Новый альбом Metallica - Hardwired...To Self Destruct!

Рецензии, видео, новости, розыгрыши ценных призов - все самое интересное на странице релиза!

Репортаж | A-ha в Москве | СК Олимпийский | 12.03.2016



В начале весны образца 2016 года на головы московских женщин свалилось аж два музыкальных подарка высочайшего уровня. Первым из них стал концерт британцев Hurts, заставивших многие тысячи фанаток весьма юного возраста терять последние остатки самообладания от избытка чувств. И вот, ровно через неделю праздник пришёл и на улицу дам постарше – в Москву приехала, пожалуй, самая успешная норвежская группа всех времён, A-ha.

Смотреть фотоотчет →

Хотя, справедливости ради, 12 марта к Олимпийскому ещё задолго до времени, указанного на билетах, начали стягиваться далеко не только зрелые представительницы прекрасного пола. Армия фанатов, поклонников и просто любителей творчества A-Ha на протяжении трёх десятков лет успешно пополнялась самыми разными людьми вне зависимости от пола, возраста и жизненных предпочтений. Могучему союзу голоса Мортена Харкета и композиторских дарований Пола Воктора-Савоя и Магне Фурухольмена посильно очаровать любого человека. Собственно, поэтому решение норвежского трио о втором за их карьеру реюнионе (в рамках которого увидел свет альбом Cast In Steel) стало настоящим бальзамом для множества миллионов душ по всему миру. А особую ценность этому бальзаму придало объявление о том, что третий этап истории A-Ha продлится не более двух лет, и далеко не факт, что за ним когда-либо последует четвёртый. Сегодняшняя заполняемость Олимпийского не предельна (на трибунах то тут, то там зияют проплешины различной величины), но ощущается весьма солидной. Да и хитрый ход организаторов, превративших большую часть фан-зоны в сидячий партер, прибавляет несколько баллов к визуальной «аншлаговости» мероприятия. Ни о каком разогреве не идёт и речь – в преддверие выхода музыкантов на сцену публику призвана развлекать подборка разномастной поп-музыки. Народ, словно предчувствуя предельную близость знаменательного события, особенно сильно расшевеливается на композиции Omen (за авторством Disclosure и Сэма Смита), и точно – сразу по окончанию этой песни зал погружается во тьму. В тусклых проблесках синего света свои места занимает компания туровых музыкантов, размеренным полуэлектронным ритмом предвещая начало открывающей концерт I’ve Been Losing You и выход на сцену великой троицы. Троицы, которая ожидаемо срывает десятки и сотни децибелов зрительских оваций уже первыми нотами старого хита. Харкет исполняет его так, как и тридцать лет назад, без труда справляясь даже с самыми высокими нотами и вкладывая всего себя в каждое пропеваемое им слово. В противовес вокалу, инструментальная часть этой (да и большинства последующих) композиции ощутимо перелопачена. Типичные для восьмидесятых наивно-синтипоповые синтезаторные партии либо переложены на живые инструменты, либо обретают новые, более современные и серьёзные тона. Впрочем, такие песни, как Sycamore Leaves и переделывать не надо – она и в оригинальном звучании представляет собой вполне такой традиционный блюз-рок. Занимательно наблюдать за тем, как Харкет старательно обходит практически весь материал, написанный A-Ha во время первого реюниона (кроме песен с Foot On The Mountain, максимально приближенных по стилю к ранним вещам группы). Для почитателей альбомов, выпущенных в 2000-х годах, в сет-лист включены лишь две песни, да и те звучат без присутствия Мортена на сцене. Впрочем, это даёт нам шанс оценить то, насколько хороши в качестве вокалистов Пол и Магне, а также услышать то, как поют на норвежской версии шоу «Голос» - компанию главным сонграйтерам страны составляет участница проекта, певица Тини Флаат (чуть ранее подпевавшая Харкету на Crying In The Rain). Velvet, которую Пол Воктор-Савой сочинил и записал ещё в середине девяностых в рамках своей группы Savoy, исполняется под двойной гитарный аккомпанемент – вторую шестиструнку в руки берёт Фурухольмен. Доселе выглядящий отрешённым от происходящего и сосредоточенным исключительно на своих гитарных обязанностях, Пол не только демонстрирует залу свои неплохие вокальные данные (пусть в сравнении с кристальным голосом Мортена Воктор поёт несколько попроще), но и делает песню такой, какой она была изначально. Гитарные риффы становятся более плотными и осязаемыми, а темп композиции ускоряется, приближая её звучание к брит-попу или альтернативному року. Lifelines же отдаётся на откуп Магне Фурухольмену, который сегодня, пожалуй, выступает в роли главного весельчака и заводилы. Впрочем, на те четыре минуты, что длится целиком и полностью сочинённая им песня, Магне обретает подобающую её настроению серьёзность и лиричность. А несколько неряшливое (на фоне Харкета, разумеется) вокальное исполнение с лихвой возмещается невероятной старательностью Фурухольмена и шикарными бэками всё той же Тини. Этот двухпесенный «антракт» посреди сета, становится единственным фрагментом концерта, когда вместе с Мортеном Харкетом отдыхает и человек, ответственный за визуальное сопровождение шоу. На протяжении же всех остальных восемнадцати песен тройной видеоэкран позади сцены непрерывно демонстрирует зрителям различные образы и сюжеты. Некоторые из них прямым образом отсылают нас к классическим видеоклипам A-Ha (Cry Wolf, The Sun Always Shines on T.V. и до сих пор сногсшибательно выглядящий Take On Me), другие представляют собой сторонние, но весьма психоделичные анимированные картины (тройной волчий хэдбэнгинг в той же Cry Wolf или световые физиономии неведомых существ на Mother Nature Goes to Heaven), а третьи заставляют вспомнить старые добрые геометрические скринсейверы образца Windows 98. Ключевые эпизоды взаимодействия группы и публики приходятся на композиции с легендарного дебютника: Hunting High and Low. Именно припев одноимённой песни публика затягивает под сопровождение одинокой акустической гитары Пола и под управлением вдохновенно дирижирующего толпой Мортена. Именно The Sun Always Shines on T.V. люди встречают тысячами крошечных огоньков ещё на эмбиентном вступлении, до того, как Харкет успевает пропеть сакральные: "Touch me. How could it be?". И именно Take On Me заставляет зрителей дождаться второго выхода музыкантов на бис и восторженными визгами встретить упавшего на колени Магне под намертво въевшийся в память барабанный ритм – простой, но такой, чёрт возьми, узнаваемый, тёплый и родной. А уж когда Магне встаёт с колен и принимается выбивать из клавиш своего синтезатора ТУ САМУЮ мелодию, половина зала готова продать родную бабушку, только бы продлить это ощущение ещё немного. После такого идеального завершения очень хорошего концерта даже не хочется ни грустить о скором подведении итогов (окончательном ли?) великой истории великой группы, ни сетовать на нехватку в сет-листе материала, сочинённого норвежцами в XXI веке, ни переживать по поводу не самой большой интерактивности прошедшего выступления. Ещё пять лет назад A-Ha попрощались со своими фанатами выпуском живого DVD с самым что ни на есть символическим названием Ending on a High Note. Но кто сказал, что после восхитительного шоу, завершившегося на высокой ноте, не может быть не менее восхитительного выхода на бис? Такой бис обязательно останется в нашей памяти навсегда, также как и солнце всегда будет светить с экрана телевизора. Спасибо, A-Ha!

Смотреть фотоотчет →