэлл за свою долгую музыкальную карьеру успел поработать с одними из важнейших проектов британского андеграунда – Coil и Psychic TV, о которых и говорить ничего не надо – без них современная музыкальная история была бы точно другой. В 70-е Дрю являлся участником арт-панк проекта The Poems, созданного им со своей тогдашней женой Роуз Макдауэлл (Strawberry Switchblade). Приобретя такой бесценный опыт, к 2015 году Дрю решил заняться сольной карьерой, а с промежутком в 2 года вышло два потрясающих альбома, Collapse и Unnatural Channel. И Дрю продемонстрировал эту мрачную эстетику потусторонних машин на полную катушку. Его музыка состоит из подвижных звуковых блоков, и в руках менее талантливого человека такая музыка звучала бы «мертвой», однако у Дрю она живёт собственной жизнью. К счастью, звук был хорошим, что позволило насладиться лайв-сетом по максимуму. После концерта удалось с ним немного поговорить – Дрю показался приятным и добродушным человеком.

Хоть и хотелось дотянуть до утра и закончить первый день выступлением Rrose, после Дрю Макдауэлла силы уже были на исходе, и было решено посмотреть только Oake.

Резиденты крутого лейбла Downwards, Oake, заправляют которым Эрик и Констанц, — это ядерная смесь, где жесткий индастриал и техно встречаются с глубокой эмоциональной субстанцией с оттенком некой ритуальности, которую обеспечивает задумчивая Констанц. Выступив в России пару лет назад на фестивале Terminus II, где, среди прочего, был ещё один мой любимец из Downwards Сэмюэль Керридж, Oake решили снова нагрянуть к нам, показав один из лучших перфомансов фестиваля.

Вживую группа не менее яростная и одновременно отрешенно-печальная, чем в записи. Однако, когда видишь, как музыканты действительно выкладываются на концерте и сами впадают в тот транс, в который они вводят слушателей, ты получаешь иную порцию удовлетворения, и концерт для тебя становится не только отличным с точки зрения профессионализма, но и более личным. Я получил именно то, чего ожидал от одного из лучших современных экспериментальных проектов, и даже больше.

Славное завершение длинного и насыщенного дня.

Финальный день, как водится, был «разгрузочным».

Первоначально я планировал приехать к 10 вечера и посмотреть на резидентов лейбла Giegling. Но, к сожалению, не получилось. Однако следом на сцене Gamma подряд выступали Xosar и Vatican Shadow, что было прекрасным вариантом закончить культпрограмму Гаммы.

Эффектная девушка Шила Роман, она же Xosar, в своей музыке смешивает техно и хаус, приправляя это хлесткими ритмами. Её сет получился очень бодрым и динамичным, и ноги сами пускались в пляс. Хороший способ расслабить мозги после прошедшего Экспериментального Парада.

После последнего трека Xosar командовать парадом начал взрывной Доминик Ферноу, или Vatican Shadow. Смешаем прямолинейное жесткое техно, индастриал, немного нойза, добавим настойчивое желание не молчать о политике – и получим на выходе нечто странно-притягательное. Vatican Shadow интересно слушать, потому что, несмотря на внешнюю простоту, его музыка обладает некой «правильной» пульсацией, которая будет возникать у тебя в голове снова и снова, если ты настроен на эту волну.
Ну, а лайв-сет Доминика вышел под стать музыке Ватикана – ярким, агрессивным и наэлектризованным. Сомнений не было никаких, что пройдёт как-либо иначе.

Фестиваль Gamma сейчас можно назвать одним из главных электронных фестивалей России, которые продвигают музыку, далёкую от мейнстрима. Действительно отрадно, что m_division не топчутся на месте, а привозят хороших артистов, некоторые из которых создают своеобразный звуковой ландшафт.

Организация была на высоте, а подобранная площадка в виде завода – это истинный андеграунд. Хождение по малоосвещенным лестницам и локациям добавляло определённой остроты. Радовали глаз инсталляции и стрит-арт работы различных художников.
Незначительные недочеты ни капли не портят общее впечатление от Гаммы.

А ситуации с пересечением крутых артистов в одно время (например, Теренс Фиксмер/Дрю Макдауэлл, [Q]Phase/Emptyset) стоило ожидать. Единственное, чего хотелось бы, это чтобы некоторые музыканты выступали немного раньше.

Ну что ж, ждём новых подвигов от организаторов, прекрасных артистов и любопытных площадок. Спасибо за прекрасное время, Гамма!




Комментарии