Репортаж | God Is An Astronaut в Москва hall | 02.11.2013



По состоянию на 2013 год Ирландия ещё не стала космической державой – ни одному представителю этого государства до настоящего момента не доводилось побывать на околоземной орбите. Впрочем, своя космическая гордость у острова есть, и это не просто астронавты. Это «Боги – Астронавты». God Is An Astronaut по праву входят в первый эшелон мирового пост-рока, раз за разом выпуская альбомы высочайшего качества. И что немаловажно для нас – братья Кинселла сотоварищи взяли за правило ежегодно посещать Россию. Шестой московский концерт GiaA состоялся 2 ноября в клубе Москва Hall. Посмотреть фотоотчет с концерта можно здесь И… начнем с негатива - давненько мне не приходилось заниматься этим. То ли так складываются обстоятельства, то ли сами музыканты решили поставить рекорд, отметившись на каждой столичной площадке, но всякий раз, приезжая в Москву, GiaA открывали для себя новое место выступления. От Винзавода в 2007 году – через B1 Maximum, Ikra, Точку, P!pl – и в итоге нынешнее шоу было решено провести в стенах КЗ Москва. И, учитывая нарастающую с каждым годом популярность ирландцев у здешних меломанов, этот выбор изначально не выдерживал никакой критики – клуб рисковал просто-напросто не вместить всех желающих увидеть любимую группу. И чего греха таить, так всё и получилось. Пройдя через входные двери в начале девятого вечера, я первым делом столкнулся с наглухо занавешенным гардеробом, что недвусмысленно свидетельствовало об иссякшем запасе номерков и вешалок. Скрепя сердце и скрипя зубами, я миновал досмотровые кордоны (забавно, но кое-кто ещё предпринимал отчаянные попытки купить билет на сегодняшнее шоу), поднялся по лестнице и… остановился. В зал, откуда уже доносились звуки композиций The Prodigy и Daft Punk, втиснуться было фактически невозможно, и несколько десятков человек уже вставали на цыпочки у дверных проёмов, смирившись со своей участью обитателей «Камчатки». Я не смог попасть на солд-аут концерты Hatebreed и Anaal Nathrakh, что проводились в этом же клубе в начале года, но допускаю, что посещаемость зала на God Is An Astronaut побила все возможные «рекорды» (те же Ill Nino или Napalm Death и рядом не стояли по количеству зрителей). Но хвала небесам, всеми правдами и неправдами я сумел-таки занять более-менее удобное для наблюдения место в первых рядах – пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность всем тем, кто вошел-таки в положение и пропустил начинающего паниковать журналиста вглубь зала. Несмотря на отсутствие разогрева, God Is An Astronaut показались на глаза достаточно поздно – ближе к девяти часам вечера. Под шквал оваций порядком подуставшей публики свои места по центру сцены заняли основатели группы, близнецы Торстен и Нильс Кинселла, за ними, спрятавшись в тени непривычно низко расположенной барабанной установки, устроился ещё один ветеран «астронавтов» - барабанщик Ллойд Ханни, а места по флангам были отданы молодому поколению, дополнившему изначальное трио лишь год-два назад: гитарист Газз Карр и мультиинструменталист Джейми Дин. В уши вторгается монотонное эмбиентное гитарное жужжание Weightless, через какое-то время оно обретает определённую форму благодаря мерной пульсации тандема бас-гитары и бас-бочки, и наконец, финальный штрих подводится аккуратными гитарными переборами (всё-таки, расширив состав, GiaA существенно увеличили свои возможности в плане звукоизвлечения). Четырехминутная композиция-интро настроила зрителей на соответствующий лад, теперь можно и переходить к Transmissions. Ускоряемся! Как только музыка God Is An Astronaut набирает темп и ритмичность, музыканты тут же приходят в движение. И если в спокойные умиротворяющие периоды своих песен (Echoes, Fragile) «Астронавты» могут позволить себе статичность, лишь мелко покачиваясь из стороны в сторону, то кульминации таких треков, как From Dust To Beyond или All Is Violent, All Is Bright вводят обе стороны – и группу и их фанатов – в натуральный экстаз. Лицо Торстена принимает выражение неподдельного кайфа от происходящего, сам же он, выжимая из своей гитары все новые и новые ноты, начинает прыгать на месте, подавая зрителям пример и задавая нужную амплитуду движений. Его брат-басист, согнувшись в три погибели, безостановочно трясёт своей роскошной гривой, не давая ни малейшей возможности увидеть своё лицо. Джейми – настоящая находка для группы – так и вовсе показывает себя главным энерджайзером GiaA. Кто бы мог подумать, что ещё пару лет назад, только появившись в коллективе, он безвылазно сидел за своими синтезаторами? Сейчас Дин представляет собой первоклассного шоумена, чуть что – тут же вешающего на плечо ремень «гибсона» и принимающегося за нещадное терзание его струн на расстоянии вытянутой руки от восторженных фанатов, извиваясь во все стороны. Помимо всего прочего, Джейми принял на себя роль второго вокалиста (да-да, некоторые композиции GiaA подразумевают и наличие в них голоса!) и, прижимаясь губами к микрофону, издаёт на пару с Торстеном слабоструктурированные, предельно искажённые эффектами звуки, которые сливаются в одно целое с гармониями гитар и клавишных. Всё это, разумеется, идёт на плюс фирменному загадочно-космическому настроению музыки ирландцев. Что касается Газза, то он ведёт себя наиболее сдержанно, устремляя взгляд на гриф своей гитары или разложенные под ногами разнообразные примочки. Но какие же God Is An Astronaut без светового шоу? Moscow Hall на полтора часа становится одним гигантским калейдоскопом. Экраны за сценой и на боковых стенках то и дело вспыхивают, окрашивая пространство вокруг себя всеми цветами радуги. Молнии и всполохи многочисленных прожекторов и стробоскопов только усиливают весь этот световой террор, лишь изредка приглушая свою активность, дабы установить на сцене таинственный полумрак голубого или красного цвета. В этот день зрителям не демонстрируются какие-то конкретные, осязаемые и осознаваемые образы, но и абстрактных, беспорядочно сменяющих друг друга разноцветных точек, полос и пятен достаточно, чтобы создать в помещении необычайно захватывающую атмосферу чего-то неземного и волнующего душу. God Is An Astronaut – признанные мастера визуального оформления своих выступлений, и немного найдётся коллективов (во всяком случае, клубного масштаба), способных потягаться с ирландцами в этом отношении. Звук приятен. Не сказал бы, что партии каждого инструмента сами собой раскладывались по полочкам, но ничто из них не резало слух. Грязь в звучании возникала лишь тогда, когда это требовалось по сценарию – в громкие, драйвовые моменты с перегруженными гитарами и шумящим басом. Но стоило гармоническому океану GiaA сбавить обороты, как тут же возникали ассоциации со вчерашним Riverside – убаюкивающий бас, ласкающие уши соприкосновения медиаторов и самых тонких гитарных струн и шуршашее нечто, до наложения хитроумных эффектов бывшее голосом Торстена Кинселлы. В России по-настоящему любят God Is An Astronaut, а те отвечают своим поклонникам взаимностью. Торстен и Джейми и во время концерта порой были весьма общительны, объявляя следующие песни, рассказывая о своих впечатлениях от турне и от нашей страны, а исполненную на бис Route 666 и вовсе превратив в after-party Хэллоуина – на головах ирландцев появились маски клоунов, черепов и зомби. А уж после выступления состоялась одна из самых теплых и радостных встреч музыкантов с фанатами, что я видел в этом году. Основная масса зрителей схлынула, так что сотня-другая оставшихся людей спокойно и без спешки смогли вдоволь наболтаться и нафотографироваться с «Астронавтами», получив от этого столько положительных эмоций (в том числе и материализованных – в виде автографов), сколько возможно. Ждём лета – ведь именно тогда, если верить Газзу, GiaA собираются навестить нас в следующий раз. Кто знает, может быть, к тому времени они уже станут секстетом? И совершенно точно, эти ирландские самородки уже давно переросли такие клубы как Moscow Hall, космос их музыки требует настоящего простора и размаха. Как насчет масштабного оупен-эйра лунной летней ночью?

Комментарии